Чего в Формуле 1 больше – спорта или шоу?

Бен Андерсон
6 августа 2016 в 9:47
Фото: LAT Photographic

Способна ли Формула 1 удерживаться на плаву в столь скоротечном и быстро меняющемся мире, когда сама суть гонок обретает совершенно иной смысл? Бен Андерсон побеседовал с видными фигурами в паддоке о нынешнем состоянии Больших Призов...

На фоне стремительно меняющегося медийного пространства и склонности публики хватать всё на бегу, по верхам, не вдаваясь в подробности, Формуле 1 приходится непросто в желании расширить свою аудиторию.

Какие бы изменения в техническом регламенте не производились, не стоит забывать и о том, что гонки – это прежде всего шоу для зрителей. Это сама суть соревнований. Формула 1 уже давно перестала быть узконаправленным зрелищем для настоящих хардкорных фанатов и гоночных энтузиастов. Современный спорт – это мультимиллиардный бизнес в сфере развлечений, а значит, его успех всецело зависит от покрываемой аудитории.

Однако в нынешних условиях интересы публики стали гораздо более разнообразными, появился большой выбор, в том числе и среди смежных видов спорта, пытающихся урвать свой кусок медийного пирога.

Таким образом, перед Большими Призами встал важный вопрос: способны ли они поддерживать или даже увеличивать охват аудитории без вреда для спортивной составляющей гонок?

«В конечном счете любой публичный вид спорта – это разновидность шоу, и Формула 1 часто разрывается между внедрением новых сложных технологий и демонстрацией своего потенциала в индустрии развлечений, – высказал свое мнение руководитель команды Red Bull Racing Кристиан Хорнер. – Для меня лично Гран При – это больше развлечение. Но при этом любое развлечение подобного рода должно иметь под собой основу спортивной составляющей.

Формуле 1 ни в коем случае нельзя терять своего истинного спортивного подтекста. При этом не стоит делать это искусственно. Мы не реслинг, здесь это не пройдет.

К тому же, Ф1 должна удовлетворять интересам разных поколений. Мы часто забываем об этом».

Вопрос о заинтересованности в спорте разных слоев населения волнует также и технического директора Williams Пэта Симондса.

«Я из того поколения, которое любыми путями пыталось приобрести в личное владение автомобиль, – заметил он. – Мы получали водительские права в 17 лет: для того, чтобы видеться с друзьями, нам просто необходима была машина.

Сейчас время изменилось. Теперь все друзья у вас находятся во внутреннем кармане пиджака – на экране вашего мобильника, так что необходимость в постоянных перемещениях постепенно отпадает.

Мы живем в век информации, в век моментальной выгоды, моментального знания, сиюминутного получения всего, что нам нужно. Полуторачасовая гонка по телевизору – это целая вечность для молодого поколения.

Я не вижу ни одной причины, по которой гонщикам нужно продолжать ездить по 300 км – это просто традиция. Но сегодня время слома традиций и привнесения элемента шоу в спорт».

Будучи одним из спонсоров и технических партнеров Формулы 1, компания Pirelli также озабочена вопросом повышения уровня зрелищности соревнований, что могло бы в свою очередь лучше выявить способности гонщиков.

«Телевизионная аудитория Ф1 сейчас по большей части состоит из европейцев, и если мы хотим захватить медийное пространство в Азии или США, нам необходимо учесть опыт прошлых лет, – считает глава автоспортивного подразделения Pirelli Пол Хембри. – Нельзя сравнивать гонки с футболом, поскольку футбольные пристрастия передаются из поколения в поколение. Пацаны начинают болеть за какую-то команду лет в десять и остаются ее поклонниками до конца дней. Это несколько отличается от нашего случая.

При этом любопытно наблюдать за тем, как действуют представители Английской Премьер-лиги или испанской Примеры, пытаясь популяризировать свой вид спорта за пределами своих стран.

Англичане уже давно облюбовали азиатские регионы – там проходит масса предсезонных товарищеских игр и различных турниров. Причем это было стратегическое решение, которое себя оправдало, и этого не хватает современной Ф1.

Нельзя просто провести там гонку и исчезнуть на целый год. Это никак не повлияет на заинтересованность местного населения гонками.

В новых для Больших Призов регионах могли никогда не видеть гонок Михаэля Шумахера, они могут не знать Найджела Мэнселла, Айртона Сенну или Алена Проста, что для европейского человека просто нонсенс.

В Китае, к примеру, совершенно не интересовались Формулой 1 в те времена, когда гремели эти громкие имена, так что здесь больше вопрос самоидентификации.

Можно оставаться просто вершиной автоспорта в каком-то своем узком пространстве, а можно пытаться конкурировать с другими видами спорта за внимание людей по всему миру. А для этого необходимо меняться, и менять очень серьезно. Продвижение вида спорта на новых рынках – задача не из легких.

Автоспорт – это всего лишь небольшая ниша в спортивных событиях планеты. Далеко не всем по душе машины. Нет универсального рецепта популярности – нельзя просто сказать, что если ты сделаешь так-то и так-то, то аудитория увеличится в пять раз».

Но есть и те, кто скажет, что Формула 1 в настоящее время и так активно расширяет свою географию и захватывает новые территории.

«Гонки Гран При привлекают огромную аудиторию, – считает босс команды Mercedes F1 Тото Вольф. – Если сравнить Ф1 с другими видами авто- и мотоспорта, у нас нет конкурентов в этом отношении. MotoGP, WEC, да даже DTM – все они и рядом не стоят.

Тогда как Формула 1 привлекает публику в количестве 70-80 миллионов зрителей по всему миру, другие виды гонок смотрят по 3-4 миллиона, и это нельзя не учитывать.

При этом сейчас происходит постепенная смена формата вещания – от традиционных бумажных носителей и телевидения мы переходим к цифровым технологиям.

То же самое происходит и в Формуле 1. Мы видим, как много обсуждают наш вид спорта в интернете и социальных сетях.

Также мы наблюдаем изменение аудитории в зависимости от региона – где-то телевизионные рейтинги растут, где-то падают. Здесь играет роль и переход с традиционного вещания на платные каналы.

Кроме того, на некоторых рынках произошел спад интереса из-за меньшего присутствия в спорте местных героев. В качестве примера можно привести Испанию. Но в целом я бы сказал, что с Формулой 1 сейчас все в порядке».

При этом Вольф, так же, как и Хорнер, считает, что Большим Призам не стоит принимать искусственные меры для популяризации спорта.

«Болельщики интересуются Формулой 1, потому что это спорт, – продолжил австриец. – Это настоящее соревнование, в котором принимают участие лучшие пилоты и команды. Если мы начнем искусственно создавать какие-то вещи вокруг Больших Призов, будет только хуже.

Мы не только потеряем ядро нашей аудитории, которому интересны гонки в их первозданном виде, но также оттолкнем и тех, кому неинтересно наблюдать за подстроенными заранее баталиями.

При этом я согласен с тем, что очень трудно поддерживать правильный баланс между чистотой спорта и шоу, привлекающим все новых и новых зрителей.

Если поклонники потеряют интерес в происходящему, спорт не сможет развиваться и зарабатывать деньги – в итоге мы попадем в замкнутый круг».

Также Вольф полагает, что в настоящее время Формула 1 делает недостаточно для того, чтобы подчеркивать свои достоинства, такие как скорость машин и применение инновационных технологий. Вместо этого, по мнению Тото, в спорте слишком много внимания уделяют разговорам о том, что нужно улучшить, и перемыванию косточек друг другу.

Технический директор Mercedes F1 Пэдди Лоу также вполне удовлетворен нынешним состоянием Формулы 1. Спорт часто критикуют за то, что он не прислушивается к нуждам болельщиков, но Пэдди полагает, что излишнее внимание к просьбам со стороны может лишь усугубить ситуацию.

«Мы ведь не просим зрителей писать театральные пьесы и ставить балеты, – заметил Лоу. – Руководство спорта должно само понимать, что хорошо, а что плохо, и найти правильный баланс.

Единственный аспект, в котором мы сбились с пути – это, по моему мнению, звук моторов. Всё остальное мы сделали более или менее правильно.

Мы сумели открыть в Формуле новую эпоху турбированных гибридных двигателей V6, что очень здорово. А звук мы исправим в ближайшее время».

Таким образом, есть мнение, что Большим Призам необходимо научиться подчеркивать свои достоинства и продвигать то, чего они уже смогли добиться, прежде чем делать очередные шаги вперед.

«Есть много всего, что мы можем сделать, чтобы привлечь внимание людей к нашему спорту, – полагает исполнительный директор McLaren Джонатан Нил. – Самая главная проблема для Ф1 – это доступность для болельщиков ко всему, что происходит на трассе и вне ее.

Не нужно воспринимать героев Ф1 как небожителей, возить их в золотых клетках и показывать зрителям лишь издалека.

Сейчас самое время, чтобы подумать, как решить этот вопрос. Давайте немного поэкспериментируем и встряхнем наш спорт, пусть гонщики свободно дают интервью, ходят на телевидение и продвигают Ф1 изнутри.

Я удивлен тем, что за последние 15 лет в Формуле 1 ничего не изменилось в этом отношении. Мы по-прежнему варимся в собственном соку».

Как заметил Нил, этим должно заниматься руководство Больших Призов. Каков уровень шоу современной Формулы 1? Требуются ли глобальные перестановки и изменения? Главным образом спорту сейчас необходимо сохранить свою аудиторию, несмотря на серьезные изменения в медийном пространстве.

Когда-то Формула 1 очень вовремя воспользовалась всеми прелестями телевидения, что обусловило настоящий бум автоспорта в мире. Но это было когда-то… И остальные виды спорта давно уже догнали Большие Призы, а некоторые и перегнали.

В постоянно меняющемся мире было бы глупо делать постоянно одно и то же и ожидать, что результат не изменится...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Комментарии для сайта Cackle