Технический обзор в преддверии летнего перерыва

Крэг Скарборо
21 июля 2016 в 14:10
Фото: LAT Photographic

Накануне летней паузы в чемпионате мира Ф1 команды традиционно расставляют свои приоритеты развития машины – одни полным ходом собирают данные с ориентиром на следующий сезон, другие по-прежнему упорно модернизируют шасси этого года. Технический эксперт AUTOSPORT Крэг Скарборо поведал о векторах развития команд в преддверии сезона отпусков...

Гонка вооружений в Формуле 1 вошла в довольно странную фазу, когда все гоночные коллективы вынуждены решать проблему распределения бюджета на доводку текущей машины и проектирование новой.

Минувший Гран При в Сильверстоуне и последующие тесты позволили понять, какие приоритеты ставят перед собой команды, и сегодня мы попытаемся в этом разобраться…

Mercedes

Фокус на аэродинамику и охлаждение ERS

В своей последней спецификации заднее антикрыло Mercedes сильно напоминает разработку Toro Rosso начала этого года – здесь мы видим те же снижающие лобовое сопротивление жалюзи в передней части торцевых пластин.

При этом вариант Mercedes отличается открытыми жалюзи и четырьмя ребрами с внешней стороны торцевиков. Такой вид прорезей позволяет предотвратить расщепление воздушного потока в передней части пластин.

Также в Mercedes продолжают активно заниматься модернизацией боковых дефлекторов, расположенных перед понтонами. В Сильверстоуне количество направляющих в этой области было снижено, но при этом сами они стали более детализированными, при этом они образуют единую конструкцию с направляющими в передней части днища шасси, позволяя повысить аэродинамическую эффективность потока, проходящего под днищем.

Вероятно, эти изменения стали причиной смены дизайна диффузора, причем в команде решили подправить геометрию как центральной плоскости, расположенной в области под задней структурой безопасности, так и внешних кромок элемента.

Кроме того, измененная форма кожуха двигателя W07 говорит о том, что в команде второй год подряд решили изменить охлаждение системы рекуперации энергии прямо по ходу сезона. Под выпуклой областью кожуха располагается жидкостный радиатор системы ERS, установленный поверх коробки передач. В Сильверстоуне этот элемент был расширен, что привело к появлению характерного "горба" на капоте мотора.

Лучшее охлаждение ERS поможет увеличить надежность агрегата и повысить эффективность циркуляции энергии без превышения допустимых температурных режимов, что ранее вынуждало пилотов переключаться в щадящий режим сбора энергии.

Геометрия боковых понтонов также подверглась изменениям, в частности была значительно сужена задняя их часть за счет скоса боковин.

Ferrari

Все на сбор данных для сезона-2017

Последние разработки Ferrari носили не такой всеобъемлющий характер, как у Mercedes, но все же мы увидели некоторые изменения в области переднего антикрыла и в нижней части носового обтекателя.

Именно последний аспект привлек наибольшее внимание, поскольку в области над сплиттером под обтекателем SF16-H была установлена миниатюрная направляющая. Ее функция не сильно отличается от плавников, установленных чуть впереди – в области передней подвески, и состоит в том, чтобы удерживать воздушный поток, исходящий от передних колес, подальше от центральной оси шасси.

А привлекли повышенное внимание эти изменения в связи с тем, что в правилах следующего года нормы в отношении этой области шасси оговорены довольно условно. Таким образом, вполне вероятно, что в Маранелло уже работают с прицелом на сезон-2017, параллельно обкатывая новинки на шасси этого года.

Что касается боковых секций переднего антикрыла, они выполнены в более агрессивной манере, хотя детальные изменения в этой области можно заметить лишь при тщательном сравнении двух версий элемента.

Геометрия арочных секций по бокам конструкции была изменена – они стали более высокими и скругленными, и все же в размерах они по-прежнему уступают ярко выраженным аркам шасси Mercedes.

Назначение этих арок состоит в том, чтобы генерировать завихрения в нижней области крыла, позволяющие отводить набегающий воздушный поток подальше от передних колес. Помимо этих элементов, изменения также коснулись и торцевых пластин крыла – вертикальные направляющие в этой области приобрели более скошенный вид, а также была изменена геометрия ребер, присоединенных к ним с внешней стороны.

Red Bull Racing

Оценка аэродинамической эффективности защитной конструкции кокпита

Несмотря на то, что в последнее время темп шасси Red Bull значительно вырос, серьезных изменений в аэродинамике RB12 замечено не было. При этом после британского этапа команда получила возможность впервые опробовать на трассе защитную конструкцию кокпита, получившую название "ореол".

В то же время инженеры оснастили шасси различными датчиками, наибольший интерес среди которых представляет сенсор в области под верхним воздухозаборником. Отверстия в этой части шасси RB12 используются для охлаждения системы рекуперации энергии, и в команде решили проверить, как защита кокпита скажется на доступе воздуха к радиатору.

Если концепция "ореол" будет одобрена, командам придется немало потрудиться, чтобы обеспечить прежнюю эффективность основных воздуховодов шасси, что в конечном счете влияет на эффективность работы силовой установки.

Williams

Заднее антикрыло под микроскопом (и лазером)

Во время тестов в Сильверстоуне команда Williams оснастила торцевые пластины заднего антикрыла своего шасси сразу тремя датчиками, объектом внимания которых были задние шины.

Один из них представлял собой лазерный сенсор, луч от которого проходил горизонтально пересекая боковину колеса, а два оставшихся – камеры, следящие за изменениями линии в процессе деформации шины в движении.

Изменение геометрии покрышки является критическим фактором, влияющим на аэродинамику шасси. Степень деформации шин в динамике определяет взаимное расположение и действие днища, колес, воздуховодов задних тормозов и торцевых пластин заднего антикрыла.

В конце тестов команда Williams продолжила испытывать экспериментальное заднее крыло, впервые опробованное на испытаниях в Барселоне (на фото). Его конструкция не является легальной ни сейчас, ни с прицелом на следующий сезон, а цель его использования состоит в том, чтобы искусственно увеличить прижимную силу сзади и тем самым имитировать повышенную аэродинамическую нагрузку, которая в следующем году будет создаваться за счет увеличенных крыльев и диффузора.

Force India

Фокус на искоренение недостатков обновленного шасси

После в целом успешной модернизации машины команда Force India столкнулась с проблемой управления шинами. Для ее решения в коллективе решили вернуться к прежней конструкции задней подвески, однако погодные условия в Великобритании не позволили провести им полноценные сравнительные тесты двух концепций.

Также Force India обкатывала обновленное переднее антикрыло шасси с более широкими скошенными книзу выступами по бокам. На этой стадии сезона командам не выгодно вкладывать огромные деньги в разработку новых элементов с нуля, так что они ограничиваются незначительными доработками существующих конструкций.

Toro Rosso

Охлаждение – наше всё...

На тестах в Сильверстоуне шасси Toro Rosso предстало с обновленной системой охлаждения. Геометрия кожуха двигателя была серьезно изменена, и в нем появились дополнительные отверстия по бокам от верхнего воздухозаборника, снабжающие набегающим воздухом радиатор в верхней части коробки передач.

Возможно, в боевом режиме мы увидим это обновление уже в предстоящих гонках, но, скорее всего, так в Фаэнце готовятся к октябрьскому этапу в Мексике, на котором в связи с географическим положением трассы командам придется позаботиться о дополнительном охлаждении рабочих агрегатов.

McLaren

Оптимизация компоновки силовой установки Honda

С момента возвращения Honda в спорт в 2015 году главной проблемой команды McLaren была компоновка японской силовой установки на шасси без отказа от концепции "нулевого размера".

Это поставило перед командой дилемму в отношении размещения системы впуска мотора. С одной стороны, хотелось максимально ее поднять, чтобы под ней разместить турбину, а с другой – опустить, чтобы сэкономить на размере шасси.

Для удовлетворения этим противоречивым требованиям в команде решили изогнуть патрубки в камере впускного коллектора на 90 градусов, что негативно сказалось на выходной мощности агрегата.

Впоследствии камера была увеличена в размерах, что позволило разместить впускную систему вертикально. Кроме того, в команде получили возможность увеличить турбину и мотор-генератор кинетической энергии, что также положительно сказалось на надежности и мощности силовой установки.

Что касается шасси, в команде McLaren по-прежнему раз за разом привозят серьезные обновления, не останавливая процесс доработки машины. Не так давно в коллективе из Уокинга представили модернизированное переднее антикрыло, новый сплиттер, воздухозаборники передних тормозов, а также снабдили днище в области перед задними колесами дополнительными прорезями и привезли обновленный диффузор.

Renault

Главный приоритет – сбор данных с прицелом на сезон-2017

Тогда как работа над нынешним переходным шасси в заводской команде Renault практически прекратилась, коллектив бросил все силы на сбор информации в преддверии нового сезона.

На тестах в Сильверстоуне любопытно было наблюдать за шасси, на шинах которого были установлены специальные датчики, тогда как каркас и проводка огибали колеса сзади (на фото).

Такие сенсоры позволяют точно измерить загрузку каждого колеса в процессе движения, а не полагаться на данные с амортизаторов и пружин подвески.

При этом полученная информация может использоваться для разных целей, в частности для определения излишней жесткости подвески путем замера разницы между реальной нагрузкой на шины и ходом подвески.

Кроме того, собранные данные помогут команде улучшить модель шин, используемую на симуляторе, что в свою очередь позволит точнее экстраполировать полученную впоследствии информацию при работе на трассе.

Sauber

Погоня, погоня, погоня...

В первой половине сезона команда Sauber практически не обновляла свое шасси, тем интереснее было наблюдать за тем, что в Сильверстоун они привезли новое заднее антикрыло.

Раньше подпоркой антикрыла на машине команды служила гибридная конструкция – к коробке передач Ferrari подходила единая "нога", а кверху она раздваивалась и крепилась к антикрылу в двух точках. В новой версии элемента пилон обладает одинарной конструкцией по всей длине, что гораздо выгоднее с точки зрения веса.

В плане геометрии торцевых пластин заднего антикрыла в Sauber пошли по пути Toro Rosso и McLaren. В верхней области элемента расположились открытые жалюзи по примеру Toro Rosso и Mercedes, при этом сами прорези оказались длиннее и доходят до самой плоскости крыла, что должно позволить снизить уровень лобового сопротивления.

Вероятно, внедрение этой конструкции антикрыла было запланировано в команде с самого начала сезона, но впоследствии было отложено по причине финансовых затруднений. В результате завершения сделки с новым инвестором денежный поток в коллективе должен наладиться, что позволяет болельщикам Sauber взглянуть в будущее с оптимизмом.

Кроме того, в Сильверстоуне команда из Хинвила показала новый кожух двигателя, напечатанный на 3D-принтере. Вероятнее всего, этот элемент делается с прицелом на следующий год, поскольку обладает пороговыми габаритами в рамках нового регламента. При этом в других командах уже давно прошли этот этап, что свидетельствует о том, что в настоящее время Sauber отчаянно пытается догнать ускакавших вперед конкурентов в отношении модернизации шасси.

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle