В Мексике Red Bull Racing радует глаз
Высокогорное расположение автодрома и скользкое дорожное покрытие в Мексике вынудили команды выкручивать антикрылья на максимум, как в Монако, чтобы получить прижимную силу, как в Монце. Бен Андерсон рассуждает о том, как это повлияло на расклад сил в пелотоне...
В нынешнем сезоне команды Формулы 1 еще не сталкивались со столь серьезными требованиями к технике, как в этот уик-энд в Мексике.
Автодром имени братьев Родригес расположен на высоте 2200 метров над уровнем моря, что на 1400 метров выше, чем самая высокогорная трасса чемпионата последних лет в бразильском Интерлагосе.
Это обуславливает нехватку кислорода в воздухе, из-за чего инженерам пришлось выкинуть в ведро все свои прежние наработки и шаблоны и настраивать здесь машины практически с нуля.
В условиях высокой разреженности воздуха на такой высоте двигатель должен раскручиваться сильнее - особенно это касается турбины, чтобы обеспечивать привычную мощность. А это, в свою очередь, приводит к повышенным требованиям к охлаждению агрегатов. К тому же, в Мексике то же количество воздушного потока, проходящего через радиаторы, дает меньший охлаждающий эффект, чем на уровне моря. По тем же причинам очень важно обеспечить хорошее охлаждение тормозных механизмов.
Глядя на конфигурацию обновленной трассы на окраине Мехико, можно было бы предположить, что командам придется несладко, размышляя о нахождении компромисса между скоростью на прямой и высокой прижимной силой во втором и третьем секторах.
Но все коллективы пошли по одному и тому же пути, выкрутив аэродинамику на максимум, поскольку на высокогорье это дает гораздо меньший эффект по сравнению с традиционными трассами, кроме того, и сопротивление воздуха здесь куда меньше.
Это означает, что на прямых по-прежнему развивается очень высокая скорость, что предъявляет повышенные требования к тормозам, но при этом в поворотах сцепления катастрофически не хватает.
«Здесь все работает против вас, - сказал технический директор Mercedes Пэдди Лоу в интервью нашему сайту в пятницу утром. - Большая разреженность воздуха приводит к повышенному тепловыделению, а замедление в конце длинных прямых происходит куда менее эффективно, что нагружает тормоза, которые при этом необходимо лучше охлаждать.
Мы выкрутили крылья, как в Монако, но при этом получили меньше прижимной силы и лобового сопротивления, чем в Монце!
В Мексике важную роль будет играть надежность турбины, поскольку на нее ляжет непосильная ноша. Полагаю, в этой области мы станем свидетелями некоторых проблем у команд - надеюсь, не у нашей».
К сожалению для Лоу, у Mercedes в пятницу также не обошлось без неприятностей - в первой тренировке тормозные диски на машине Нико Росберга так перегрелись, что, сами того не желая, добыли огонь.
При этом стоит отметить, что в Mercedes традиционно погранично подходят к охлаждению элементов шасси. Мы много раз по ходу нынешнего и прошлого сезонов слышали предупреждения гонщикам по радио, касающиеся температуры тормозов.
Компромисс заключается в том, что если открывать большой "карман" для продувки тормозных механизмов, это негативно скажется на общей аэродинамической эффективности шасси, что неизбежно приведет к падению сцепления с дорожным полотном.
При этом скользкий асфальт на обновленном автодроме вынудил команды сильнее накачать шины, чтобы они лучше прогревались, но эта мера привела к уменьшению пятна контакта покрышки с дорогой и худшей управляемости.
Именно поэтому в пятницу мы видели массу ошибок пилотов и даже аварий, а Льюис Хэмилтон назвал эту трассу просто сумасшедше скользкой.
«Основная головная боль здесь - это охлаждение, поскольку состав воздушного потока здесь совершенно иной, - отметил гоночный директор McLaren Эрик Булье в интервью нашему сайту. - В Мексику мы привезли особенные воздуховоды тормозов, но из-за разреженности воздуха и падения уровня прижимной силы все становится только сложнее. Машины разрабатываются под традиционные автодромы, а здесь приходится полностью менять философию охлаждения, чтобы агрегаты не вышли из строя».
Турбина в Мексике действительно раскручивается куда сильнее - в Honda заявили, что ее лопасти будут крутиться с максимальной скоростью 125 тысяч оборотов в минуту, а в Renault отметили, что скорость вращения турбины увеличится на 8-10 тысяч оборотов. Это неизбежно приведет к повышенному выделению тепла и большей необходимости охлаждения. Но прижимной силы будет меньше, сцепление упадет, и тормозить в конце длинных прямых будет тяжелее.
Действительно ли это будет самое большое испытание для команд в техническом отношении в нынешнем сезоне?
«Так и есть, - подтвердил Булье. - Предельные скорости здесь выше, чем в Монце, так что зоны торможения будут еще длиннее, тормоза будут использоваться на пределе возможного, что потребует лучшего их охлаждения. Это замкнутый круг».
По крайней мере, все эти сложности могут обеспечить тысячам мексиканских болельщиков на трибунах великолепное шоу в воскресенье. Надо отметить, что в пятницу поклонников Формулы 1 на автодроме собралось несметное количество, чего мы давно не видели на тренировках.
Непривычные географические особенности и недостаток сцепления с дорожным полотном привели к некоторым изменениям в расстановке сил в пелотоне.
Сравнение команд по чистой скорости:
- Mercedes (Росберг) - 1.21,531
- Red Bull (Квят) - 1.21,776
- Ferrari (Феттель) - 1.21,984
- Williams (Боттас) - 1.22,721
- McLaren (Алонсо) - 1.22,993
- Force India (Хюлькенберг) - 1.23,290
- Lotus (Мальдонадо) - 1.23,363
- Toro Rosso (Сайнс) - 1.23,364
- Sauber (Наср) - 1.23,430
- Marussia (Росси) - 1.25,940
Mercedes по-прежнему впереди планеты всей, но пилотам команды Red Bull удалось вклиниться в первой четверке между двумя представителями "Серебряных стрел".
Верхушка списка выглядит очень похоже на события в Венгрии, где RBR удалось побороться в квалификации с Ferrari, а McLaren показала признаки жизни.
Но состояние дорожного покрытия быстро улучшается. Дженсон Баттон присоединился к борьбе довольно поздно из-за проблем с ERS, но при этом смог показать девятое время на составе Medium, тогда как все остальные отрабатывали длинные отрезки на мягких шинах. А в Pirelli предположили, что в Мексике Medium будет уступать Soft порядка двух секунд с круга.
«Когда асфальт скользкий, и сцепления практически нет, машины с большей прижимной силой выигрывают, - продолжил Булье. - Именно поэтому расклад сил поменялся, а мы опередили Lotus и Force India. У нас просто больше прижима.
Чем больше дорожное полотно будет накатываться, тем большее значение будет приобретать мощность их мотора. К тому же, в субботу они включат квалификационный режим. Пока они этого не делали.
Приятно видеть определенные признаки прогресса, но в квалификации я не ожидаю восьмого или девятого времени от наших пилотов. 11-е или 12-е, не лучше».
Все команды опробовали состав Soft на длинных отрезках, но из-за начавшегося дождя и разницы в преодоленной дистанции выводы делать рано.
Сравнение команд на длинной дистанции:
- Mercedes (Росберг) - 1.24,584 (4 круга)
- Ferrari (Феттель) - 1.24,632 (3 круга)
- Red Bull (Риккардо) - 1.24,637 (2 круга)
- Williams (Масса) - 1.25,092 (5 кругов)
- Force India (Перес) - 1.25,408 (5 кругов)
- Toro Rosso (Сайнс) - 1.25,611 (7 кругов)
- McLaren (Алонсо) - 1.25,865 (4 круга)
- Lotus (Грожан) - 1.26,142 (2 круга)
- Sauber (Эрикссон) - 1.26,193 (3 круга)
- Manor (Росси) - 1.28,494 (3 круга)
С течением уик-энда расклад сил станет более привычным, но уже сейчас можно отметить, что команда Red Bull выглядит очень достойно благодаря высокой аэродинамической требовательности трассы.
Смогут ли Даниил Квят и Даниэль Риккардо вновь, как и неделей раньше, побороться в гонке с пилотами Mercedes и Ferrari, будет зависеть от того, насколько успешно шасси W06 и SF15-T будут выглядеть в квалификации, и что у них будет с надежностью в гонке.
Но на столь сложной и скользкой трассе, как в Мексике, где пилотам трудно даже просто удержаться в пределах дорожного полотна, может произойти все что угодно. Поживем - увидим...