Как беспилотники могут помочь автоспорту?
Не так давно проект Roborace вынес вопрос соревнования беспилотных гоночных автомобилей на обсуждение, а уже на днях был представлен первый протитоп. А что сами гонщики думают об этой идее? Своим мнением поделился призер первого сезона Формулы Е, победитель последней гонки в Лонг-Бич и экс-пилот Ф1 Лукас ди Грасси...
Roborace – такое имя было выбрано для полностью беспилотной гоночной серии, которая может увидеть свет в самом ближайшем будущем. Можно предположить, что в этот момент начнется новая эпоха "безэмоционального" автоспорта, а, быть может, вся эта идея не найдет поддержки и будет забыта после окончания спонсирования со стороны инвесторов.
На мой личный взгляд, не произойдет ни то, ни другое.
Я немного знаю Дениса Свердлова – парня, стоящего за этой идеей. Это очень клевый и умный русский, с которым мне посчастливилось познакомиться на одном из этапов Формулы Е. Могу сказать, что он обладает всеми тремя составляющими для успеха – тремя "Д": дерзостью, деньгами и… и думалка у него работает отлично! Так что у него есть все необходимое, чтобы развить проект Roborace и превратить его в серьезную гоночную серию, где будут представлены последние технологии.
Кроме того, Денис как раз попал в струю. В настоящее время между автопроизводителями достигнуто негласное согласие в том, что автономные или частично роботизированные машины – это будущее автомобилестроения со всеми новомодными точными датчиками слежения и искусственным интеллектом.
Но как это может помочь автоспорту?
Здесь все зависит от решения федерации. Если в FIA ухватятся за эту возможность, они могут использовать гоночную серию Roborace для реализации новаторских идей производителей, оставив таким образом другие первенства на откуп человеческому фактору.
Лично я бы хотел видеть четкое разграничение со стороны FIA: чемпионат Roborace должен отвечать самому последнему слову технической мысли и быть коммерчески связанным с производителями новых технологий, тогда как остальные серии остались бы менее дорогими для участия, и в них бы все зависело от умений и навыков гонщиков.
Да, гонщицкий талант и сейчас оказывает серьезное влияние на результаты в автоспорте, но с течением времени разница между лучшими пилотами и просто хорошими постепенно стирается, и на "помощь" этому процессу приходят технологические новинки.
Согласитесь, довольно неприятно видеть экс-чемпионов, борющихся в конце пелотона. Сегодня в большинстве топовых гоночных серий, в числе которых Ф1, WEC и WRC, даже самый талантливый пилот, не обладающий лучшей техникой, не сможет побороться за верхние строчки. И с каждым годом появляются все более совершенные системы, датчики и программное обеспечение, помогающие гонщику замаскировать свои профессиональные изъяны.
Конечно, я не утверждаю, что мы должны отказаться от новых технологий и вернуться в каменный век. Но можно оставить все эти современные сенсоры, дорогостоящие приблуды и экспериментальные технологии вроде системы адресного распределения крутящего момента на все четыре колеса для первенства беспилотных машин – Roborace или каких-то других.
И хотя я не верю, что в этом случае гонки вдруг обретут былую популярность – это невозможно, поскольку у современного поколения нет бензина в крови, – для автоспорта в целом это будет хорошо.
Всегда будут люди, которым нравятся автомобильные гонки. Автоспортом движет дух, присущий настоящим гонщикам. Именно поэтому важно в будущем постараться вернуть гонкам их былую "человечность". И именно так проекты вроде Roborace способны помочь гонкам в целом.
Чего можно ожидать от Roborace?
Марк Престон, команда Aguri
Скачки и гонки на лошадях не ушли в прошлое безвозвратно, а ведь именно так до появления автомобиля люди выясняли, кто лучше справится с транспортным средством. Так что я не думаю, что нечто подобное грозит и автоспорту. Нет никаких предпосылок к тому, что людям будет неинтересно наблюдать за этим в будущем.
Присутствие человеческого фактора в любом виде спорта добавляет ему непредсказуемости и вносит элемент случайности. Если бы у Себастьена Буэми не возникли проблемы в квалификации в Буэнос-Айресе [на этапе Формулы Е], гонка не стала бы такой захватывающей. Я считаю, что гонки должны отражать реальную ситуацию в плане распределения сил, но при этом не стоит исключать случайностей.
В режиме желтых флагов на скорости 50 км/ч роботизированные машины уже сейчас способны проезжать целые круги. Можно начать с демонстрационных заездов беспилотной машины безопасности.
С течением времени возникнет спрос у покупателей. Можно внедрить подобные элементы уже в следующем году. Я не знаю, на каком именно этапе, ведь технологии развиваются очень быстро.
Но не стоит терять связи с реальностью. Некоторые технологии могут развить такую скорость, о которой вы изначально даже не задумывались. Необходимо тщательно поработать над регламентом в этом отношении, но в принципе все возможно.
Электрические машины требуют меньшего лобового сопротивления. Самые объемные элементы шасси, препятствующие свободному прохождению воздушного потока, это колеса и заднее антикрыло. А наиболее эффективная аэродинамическая плоскость – это днище.
Так что можно убрать передние антикрылья, чувствительные к набегающему потоку, и реализовать большое плоское днище с огромной прижимной силой, чтобы не сбивать компьютеры с толку слипстримом.
Отказавшись от заднего антикрыла, вы снизите турбулентность и прижимную силу сзади. Теперь накройте колеса и подвеску, и вы значительно уменьшите общий уровень лобового сопротивления шасси.
Распределение веса машины можно сделать оптимальным для шин. Какую бы резину вы ни использовали, шасси необходимо строить вокруг нее. Начать можно с центральной развесовки.
К тому же, роботизированным машинам не понадобится дуга безопасности. В настоящее время этот элемент довольно высоко расположен, чтобы в случае переворачивания машины пилот был защищен. Если в кокпите не будет гонщика, некого будет защищать. Современные формульные машины такие высокие только из-за присутствия пилота.
В общем, беспилотные машины можно значительно усовершенствовать в плане аэродинамики, но при этом оставить их большими – это ведь серьезные гонки, а не соревнование микромашинок...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько