Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

За что боролись, на то и напоролись...

Дитер Ренкен
20 августа 2016 в 9:43
Фото: LAT Photographic

В скором будущем нынешним владельцам Формулы 1 предстоит начать переговоры с командами по поводу продления двусторонних соглашений, и, судя по тому, как это происходило в последний раз, задача эта будет не из легких. Свое мнение по этому поводу высказал Дитер Ренкен...

Прошло уже чуть более десяти лет с тех пор, как инвестиционный фонд CVC Capital Partners приобрел контрольный пакет акций FOM с намерением использовать коммерческие права на спорт для повышения прибыльности предприятия посредством различных корпоративных инвесторов, в числе которых Пенсионный фонд для педагогов из Техаса, аналогичная организация из Калифорнии, именуемая Calpers, и других.

Изначально в планы CVC входило вывести Ф1 на Сингапурскую фондовую биржу в 2013 году. С этой целью была проведена внутренняя реструктуризация, учреждена Стратегическая Группа и премиальные статусы для пяти команд в обмен на гарантию участия в спорте до конца 2020 года. Это, по мнению руководства фонда, должно было максимально поднять стоимость предприятия при выводе на биржу.

Однако целый ряд факторов, включая грянувший глобальный экономический кризис и недавнее дело о взятке Берни Экклстоуна, сыграл против плана CVC. В результате инвестиционный фонд, сохранивший себе 35,5% акций спорта, вынужден был владеть этими активами гораздо дольше, чем изначально предполагалось, а именно семь лет.

Кроме того, вопрос о продлении контрактов с командами будет в значительной степени осложнен тем, что Sauber и Force India подали официальную жалобу в Еврокомиссию на систему распределения финансов в спорте, инициатором которой и являлся фонд CVC, и из-за которой независимые коллективы в настоящее время испытывают немалые трудности.

Здесь стоит отметить, что выход Великобритании из Евросоюза вряд ли скажется на этом процессе, поскольку изначальная аргументация состоит в том, что европейские поклонники автоспорта страдают от действующей системы распределения доходов в спорте, ведь добрая половина команд, по сути, не имеет возможности влиять на ключевые решения в Ф1 – так что в этом отношении CVC не стоит ждать никаких поблажек.

Посмотрите на то, что происходило и происходит с Microsoft или Apple. Обе корпорации находятся под микроскопом у Еврокомиссии, несмотря на то, что все их учредительные организации и документы официально зарегистрированы далеко за пределами Старого Света. При этом Microsoft уже подверглась немалому штрафу, проявив неспособность следовать правилам, закрепленным в Европе. Кроме того, в качестве одного из заявителей выступает команда Sauber, зарегистрированная и функционирующая в Швейцарии – стране, не входящей в состав ЕС. И, несмотря на это, ее иск был принят и оформлен по всем правилам.

При этом источники, близкие к CVC и FOM, по-прежнему продолжают намекать на то, что потенциальный покупатель уже практически найден, но дело о продаже коммерческих прав на спорт так и не сдвинулось с мертвой точки. Не стоит забывать и о том, что половина срока заключенных ранее контрактов с командами уже прошла. Кто согласится вкладывать в спорт несметные деньжищи, осознавая, что впереди их ждет всего четыре года беззаботной жизни, а во главе структуры находится 86-летний "молодой человек", не желающий искать себе преемника?

Как сказал один очень проницательный завсегдатай паддока: «CVC необходимо как можно скорее начинать вести переговоры с командами относительно двусторонних соглашений на период после 2020 года, поскольку разговоры затянутся не на один год. А если учитывать нынешнюю ситуацию в спорте, владельцам просто нечего будет предложить коллективам в долгосрочной перспективе».

Все идет к тому, что Экклстоуну в скором времени придется приступить к переговорам с командами. Когда компания Renault приобретала Lotus, было объявлено о соглашении до 2024 года, но такое продление срока было обусловлено лишь необходимостью отложить покрытие контракта до поздних его стадий со стороны CVC из-за проблем с текущими финансовыми потоками, возникшими в результате накопления долга от первоначальной покупки и последующих выплат дивидендов.

В настоящее время ежегодные доходы спорта исчисляются 1,35 миллиардами долларов (фунт стерлингов сейчас активно болтает, так что его пока нельзя использовать в качестве финансового мерила), разделенными в соотношении 65/35 между командами и филиалами и акционерами CVC. Из своей доли в 470 миллионов фонд CVC вынужден уплачивать около 300 миллионов в фонд долга ежегодно, что оставляет им лишь незначительную часть от многомиллиардного пирога.

При этом владелец коммерческих прав, по сути, сидит на вулкане: действующие контракты истекают через четыре года, а размер долга по-прежнему велик. И если в прошлый раз при заключении соглашений CVC выступала в качестве привилегированной стороны, то теперь инициатива принадлежит уже командам: время, сроки, долги и иск в Евросоюз – всё это не добавляет фонду уверенности в ведении дел.

Все эти преграды нельзя было предвидеть в момент подписания первоначальных контрактов. А если и можно было, наверняка в CVC подумали, что после вывода спорта на биржу все эти проблемы придется расхлебывать уже новым акционерам. Но ничего не вышло, и в настоящее время все эти неприятности свалились на голову нынешних владельцев.

В компании Renault, по сути, создали прецедент, прибавив четыре года к своему действующему соглашению и продлив его тем самым до восьми лет, поскольку решающим фактором в этом отношении является сохранение стабильности спортивного и технического регламента на тот же срок. Если Формуле 1 не удастся вписаться в эти временные рамки, коммерческие соглашения и правила вновь выйдут из-под контроля.

И все же главным камнем преткновения в новых контрактах могут стать не их продолжительность, а условия. Фонду CVC будет невероятно трудно сохранить баланс и предоставить командам те условия, к которым они уже привыкли. Коллектив Ferrari, к примеру, наверняка вновь запросит немалый бонус за свое историческое наследие в спорте, а Red Bull потребует адекватной финансовой оценки своих последних нескольких титулов.

В общем, владельцам предстоит очень непростая задача: во-первых, постараться избежать того перекоса в распределении финансовых средств, который наблюдается сейчас, и при этом сохранить в спорте команды с громкими именами, что потенциально влияет на стоимость акций предприятия. Это действительно сложная задача, особенно с учетом того, что в Еврокомиссии по-прежнему рассматривается иск, поданный командами Sauber и Force India.

Во время канадского Гран При ваш покорный слуга опросил руководителей шести гоночных коллективов относительно их предпочтений в плане распределения денег в спорте. Как и ожидалось, каждый из них предложил свою схему – от сохранения нынешнего (несправедливого) варианта до перенятия опыта Английской Премьер-лиги или даже разделения доходов поровну. Один из боссов предложил вернуться к структуре 2010-12 годов, когда первые десять команд получали долю дохода плавающего размера.

Добавьте сюда руководителей оставшихся пяти команд, Берни Экклстоуна, его боссов из CVC и голос FIA, и в итоге выйдет порядка 14 различных предложений, которые предстоит обсудить. При этом время уходит, и фонд заинтересован, чтобы всё это сделать как можно быстрее.

Сам Берни уже высказался в пользу финансовой системы, используемой в английском футболе, где разница между топами и низами составляет порядка 30%, а не 80%, как в Ф1 – Ferrari зарабатывает порядка 200 миллионов, а Manor – меньше 50, тогда как номинальная стоимость вывода двух машин на стартовую решетка у них приблизительно одна.

С учетом того, что нынешний регламент оговаривает большую часть расходов команд, включая двигатели и трансмиссию, шины, численность персонала, использование аэродинамической трубы и средств вычислительной гидродинамики, разница в бюджетах между первыми и последними командами, по сути, сводится к представительским расходам и издержкам на исследования.

Таким образом, перед Экклстоуном стоит невероятно сложная задача свести всё воедино, поскольку он прекрасно понимает, что Ferrari, Red Bull и Mercedes, а с ними и McLaren, с которой при руководстве Рона Денниса договориться будет непросто, не согласятся подвинуться в пользу более маленьких команд во имя равенства в спорте. Не стоит забывать, что эти команды – не благотворительные организации, они ведут очень жесткий конкурентный бизнес и в том числе ставят себе целью получение преимущества за счет слабых сторон соперников.

Неужели Берни способен поверить в то, что президент Ferrari Серджио Маркионе безропотно отправится к своим акционерам на Нью-Йоркскую фондовую биржу и заявит, что принял решение пожертвовать их суммой в 90 миллионов в год на протяжении следующих шести-восьми лет на благо Формулы 1? И вряд ли кто поверит в то, что Daimler продолжит вкладывать деньги в Mercedes, если у них вдруг взять и отнять 70 миллионов долларов ежегодно.

Если поверить в это, то можно предположить и то, что Дитрих Матешиц великодушно полезет в карман, достанет 50 миллионов и раздаст их поровну представителям Force India, Sauber и Manor. Да и владельцы McLaren, включая королевскую семью Бахрейна, вероятно, с огромным удовольствием откажутся от своих доходов в пользу бедных…

Похожая неопределенность сохраняется и в отношении процесса принятия решений в спорте, который Экклстоун совсем недавно назвал картельным сговором. И здесь боссы команд предсказуемо разошлись во мнениях – кто-то предложил оставить существующую Стратегическую Группу в покое, другие высказались за то, чтобы FIA совместно с держателем коммерческих прав вырабатывала регламент, а были и предложения допустить к участию в формировании правил все команды в равной пропорции.

Во время недавней спортивной конференции FIA в Турине президент FIA Жан Тодт намекнул на существующие проблемы в отношении власти в спорте. На вопрос о том, какие проблемы он ожидает в ближайшем будущем как президент руководящего органа, француз ответил: «Самой трудной задачей, безусловно, будет заключение нового Договора Согласия, да и с управлением в спорте есть проблемы.

Нынешний руководящий орган не обладает достаточной властью – финальное слово в отношении регламента не за ним».

При этом он не высказался в пользу структуры, принятой в футболе: «Управление – это комплексная проблема вне зависимости от чемпионата. В футболе часто появляется негатив в отношении решений, принимаемых федерацией, но это уже другой разговор.

В нашем спорте если вы хотите, чтобы команды и производители принимали участие, нужно добиться их благосклонности. Зачастую производители используют автоспорт в качестве маркетингового рычага или собственной лаборатории. Так что к ним необходимо прислушиваться».

Таким образом, можно предположить, что и руководящий орган на уступки не пойдет.

Что получается в сухом остатке? CVC необходимо как можно быстрее и как можно на более выгодных условиях перезаключить сделки с командами для потенциальной продажи акций в обозримом будущем – иначе им придется остаться со своими активами и регламентом, который изначально разрабатывался под довольно скорую продажу.

Предложи командам мало, и гранды вроде Ferrari или Red Bull задумаются о выходе из спорта, тем более, что такие речи уже неоднократно звучали. Предложи много, и взвоют владельцы, а кроме того, и количество потенциальных покупателей резко снизится. Если же ничего не менять, Еврокомиссия продолжит расследование иска, что в результате оставит CVC и Экклстоуну слишком мало времени для принятия решения.

Таковы главные проблемы современной Формулы 1 в отношении владения и распределения доходов. Изначально дилемма была создана CVC, поскольку они планировали поскорее избавиться от этого бизнеса, в связи с чем разработали правила, несовместимые с нормальным функционированием в долгосрочной перспективе.

Вряд ли они предполагали, что эта палка обернется для них другим концом – и в этом состоит основная проблема спорта и миллионов его болельщиков. CVC может просто не найти покупателя, в результате чего нынешние владельцы останутся с нами на долгие годы...

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle