Когда в Формуле 1 запретят аэродинамические трубы?
Не так давно представители команд выразили надежду на то, что полный запрет на использование аэродинамических труб в Формуле 1 введен не будет, но Дитер Ренкен, проанализировав происходящее за кулисами, считает, что избежать этого не удастся...
В паддоке Формулы 1 очень нелегко раскопать правду из огромной кипы запутанной и противоречивой информации, вводящей в заблуждение остальных теми, кто преследует какие-то собственные интересы, зачастую действуя во вред спорту.
Несмотря на комментарии представителей команд, факт остаётся фактом – наряду с обсуждением Стратегической Группой ценового потолка для моторов последней спецификации в размере $18 млн и $12 млн для прошлогодних силовых агрегатов ("Текущие-1"), участники затронули тему введения запрета на использование аэродинамической трубы, причём принять изменения планировалось чем быстрее, тем лучше.
Ключевые слова в предыдущем абзаце – “затронули тему”, поскольку Стратегическая Группа не имеет ни исполнительной власти, ни права вносить изменения в действующий регламент. Этот орган, который, по мнению многих, следует распустить, существует с одной целью – определять вектор развития Формулы 1, после чего рекомендации группы отправляются на рассмотрение Комиссии Формулы 1.
Стратегическая Группа состоит из 18 голосов: по шесть принадлежат FIA и владельцу коммерческих прав Formula One Management, четырьмя обладают команды Red Bull, Ferrari, Mercedes и McLaren, получившие это право будучи последними чемпионами первенства, один находится в распоряжении у Williams, примкнувший к органу благодаря своему историческому наследию, и последним голосом обладает Force India, оказавшаяся “лучшей из остальных” в предыдущем чемпионате.
В Комиссию Формулы 1, которая претерпела реструктуризацию в 2013 году, входят представители FOM/FIA, команд, спонсоров, технических партнёров, а также представители владельцев автодромов и промоутеров. Раз в квартал проходит голосование по различным предложениям в рамках собраний или при помощи электронных средств (ранее по факсу).
Для утверждения предложений по ходу сезона (если голосование проходит после первого марта) необходимо единодушие всех участников, тогда как для идей на следующий сезон хватит 70% голосов. Одобренные проекты попадают на стол Всемирного совета FIA по автоспорту, который может их утвердить или отправить на доработку в Комиссию Формулы 1.
В настоящее время рассматривается вариант запрета на использование аэродинамических тоннелей с 2017 года, хотя, скорее всего, эта норма вступит в силу в конце сезона-2019, чтобы кардинальные изменения регламента, запланированные на 2021 год, технически были осуществлены командами исключительно при помощи инструментов вычислительной гидродинамики. И хотя во время уик-энда в Сингапуре многие команды выступали против такого запрета, со временем его всё же избежать не удастся.
Естественно, в аргументах “за” и “против“ кроются корыстные интересы –Ferrari лишь недавно провела глобальную модернизацию своей трубы, а в распоряжении Sauber имеется чуть ли не лучшая аэродинамическая инфраструктура. Кроме того, команды используют и мощности Toyota: особенно это касалось Ferrari, когда Скудерия испытывала проблемы с корреляцией данных в своей трубе.
За запрет выступают в Force India и McLaren, аэродинамические тоннели которых уже давно устарели,так что эти команды вынуждены пользоваться услугами Toyota. Новоиспечённая команда Haas, в свою очередь, “продувает” свои модели в трубе Ferrari, хотя многие полагают, что машины американского коллектива будут иметь более чем минимальное сходство с алой техникой, элементы дизайна которой, также создаваемые при помощи той же трубы, получат широкое применение в автомобилях Штайнера и компании.
Хотя запрет на работу в аэродинамической трубе – мера довольна радикальная, учитывая, что некоторые команды инвестировали в эти мощности порядка $80 млн, разговоры о таких изменениях неустанно будоражат паддок с прошлого года, когда консалтинговое агентство McKinsey & Company, проведшее исследование возможных методов сокращения расходов, предложило сперва ограничить работу в тоннелях, а с 2018 года и вовсе запретить их использование.
Ещё в феврале босс Red Bull Кристиан Хорнер поделился с нами своим мнением относительно будущего Формулы 1 без аэродинамических труб, чем вызвал удивление, поскольку в команде работает лучший специалист по аэродинамике Эдриан Ньюи. Комментарии специалиста вызвали бурную реакцию у выступающих против такого запрета.
После гонки в Сингапуре Хорнер утверждал, что эта норма является вполне реальной: «Я поднял тему запрета на работы в аэродинамических тоннелях в рамках Стратегической Группы – мы должны обсудить это относительно сезона-2016 или 2017. Какую пользу приносят трубы в последние пять лет? Лишь 10% от общего объёма работ осуществляется с их помощью.
В наше время инструменты симуляции занимают все более ведущую роль, поэтому возникает логичный вопрос относительно будущего труб в Формуле 1. Сейчас команды должны уделять особое внимание эффективности капитальных инвестиций. Мы все используем аэродинамические тоннели и ежегодно несём серьёзные расходы. Так что пришло время определиться с целями на будущее».
Специалист считает, что в будущем инженеры будут опираться исключительно на инструменты вычислительной гидродинамики, не прибегая к помощи данных обдува моделей в тоннелях.
Перед этим Эрик Булье подтвердил тот факт, что рассмотрение данного вопроса находится на повестке дня Стратегической Группы, а значит, возможность запрета работы в аэродинамических трубах больше не является чем-то невообразимым и немыслимым, пусть даже эта норма вступит в силу годом или двумя позже, чем изначально предполагалось самыми оптимистичными аналитиками.
«В последние месяцы мы очень часто обсуждаем возможность разграничения работы в тоннеле и с CFD в формате 30/30 или даже 25/25 (часы обдува в трубе и эквивалент работы в терафлопах в CFD), - поделился Булье.
Ограничения по терафлопам привели к тому, что инженеры были вынуждены использовать старые чипы для вычислений, а это не очень хорошо для Формулы 1, когда мы применяем технологии десятилетней давности. Мы должны быть на вершине технологического прогресса».
После специалист подтвердил, что группа инженеров McLaren посетила конференцию, посвящённую работе с CFD в “Силиконовой долине”, откуда специалисты вернулись потрясённые увиденными технологиями, на которые в Формуле 1 действует запрет из-за действующей “уравниловки”, вследствие чего команды используют устаревшие чипы и больше думают о том, как обойти регламент, а не стараются повысить эффективность анализа.
У нас есть специальная группа, занимающаяся вопросами использования CFD, которая разработала предложение перейти от измерения в терафлопах на другую меру, скажем, пропускную способность, чтобы у команд было больше свободы в анализе при помощи доступных инструментов. В таком случае инженеры смогут позволить себе добиться более выдающихся результатов при помощи тех же компьютеров, и при этом весь процесс останется под контролем FIA.
Мы поддерживаем такую идею, поскольку она пойдёт на пользу всей Формуле 1. И, наконец, если мы сосредоточимся на CFD, тоннели отойдут в прошлое».
Есть простая логика, почему некоторые выступают против запрета: как индейки не поддерживают Рождество, так и инженеры понимают, что придёт день, когда из-за развивающихся технологий они останутся не у дел. Специалисты аэродинамики, получающие огромные оклады, переживают за свою судьбу, поскольку прогресс Формулы 1 нельзя игнорировать вечно.
По-видимому, боссы команд пытаются избегать неудобных расспросов. По информации источников, публичные заявления одних и тех же людей кардинальным образом отличаются от сказанного ими же в рамках заседаний Стратегической Группы. К примеру, один из руководителей команд заявил журналистам о своей позиции категорически против запрета на использование тоннелей, хотя его коллеги утверждают, что на собрании он занимает противоположную позицию с готовностью к изменениям с 2020 года.
Один из заместителей руководителя команд, не скрывающий своего энтузиазма относительно поэтапного введения запрета на трубы, Боб Фернли из Force India заявил следующее: «Снизить расходы – идея благородная, к тому же, это привлечёт новые команды. Неважно, каким опытом вы обладаете, но организовать отдел аэродинамики крайне сложно. На это требуются огромные инвестиции и лучшие специалисты.
В то же время CFD – более дешёвая и доступная технология. Кроме того, симуляции – это будущее.
С точки зрения заботы об окружающей среде Формула 1 оказывает огромное влияние на развитие технологий благодаря гибридным моторам. Мы должны действовать в том же ключе и относительно аэродинамических тоннелей, ведь для их работы необходимы мегаватты энергии».
Высокопоставленный источник одной из команд сообщил нам, что аэродинамическая труба обходится коллективу приблизительно в $1,5 млн, включая расходы на обслуживание, электричество, создание моделей, зарплату персоналу, но за вычетом амортизации.
Булье оценил текущую устаревшую трубу McLaren в две трети от этой суммы. Также француз рассказал о планах построить новую – и бюджет проекта составляет приблизительно $55 млн, неудивительно, что эти планы пока заморожены.
«Мы всё ещё намереваемся построить новую трубу, - добавил Булье. – Однако нам нужны гарантии относительно долгосрочного будущего Формулы 1. Мы не собираемся инвестировать такую сумму, если через два года регламент изменится. Но также у нас есть запасной сценарий, включающий в себя модернизацию нашего текущего аэродинамического тоннеля».
Хотя, по мнению практических всех боссов команд, переход с тоннелей на CFD-моделирование практически не скажется на экономии людских ресурсов, поскольку специалисты по аэродинамике попросту будут заменены на соответствующих инженеров иного профиля, стоимость обслуживания мощностей CFD составляет лишь 10% от суммы на тоннели, тогда как приобретение самого передового чипа обойдётся “всего” в три миллиона долларов.
А о разнице в загрязнении окружающей среды даже упоминать не стоит. В то время как большинство руководителей отказываются предоставлять данные о потреблении энергии своих тоннелей, мы хотим привести вам некоторые данные относительно трубы Windshear Джина Хааса:
Машины, находясь на подвижной ленте площадью 30 квадратных метров, обдуваются ветром со скоростью 80 м/с (эквивалент 300 км/ч) при помощи электрического мотора мощностью 5100 л.с. (3800 кВт) и винта с 29 карбоновыми лопастями, каждая из которых имеет длину 6,7 метров. Команды Формулы 1 же работают с моделями размером 50/60% от оригинала при скорости обдувки в 200 км/ч. Представьте себе затраты энергии при лимите в 25 часов в неделю.
Аналитики McKinsey оценили экономию благодаря запрету на использование аэродинамических труб для топ-команд в размере $23 млн ежегодно, а для середняков пелотона - в $15 млн, что составляет 10% бюджета команд Williams и Force India или 7,5% бюджета McLaren. Хотя запрет вряд ли скажется на уменьшении расходов, ведь сэкономленные деньги пойдут на что-нибудь другое.
«В этом и заключается проблема Формулы 1, - улыбнулся Хорнер. – Ситуация напоминает воздушный шар – вы нажимаете с одной стороны, а он увеличивается с другой. Поэтому нам важно найти прозрачное и чёткое решение».
Впрочем, у тоннелей есть и сторонники.
«Я не верю в эффективность такого рода запретов, - комментирует свою точку зрения босс Sauber Мониша Кальтенборн. – Вспомните, как несколько лет назад мы решили инвестировать в тоннели, поскольку тесты на трассе были слишком дорогим удовольствием.
На вопрос относительно запрета на тоннели босс Ferrari Маурицио Арривабене лишь поморщился в ответ, а затем задал встречный риторический вопрос по поводу безопасности дорожных машин, созданных без обдувки в аэродинамических трубах. После итальянец сел в самолёт, спроектированный при помощи CFD-моделирования, и улетел по своим делам.
Вопрос лишь в том, когда именно вычислительная гидродинамика полностью заменит аэродинамические тоннели, так как это неизбежно. У Формулы 1 есть два варианта: признать необходимость перехода на инструменты CFD или же продолжать пользоваться старыми технологиями, пришедшими в спорт ещё в 70-х.