Могла ли Ferrari выиграть в Бахрейне, или это был блеф?
После гонки в Бахрейне в стане команды Ferrari были весьма оптимистичные настроения – они в один голос утверждали, что если бы не особые обстоятельства, они вполне могли бы одержать свою первую победу в сезоне. Что это было: подкрепленная фактами уверенность в своих силах или блеф? Разбирается Бен Андерсон...
После двух прошедших гонок не покидает ощущение, что команда Ferrari продолжает взбираться в какую-то гору, пика которой пока не видно. Преимущество Mercedes в командном зачете составляет уже полсотни очков, и ни один из пилотов Скудерии не значится в Топ-3 личного зачета чемпионата.
Если вспомнить события двухнедельной давности, красные действительно могли одержать победу в Австралии, если бы не стратегический просчет, но не стоит забывать, что по чистой скорости они и там были слабее лидеров. И победа в Мельбурне – на трассе, по словам Себастьяна Феттеля, не подходившей Ferrari – воспринималась бы всеми как подарок судьбы.
В Бахрейне все было иначе. Кими Райкконен охарактеризовал эту трассу как "более обычную" по сравнению с Альберт-Парком, так что все изъяны Скудерии тут же проявились.
Но итоговый результат оказался почти таким же.
Льюис Хэмилтон и Нико Росберг вновь заняли весь первый ряд на стартовой решетке, у Ferrari опять возникли проблемы с силовой установкой, а Кими Райкконен, хотя и финишировал на Сахире вторым (второй год подряд), все же не способен был по чистому темпу соперничать за победу с Росбергом.
Удивительно, но после гонки в стане Ferrari заговорили об упущенных возможностях – мол, если бы не проблемы с клапаном на машине Феттеля, приведшие к его досрочному сходу, немец вполне мог бы вклиниться в борьбу, да и замешательство на старте со сцеплением якобы помешало Райкконену взойти на первую ступень подиума.
«У Кими возникли проблемы на старте заезда, что, судя по всему, испортило ему гонку, – сказал руководитель Скудерии Маурицио Арривабене. – Возможно, он упустил свой шанс выиграть гонку. Так говорят расчеты, я ничего не придумываю».
Были ли у коллектива из Маранелло основания так говорить? Действительно ли пилоты красных машин упустили еще один реальный шанс подняться на верхнюю ступень пьедестала? Или Mercedes просто играла с ними в кошки-мышки?
Росберг отметил после гонки, что ключевым моментом стал старт заезда. Лидер чемпионата во второй раз подряд идеально ушел со "стартовых колодок", тогда как его напарник по команде снова зазевался и в первый поворот вошел только вторым.
Райкконен также продемонстрировал не лучший старт, откатившись на первых метрах дистанции с третьего (в отсутствие Феттеля) места на шестое.
На то, чтобы восстановить свою позицию на трассе, у финна ушло порядка семи кругов, к тому же, Арривабене похвалил своего подопечного за смелый обгон Даниэля Риккардо по внешней траектории в четвертом повороте.
Однако к тому моменту, когда Кими оставил позади поврежденную в инциденте в первом повороте RB12 австралийца, обошел прихрамывающую FW38 Валттери Боттаса и вышел на второе место, Росберг отъехал на 11,816 секунд и, по сути, был уже вне досягаемости.
В Ferrari трижды пытались переиграть соперников за счет более ранних пит-стопов, включая короткий средний отрезок на составе Supersoft. Но в Mercedes раз за разом четко реагировали и зазывали Нико в боксы, ставя ему такую же резину, как у соперника, чтобы нивелировать все возможные атаки со стороны красных. С учетом того, что напарника Кими в гонке не было, это была единственно верная стратегия.
Босс Mercedes Тото Вольф оценил потенциальные потери от более позднего пит-стопа в Бахрейне в 1-2 секунды, чем объясняется тот факт, что Райкконен смог подобраться к лидеру на дистанцию в 9 секунд после второй череды остановок в боксах, плюс один из пит-стопов прошел у Нико не так гладко.
После заключительных остановок отставание финна сократилось до 3,806 секунд – в Mercedes на круг задержались с последним пит-стопом, а сам Росберг довольно медленно проехал круг выезда из боксов.
Казалось бы, Арривабене был прав, когда говорил, что у Кими были все шансы выиграть, если бы не заминка на старте, однако факты – вещь упрямая, а они говорят о том, что на протяжении всех четырех отрезков – даже если не брать в расчет первые семь кругов, когда Райкконен пробирался сквозь трафик – у Mercedes все было под контролем.
Росберг был в среднем быстрее финского пилота на 0,607 секунды на четырех кругах на одинаковых изношенных шинах Supersoft в первом сегменте. Да, Кими в борьбе с соперниками в начале дистанции мог "убить" шины раньше, но это не оправдывает такого отставания в темпе.
Однако в середине гонки, когда оба пилота вновь оказались на использованных сверхмягких шинах, преимущество Нико упало в среднем до 0,054 секунды с круга, если не брать в расчет два значительно более медленных круга, когда он старался продлить свое время нахождения на трассе.
Отставание Райкконена от Росберга на первом отрезке
Отставание Райкконена от Росберга на третьем отрезке
На составе Soft, который оба пилота использовали на протяжении большей части гонки Нико был быстрее в среднем на 0,213 секунды на 15-круговом втором стинте, и на 0,171 секунды – на заключительном отрезке, пока не сбросил скорость за пару кругов до финиша.
Отставание Райкконена от Росберга на втором отрезке
Отставание Райкконена от Росберга на четвертом отрезке
Даже если вернуть Райкконену два дополнительных круга, чтобы как-то компенсировать тот факт, что его заключительный отрезок был длиннее, его время в конце гонки было в среднем всего на 0,013 секунды лучше, чем у лидера.
Но к этому моменту Росберг уже практически обеспечил себе победу.
«Я все держал под контролем, гонка была нашей во всех отношениях: в плане скорости, стратегии и пит-стопов», – сказал позже немец.
Более показательно было то, что Нико в любой момент мог прибавить, если это было нужно. Когда в начале четвертого отрезка Кими подобрался к Росбергу на дистанцию четырех секунд, тот моментально показал лучший круг в гонке 1.34,482, восстановив статус-кво. Лучший результат Райкконена в гонке, к слову, уступил этому показателю целых семь десятых секунды.
Команда Mercedes действительно контролировала ход заезда, как бы не хотелось верить в обратное поклонникам Ferrari. После заключительной пятничной тренировки пилоты алых машин уступали лидерам порядка полусекунды, столько же проиграли им в квалификации и в гонке не смогли компенсировать это отставание.
При этом Кими постоянно был быстрее Росберга на втором секторе трассы, но немец раз за разом выигрывал на первом.
Конечно, Скудерия была в среднем чуть ближе к лидерам на длинных отрезках – это не удивительно, но и недостаточно для того, чтобы бороться с "Серебряными стрелами", даже при условии ровного старта. В Ferrari по-прежнему должны полагаться на нестандартные ситуации, в результате которых их пилоты могут оказаться впереди Mercedes.
Одним из неизвестных в бахрейнском уравнении так и остался Себастьян Феттель, который в квалификации был на 0.15-0.25 секунды быстрее напарника и мог бы стартовать ближе к Mercedes, если бы не сход на установочном круге.
Вероятно, он мог бы оказать на записных лидеров больше давления, но это чистая теория, и говорить об этом бессмысленно.
В целом же пилоты Mercedes оказались просто быстрее. К тому же, Ferrari не могла обрадовать та скорость, с которой Хэмилтон пробирался наверх после инцидента на старте.
В результате столкновения с Боттасом в первом повороте трассы британец откатился на седьмую позицию, при этом сам он отметил, что нынешние проблемы никак не были связаны с похожими заминками в Австралии и не имели отношения к запрету на радиопереговоры и новой процедуре старта.
Вольф оценил повреждения от аварии с Валттери в секунду с круга в плане потери прижимной силы шасси, но Хэмилтон при этом сумел без видимых проблем пробиться на третье итоговое место на финише.
При этом в команде понимали, что подняться еще выше без определенной доли везения Льюису не удастся, поэтому решили перевести его на шины Medium в надежде на появление на трассе машины безопасности.
«Интересно, что состав Medium на этой трассе совершенно не работал, – признался Тото. – Мы не ожидали, что так будет. Поскольку машина потеряла примерно секунду в плане аэродинамики, мы вскоре поняли, что сократить отставание от Кими на одной и той же стратегии будет просто невозможно, так что перевели Хэмилтона на другую тактику в надежде на сейфти-кар. Это был его единственный шанс побороться за второе место».
На оставшиеся отрезки гонки выбор шин действующего чемпиона мира не отличался от лидеров заезда. При этом он был быстрее них на составе Supersoft, пока не возникла деградация, и уступал Росбергу на заключительном стинте на шинах Soft порядка семи десятых с круга.
На первых семи кругах последнего отрезка он был быстрее Кими и лишь немного уступал Нико, но дальше его темп стал существенно падать – возможно, повреждения машины сказались на долговечности шин.
Погоня Хэмилтона за Райкконеном на заключительном отрезке
«Даю гарантию, что Нико не атаковал на пределе начиная с десятого круга, а Кими сбросил темп кругов за 15-20 до окончания заезда. То же самое касается и меня», – сказал после гонки Льюис.
Из этой фразы понятно, что британец по-прежнему недоволен тем, что пилотам современной Ф1 больше приходится думать об экономии топлива и шин, чем о чистой скорости. И это его заботит куда больше, чем два неудачных старта в двух последних гонках.
«Я не слишком об этом беспокоюсь, – продолжил Льюис. – В Австралии что-то было со сцеплением, в Бахрейне еще с чем-то. Это не целиком моя вина, но и мне реакции тоже не хватило.
Мы поработаем над этим в команде и все исправим к следующей гонке. Это не самая большая проблема, но для нее характерен эффект домино».
В команде также обратились к Daimler с просьбой разработать новый механизм сцепления для своих машин Ф1.
«Мы полагаем, что эти проблемы носят аппаратный характер, а не относятся к электронике, так что решить их быстро не удастся, – заметил Вольф. – Мы обратились за помощью к Daimler, но на это уйдет определенное время. Не знаю, когда будут результаты».
Также Льюиса, похоже, не слишком волнует тот факт, что он упустил победу уже в двух гонках подряд, тогда как его напарник по команде выиграл пять Гран При кряду, включая заключительные заезды прошлого сезона.
По опыту двух предыдущих чемпионатов, особенно это касается сезона-2014, Льюис понимает, что ничего еще не потеряно, и вся борьба впереди.
«Я чувствую себя великолепно, несмотря на два проигрыша, – заметил англичанин. – Сейчас я гораздо более плотно и эффективно работаю с инженерами, так что все в порядке. А успехи придут.
Никто не любит проигрывать, и у нас была скорость для того, чтобы финишировать первыми. Это неприятно, но вся борьба впереди».
Что касается Ferrari, то итальянской команде по-прежнему не хватает темпа для борьбы с чемпионами на равных. При этом в гонках, когда на первый план выходит работа с шинами и гибридной составляющей силовой установки, их отставание значительно сокращается.
Росберг, по крайней мере, уверен, что мы еще не увидели истинного потенциала Скудерии.
«Мы полностью контролировали гонку, чтобы ни в коем случае не допустить промах, – сказал Нико. – Но гоночный темп Кими оказался также очень высоким. Ferrari совсем рядом.
Нам нужно продолжать прогрессировать, поскольку они ещё не показали всего, на что способны. Пока что им откровенно не везет, и нам нужно действовать осторожно, в один момент они справятся с проблемами и явят миру свою истинную скорость».
Будем надеяться, что так и будет. И чем раньше, тем лучше – пока Mercedes досрочно не оформила победу в Кубке конструкторов...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько