Гран При Италии стал гонкой вооружений

Бен Андерсон
8 сентября 2015 в 10:17

На Гран При Италии команда Mercedes привезла значительно обновленную силовую установку. В то же время Бен Андерсон полагает, что технические усилия Ferrari впервые за полтора года вынудили лидеров идти на неоправданный риск...

В Монце - истинном Храме скорости - на первый план традиционно выходит мощность моторов, и различные мелкие факторы вроде разницы в давлении воздуха в шинах здесь даже учитывать стыдно.

Все мы знаем, что современная Формула 1 как никогда ранее зависит от производительности силовых агрегатов. И в этом отношении равных команде Mercedes пока нет.

Накануне уик-энда многие считали, что скоростные характеристики трассы в Монце позволят англо-немецкой дружине лишний раз подтвердить свое превосходство, а их соперники из Ferrari и, в большей степени, Renault и Honda будут лишь наблюдать за происходящим со стороны.

На первый взгляд, 25-секундное преимущество Льюиса Хэмилтона в гонке лишь подтверждает эти предположения, но произошедшее с Нико Росбергом заставляет задуматься о том, что чемпионский коллектив впервые за последние полтора года вынужден был столкнуться с жесточайшим прессингом со стороны соперников и идти на неоправданные меры.

В Монце Mercedes выиграла очень уверенно © XPB
В Монце Mercedes выиграла очень уверенноФото: XPB

Перед гонкой в Италии на базе команды Mercedes потратили все оставшиеся семь "жетонов", чтобы целиком переработать свою силовую установку и представить в Монце ее новую спецификацию. Руководитель команды Тото Вольф назвал этот мотор "четвертой фазой" их разработки.

При этом глава отдела мотористов Энди Коуэлл признал, что этот шаг был довольно рискованным, поскольку в коллективе изначально планировали представить новинку на один этап позже.

Но соблазнившись тем, что в Монце можно будет насладиться уверенной победой над прямыми конкурентами на их территории, в команде решились на этот шаг. Тото отметил, что над этой разработкой на базе работали начиная с Гран При Канады, и это совершенно иной вектор развития их установки.

Но в Ferrari также не горели желанием уступать соперникам по всем статьям на домашней трассе, в связи с чем потратили три из оставшихся у них семи "жетонов" на доработку своего двигателя. В конце концов, в Маранелло прекрасно понимали, что еще одного провала, как это было в прошлом году, итальянские тифози им не простят.

Технический директор Скудерии Джеймс Эллисон охарактеризовал новый мотор как "значительный шаг вперед", и тот факт, что в этом году Себастьян Феттель смог на 40% сократить прошлогоднее отставание Кими Райкконена от лидера гонки, говорит сам за себя.

После квалификации, по итогам которой оба пилота в красных комбинезонах уступили Льюису 0,3 секунды, болельщики все еще мечтали о том, что в гонке все сложится для них удачно. Не сложилось. Заряженная машина Хэмилтона резко вырвалась вперед на старте, и догнать ее уже не представлялось возможным.

Однако то, что Нико Росберг смог показать в квалификации лишь четвертый результат, уступив обоим гонщикам Скудерии, говорит о том, что в Ferrari смогли-таки оказать давление на беспечных лидеров сезона, заставив их принимать поспешные решения впервые за всю новую эпоху 6-цилиндровых турбированных моторов.

Росбергу пришлось ждать до пит-стопа, чтобы опередить пилотов Williams © XPB
Росбергу пришлось ждать до пит-стопа, чтобы опередить пилотов WilliamsФото: XPB

Перед квалификацией команде пришлось вернуть на машину Росберга прежний двигатель вследствие возникновения "странных вибраций" шасси в заключительной субботней тренировке. В итоге эти проблемы были списаны на утечку жидкости, загрязнившей установку, и на автомобиль немца был установлен двигатель, с которым он две недели назад боролся с напарником в бельгийском Спа.

Росбергу потребовалась вся первая половина гонки, чтобы компенсировать потери на старте, возникшие в результате обгона Кими Райкконена, замешкавшегося на решетке. После этого Нико пришлось сражаться с Серхио Пересом и идти на ранний пит-стоп, чтобы опередить дуэт команды Williams.

Получив свободное пространство на более жестких шинах, немец попытался выжать из машины и двигателя все соки, чтобы вступить в очную борьбу с Себастьяном за второе место в гонке. Результат вы знаете - на 51-м круге из 53-х мотор на его машине не выдержал и загорелся, не разделив чаяний хозяина догнать оппонента.

Если же сравнить темп трех лидеров начиная с 27-го круга (первый быстрый круг Феттеля после его планового пит-стопа) и заканчивая моментом взрыва двигателя у Росберга, можно отметить, что у Ferrari было что предложить старой спецификации силовой установки Mercedes.

Среднее время круга Росберга на этом отрезке дистанции из 24 кругов составило 1.27,629, тогда как Феттель ехал со средней скоростью 1.27,726. Разницу высчитать несложно - 0,097 секунды в пользу Нико. Это и есть разрыв между предыдущей спецификацией мотора Mercedes и обновленной установкой Ferrari.

Конечно, это очень грубое сравнение, ведь мы не принимаем во внимание работу шасси и гонщика, обгоны круговых и усталость двигателя Росберга, но в целом данные верные, особенно с учетом того, что на этой стадии гонки оба пилота ехали на пределе.

Преимущество Хэмилтона относительно Феттеля на том же отрезке составило в среднем 0,293 секунды с круга, при этом стоит учесть, что британцу настойчиво рекомендовали из боксов поднять темп на последних кругах дистанции, чтобы обезопасить себя от возможного наказания за отход от норм Pirelli в плане давления воздуха в шинах.

Льюис выдал феноменальный первый отрезок гонки © XPB
Льюис выдал феноменальный первый отрезок гонкиФото: XPB

Таким образом, несмотря на 25-секундное отставание в гонке, можно ли говорить о том, что Ferrari, у которой в запасе осталось еще целых четыре "жетона" на доработку двигателя, приблизилась к лидерам на расстояние одной качественной доработки своего агрегата?

«Я всегда говорил, что дорабатывать машину и мотор мы будем постепенно, - отметил руководитель Скудерии Маурицио Арривабене. - Перед гонкой в Италии мы потратили несколько "жетонов" и остались довольны результатом.

Теперь нам стоит подумать, как распорядиться оставшимися возможностями на доработку. Мы по-прежнему улучшаем нашу машину и не собираемся сдаваться - и так будет до конца сезона».

Несмотря на то, что Росберг поплатился за решение команды Mercedes представить обновление мотора на один этап раньше, Вольф защитил позиции коллектива.

«Мы привезли четвертую модификацию мотора на этот этап, поскольку хотели понять, правильное ли направление мы выбрали в его доработке, - сказал австриец. – Это было рискованное решение, и мы все видели, что произошло у Нико. Поломка была связана с тем, что двигатель прошел уже большой километраж, но его ресурс не был израсходован полностью.

Да, мы потеряли автомобиль Нико, и он недосчитался важных очков, но мы видим огромную конкуренцию в чемпионате, которая останется такой и в следующем году. И мне кажется, чем раньше мы сможем выбрать правильное направление, тем лучше».

После гонки в команде сказали, что рассмотрят вариант восстановления поврежденного двигателя Росберга для использования в Сингапуре. Но в коллективе могут быть довольны тем, что мотор Хэмилтона выдержал, и он нанес сокрушительный удар по соперникам.

И решающее преимущество британец заработал именно на первом отрезке дистанции на изношенных мягких шинах. За первые быстрые 23 круга до остановки Феттеля в боксах средний темп Льюиса составлял 1.28,177, тогда как Себастьян ехал на 0,644 секунды медленнее - целая пропасть.

«На протяжении круга или двух наш темп был сравним, и я надеялся, что смогу сократить отставание, - сказал после гонки немец. - Но затем… У Льюиса словно открылось второе дыхание. Он просто что-то переключил и унесся вдаль».

Вольф озвучил свою позицию после гонки © LAT
Вольф озвучил свою позицию после гонкиФото: LAT

По этому признанию можно предположить, что Ferrari по-прежнему далеко до Mercedes, но был ли столь весомый отрыв британца заслугой исключительно комбинации их шасси и мотора? Или ему все же помогло сниженное давление в шинах, о чем после гонки говорили соперники?

В результате расследования FIA постановила, что механики Mercedes все делали правильно и следовали установленным Pirelli процедурам перед стартом.

Выводом по итогам этого инцидента стала необходимость пересмотра установленных процедур, но сейчас вопрос не в этом. Могли ли в Mercedes получить дополнительное преимущество за счет разницы давления воздуха в колесах, и должны ли были дисквалифицировать пилотов команды по итогам заезда?

Главный инженер команды Williams Роб Смедли был очень настойчив и непреклонен в своем мнении.

«Не имеет значения, составляет ли разница 0,3PSI или 10PSI, - сказал он. – Есть технический регламент, которого нужно придерживаться.

При измерении размеров антикрыльев речь идёт о пределах в полмиллиметра, и мы не превышаем эти технические нормы. В противном случае будет получена дисквалификация.

Технический регламент не для того, чтобы нарушать его. Если мы даже немного выйдем за рамки, то машина станет на две секунды быстрее, поэтому придерживаемся их в каждой области.

Есть технический регламент, и они его нарушили. Точка».

Но точка, по сути, была поставлена не Робом Смедли, а судьями FIA, постановившими, что в Mercedes не нарушили никаких правил. Таким образом, можно предположить, что речь идет либо об ошибке в подсчетах, либо о неточностях в описании процедуры измерений.

Позиция Смедли была противоположной © XPB
Позиция Смедли была противоположнойФото: XPB

В Mercedes четко дали понять, что выполняли все действия с шинами под строгим надзором сотрудника Pirelli, и что возможные расхождения могут быть связаны с тем, что резина могла остыть между моментом установки колес на машину и самим измерением.

Тото Вольф предложил FIA четко разъяснить все процедуры измерения показателей на стартовой решетке.

«Вопрос состоит в самой процедуре, - отметил Тото. - Мы проверяем шины, когда ставим их на автомобиль.

Нужно определить конкретный момент для проверки – она будет производиться за пять или за восемь минут до старта гонки? Это нужно оговорить на будущее, чтобы выработать единый механизм.

Я отрицаю, что мы старались добыть преимущество таким образом. Как можно измерить падение давления в шинах, когда вы уже отключили приборы? К тому же, какую пользу мы можем извлечь из разницы в давлении в разных колесах на машине».

Вопрос очень непростой, но все же это не имеет никакого значения. Победу у Хэмилтона не забрали, и Ferrari по-прежнему придется делать все возможное, чтобы сократить свое отставание от лидеров. Если им удастся сделать это за оставшиеся семь этапов сезона, то в следующем году мы, возможно, увидим совершенно иной Гран При Италии.

Но сделать им это будет нелегко - как минимум, в Mercedes будут против...

Гран При Италии
Гран При Италии

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle