Какие проблемы ждут Формулу 1 в 2016 году?
Новый год – новые вызовы. Редко когда данное высказывание было столь же применимо к Формуле 1, как в начале 2016-го. Дитер Ренкен взглянул на ситуацию в паддоке и проблемы, с которыми предстоит столкнуться его обитателям
По мере приближения нового сезона не остаётся абсолютно никаких сомнений в том, что Формуле 1 вновь предстоит столкнуться во всеми теми проблемами, которые были в прошлом году, а также с некоторыми другими.
Пожалуй, самый главный барьер для Ф1 будет состоять в том, что ежегодному шоу дважды в течение года придётся пересечься с ведущими спортивными событиями, проходящим раз в четыре года: сначала это будет чемпионат Европы по футболу, а затем Олимпиада. Это может привести к падению зрительского интереса как в виде снижения ТВ-рейтингов, так и в плане посещаемости трибун.
Что касается насущных проблем, то они состоят в стабилизации календаря. До начала сезона остаётся совсем немного, а будущее гонки на крупнейшем в мире рынке, США, находится под вопросом. Какой смысл в реверансах в сторону Абу-Даби и Бахрейна, когда Остин рискует лишиться места из-за финансовых проблем?
Существуют три основные группы, представляющие интересы Ф1 – руководящий орган FIA, держатель коммерческих прав FOM и команды. Если все они будут работать в одном направлении, то появится шанс бросить вызов МОК и FIFA вместе взятым. Но пока рейтинг Ф1 находится на уровне турецкой футбольной лиги. Очевидно, огромные проблемы вдобавок усугубляются и собственными заботами самих игроков.
FIA
В этом году наступает середина второго четырёхлетнего президентского срока Жана Тодта, и для француза пришло время принимать решения, особенно на фоне вопроса о наследии, которое он оставит.
Да, он может остаться ещё на один срок и недавно признался автору этой статьи, что тема остаётся открытой. Но так или иначе, он прекрасно понимает, что Ф1 находится в кризисе. Вследствие этого он и коммерческий босс Берни Эккллстоун получили мандат на последнем заседании Всемирного совета по автоспорту.
Но возникает вопрос: почему так необходим этот мандат? Разве FIA не должна контролировать ситуацию без предоставления дополнительных полномочий?
Тодт весьма спокойно отреагировал на возможность инициирования расследования Еврокомиссией структуры управления и распределения доходов, но факт в том, что такие расследования редко обходятся без последствий, поэтому на горизонте могут появиться новые проблемы.
FOM
Задачи, стоящие перед владельцем коммерческих прав, пытающимся остановить спад популярности Ф1, простираются дальше лондонской газеты The Times. Если раньше крупнейшее СМИ Великобритании минимум раз в день писало о Формуле 1, то теперь интервал между публикациями составляет две недели.
Ситуацию осложняет и повышенная занятость действующего чемпиона мира Льюиса Хэмилтона, который вместо того, чтобы присутствовать на главных церемониях награждения, отправляет видеообращения сомнительного качества.
Десять лет назад в первую неделю года в экзотических местах три команды проводили пышные презентации машин, одновременно на первые тесты в Испанию выезжали трейлеры. Каждая из таких презентаций заслуживала отдельного рассказа. Но теперь это всё положено на алтарь жадности. На данный момент объявлено не так много дат презентации, а до начала зимних тестов остаётся совсем чуть-чуть.
Во время традиционного Рождественского ужина в компании СМИ президент Ferrari Серджио Маркионе лаконично выразил то, о чём многие думают в паддоке. Он сказал: «Экклстоун знает, что не будет здесь всегда, и, может быть, от этого зависит будущее FOM. Организовать это – настоящий вызов для Берни. Он должен придумать систему, в которой, вероятно, стоит иначе распределить обязанности.
Мы несём ответственность за обеспечение определённого уровня преемственности в руководстве Формулы 1 - FIA и FOM»
Но одного плана преемственности будет недостаточно, Экклстоун должен подготовиться к расследованию Комиссии ЕС, разобраться с дуополией Ferrari/Mercedes и пожертвовать интересом к работе всей своей жизни. При этом в октябре ему исполнится 86...
Трассы
Состоится ли этап в Остине в этом году? Будущее Гран При России тоже, как говорят, находится под угрозой в связи с тем, что за первые две гонки не удалось пробудить интерес публики.
Как и рубль, манат в Азербайджане, новой стране в календаре Ф1, обесценивается на фоне падения цен на нефть, которые не демонстрируют никаких признаков укрепления в ближайшее время. Представьте, как это влияет на экономику на Ближнем Востоке, где также проходят этапы Формулы 1.
Состоится ли Гран При Германии в 2017 году, когда настанет очередь Нюрбургринга, разделяющего контракт на проведение с Хоккенхаймом?
Останется ли в среднесрочной перспективе Испания после того, как Муниципальный совет Барселоны принял решение о сокращении финансовой поддержки? Все эти вопросы [и многие другие] стоят на повестке дня.
ТВ трансляции
Самое большое изменение заключается в переходе трансляций в Великобритании с BBC на Channel 4. Шаг был непростым после шести лет бесплатных трансляций высшего класса без перерывов на рекламу. C4, вероятно, будет сложно переманить ключевых сотрудников BBC и добиться такого уровня показа, и, в любом случае, им придётся столкнуться с проблемой снижения зрительского интереса к Ф1.
Pirelli
Помимо пятого состава резины и, возможно, самых сложных правил, касающихся шин, за последние 65 лет, важной новостью является сохранение у Pirelli статуса монопольного поставщика до 2019-го после продления контракта, действие которого завершается в этом году.
Или не так? Новый трёхлетний контракт должен был быть ратифицирован Всемирным советом по автоспорту в декабре, но информации по этому поводу до сих пор не поступило, и, по данным источников, соглашение даже не обсуждалось.
Тем не менее, говорят, что Pirelli согласовала с FOM коммерческие условия на рекламу на автодромах чемпионата мира до 2020 года, что фактически исключает возможность прихода другой шинной компании в течение четырёх ближайших лет. Может быть, это захват власти?
Этот шаг имеет смысл, учитывая, что условия нынешнего Договора согласия рассчитаны до конца 2020 года, но есть риск навлечь на себя гнев FIA.
Mercedes
Самым большим вызовом для действующих чемпионов будет прекращение подростковой войны между Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом, которые начинают кидаться игрушками [и кепками] с увеличивающейся регулярностью. В этом плане 2016 год будет судьбоносным и, скорее всего, станет хорошей проверкой управленческих навыков Тото Вольфа и Ники Лауды.
Следом идёт вопрос с двигателями, одним из основных источников дохода команд, который может быть урезан FIA/FOM, настаивающими на снижении стоимости и введении альтернативного поставщика.
Для того, чтобы понять, как скоро прекратится доминирование команды, чего так опасается Вольф, придётся подождать начала зимних тестов.
Ferrari
Итальянская команда входит в свой второй сезон под железной правящей рукой Маркионе, освободившись от коммерческих оков Fiat и будучи реструктурированной в результате первичного размещения акций и последующего открытия торгов, на которых стоимость компании оценили примерно в 7 млрд фунтов стерлингов.
Однако вопрос о том, какое преимущество даст эта оценка Ferrari, остаётся открытым. Хотя от этого фактора будет зависеть приход Alfa Romeo в качестве поставщика двигателей под маркой Ferrari.
На политическом фронте стоит ожидать продолжения атак Ferrari на FIA/FOM, а нормативное вето обеспечит их боеприпасами в любых противостояниях, будь то коммерческий, технический, спортивный или регулирующий аспект.
Кроме того, вопросы вызывает будущее не оправдывающего ожидания Кими Райкконена и его замена. Удастся ли Скудерии увести Макса Ферстаппена у Red Bull Racing?
Williams
Предстоящий сезон станет для британской команды третьим в её пятилетнем плане, целью которого является возвращение былой славы. Безусловно, после достижения коммерческой и организационной стабильности следующим шагом является победа, и вот здесь команда заметно отстаёт.
Можно ожидать, что в политических спорах Williams снова засядет в окопе, но при этом продолжит ловко играть в карты. От нынешних противостояний команда может лишь выиграть, будь то дебаты вокруг альтернативных моторов или речь о распределении доходов и структуре управления Ф1.
Red Bull Racing
Этот год будет восстановительным для Red Bull Racing, которой после безмятежного периода с 2010 по 2013 годы пришлось вернуться в далекое прошлое. Команда продолжит использовать двигатель Renault, переименованный в TAG Heuer, но улучшится ли его эффективность по сравнению с двумя прошлыми годами после прихода швейцарского гуру моторостроения Марио Иллиена?
Отсутствие результатов – в сезоне-2015 подопечные Дитриха Матешица впервые с 2008 года не выиграли ни одной гонки – подрезало Red Bull Racing политические крылья, а руководитель Кристиан Хорнер начал всё больше отстаивать права независимых команд, что было сложно представить еще совсем недавно, учитывая высокомерное отношение RBR.
Постоянные публичные выпады, связанные с дилеммой вокруг двигателя, вряд ли у кого-нибудь в паддоке или среди болельщиков вызвали симпатии к команде.
Закончилась ли эта сага? В конце года официально завершает действие контракт с Renault, и ввиду отсутствия приемлемой альтернативы на горизонте стоит ожидать, что в течение года в Red Bull Racing вновь начнут изображать мучеников.
Что касается спортивной составляющей, сохранит ли Даниил Квят место в команде? Пойдёт ли Макс Ферстаппен на повышение? Последнее вполне вероятно, ведь Red Bull Racing необходимо удержать лучшего из молодых талантов за последние десять лет.
Force India
Можно ожидать дальнейших жалоб Force India по поводу нынешней структуры управления Ф1 и распределения доходов в ЕС, если ничего не изменится. Но набирают обороты слухи о том, что компания Diageo, которой принадлежит Johnnie Walker, рассматривает возможность ребрендинга команды.
Ранее AUTOSPORT сообщал о возможности поставки двигателей Mercedes под маркой Aston Martin - немецкая компания является акционером последней, и образ Джеймса Бонда идеально подошёл бы Johnnie Walker.
Но сделка еще далека от заключения, и существует ряд нерешённых вопросов. Хотя не исключено, что уже в этом году ливрея их машин будет выполнена в сине-золотой гамме премиального бренда Johnnie Walker.
Renault, экс-Lotus
После официального подтверждения приобретения французским концерном большей части акций команды многие детали остаются неизвестными.
Название команды пока не подтверждено, заявление ожидается в середине февраля. Французские источники не исключают переименования в Nissan.
До сих пор ничего не сообщено по поводу структуры управления. Но, безусловно, потребуется сильное и решительное руководство, чтобы вытащить команду [и моторостроительное подразделение Renault] из трясины, в которой она увязла в последнее время. Ожидать многого от 2016 года точно не стоит.
Toro Rosso
Первая машина, разработанная на новом объекте базы; новый двигатель после перехода с Renault на прошлогоднюю спецификацию Ferrari; набравшиеся опыта молодые гонщики... Таков сценарий для Toro Rosso на 2016 год.
Самым большим вызовом для команды станет сохранение Ферстаппена и Сайнса в обойме Red Bull.
Sauber
Здесь всё будет по-прежнему в 2016 году, но стабильность пойдёт швейцарской команде на пользу. Единственная реальная и непосредственная опасность заключается в возможной сделке Diageo с Force India, что оставит Sauber без поддержки в Брюсселе.
При этом алкогольная компания, конечно, не станет ввязываться в расследование EC, инициированное двумя командами-середняками.
McLaren
Если 2016 год можно назвать восстановительным для Red Bull Racing, то подобное утверждение вдвойне справедливо для McLaren, которая, в отличие от австрийской команды, не может даже похвастать победами в чемпионате в последние годы.
Все будет зависеть от работы Honda, но даже если японцы продемонстрируют класс своего двигателя [что маловероятно], команде ещё предстоит преодолеть внутреннюю инерцию, чтобы добиться эффективной работы.
Продолжает вызывать вопросы будущее главы Рона Денниса и гоночного директора Эрик Булье.
То же самое касается Фернандо Алонсо и Дженсона Баттона. Проведут ли они весь сезон, если Honda не удастся серьёзно улучшить работу силовой установки, и что будет в 2017 году?
Haas
Вопрос в том, сможет ли новая команда взять очки в дебютной гонке сезона. Половина работы выполнена, и, похоже, мало сомнений в том, что все составляющие собраны вместе. Но главной проблемой станет освоение машины, построенной Dallara и оснащённой двигателем Ferrari, а также работа на базе в британском Мидлендсе под контролем руководителей из Северной Америки.
Добавьте к этому швейцарско-мексиканский состав пилотов и проблемы межкультурной коммуникации. Поэтому перед новой командой Ф1 стоит огромный вызов, после преодоления которого их будет ждать второй год, который, по мнению экспертов, всегда сложнее первого.
Marussia
Теперь уже даже не Marussia, а официально Manor. Много слов, много громких приобретений и имен, новое шасси и очень амбициозные планы и ожидания. Поживем - увидим.