Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Что скрывают узкие боковые понтоны Sauber?

Эд Стро
20 февраля 2013 в 11:33

Эд Стро расспросил главного конструктора команды Sauber Мэтта Морриса о новых боковых понтонах – ведь это пока самая яркая техническая новинка на машинах Формулы 1 сезона-2013

Sauber C32
Sauber C32

Главный конструктор Sauber Мэтт Моррис активно жестикулирует перед диктофоном AUTOSPORT. Его соображения об агрессивном дизайне боковых понтонов на новой машине швейцарской команды записываются на устройство размером всего лишь 95 x 37 x 10 мм.

«Если бы кто-то дал мне твой диктофон и попросил его припрятать где-нибудь в понтонах, я бы, наверное, не смог найти достоточно места», – шутит он.

В итоге и Моррис, который возглавлял проект по «похудению» понтонов на 120 мм (в самой широкой точке), и хозяин диктофона решили, что не будут пытаться его никуда встроить, так что беседа плавно перешла на тему эффективности самой концепции.

Первое и самое главное, что стоит отметить – сомнения скептиков на тему возможных проблем с охлаждением были полностью опровергнуты на первых тестах в Хересе, где С32 прошла больше кругов, чем машины других команд (общая дистанция составила 1893 км).

«Понятно, что мы проектировали машину с учетом реальных условий, и понтоны работали именно так, как нам и представлялось, – говорит Моррис, – В этом плане все цели были достигнуты, никаких проблем не возникло».

Философия боковых понтонов очень проста. У большинства команд они имеют скошенную форму: это позволяет оптимизировать воздушный поток в зоне «бутылочного горлышка» перед задними колесами, что является важнейшим фактором для обеспечения прижимной силы.

В Sauber решили убрать лишние препятствия на пути воздушного потока по мере его продвижения вдоль нижней части машины, то есть теперь воздух попадает к «горлышку» по более прямолинейному маршруту. Контраргументом против такой компоновки является невозможность дополнительно разогнать воздушный поток за счет специального профиля понтонов.

В Sauber решили уменьшить размер понтонов, чтобы облегчить протекание воздуха под ними © XPB
В Sauber решили уменьшить размер понтонов, чтобы облегчить протекание воздуха под нимиФото: XPB

«Подобный дизайн подходит нашей машине и решению ее задней части, – отвечает на это Моррис. – У маленьких понтонов, есть свой плюс: при доработках их всегда можно сделать больше. Если мы в какой-то момент решим увеличить их и добавить аэродинамические элементы, нам ничто не помешает. А вот оптимизировать изначально большие понтоны гораздо сложнее.

Мы уверены в данной концепции – думаю, нам вполне по силам повысить эффективность как отдельного элемента, так и всей задней части машины.

В таких вопросах нужно верить в выбранную идею, тогда будет и конкретный результат. Может, поначалу это и не дает большого преимущества, но чем дальше вы развиваете концепцию, тем больше эффект. И сейчас мы уже готовим новые усовершенствования в этой области».

На вопрос, видит ли уже команда положительный эффект от новинки на трассе, Моррис без сомнений отвечает «Да!». Заезды в Хересе стали только началом, новые детали появятся как на следующей сессии в Барселоне, так и во время третьей и заключительной части предсезонных заездов в Испании.

«В Херес мы привезли базовую компоновку машины. У нас кое-что готовится как на вторые тесты, так и на заключительные. Эти части сейчас на этапе производства, – поясняет Моррис. – Скорость придет, мы уже работаем над следующим шагом. Наш выбор концепции оказался верным, и сейчас мы продолжаем прибавлять. Задумка точно сработает».

Одно из направлений развития – это дефлекторы, которые установлены на понтонах.

Мэтт Моррис настаивает, что настоящим испытанием для машины станет Мельбурн © XPB
Мэтт Моррис настаивает, что настоящим испытанием для машины станет МельбурнФото: XPB

«В этой области, несомненно, есть большие резервы для доработки, – говорит конструктор. – Мы также уделяем большое внимание задней части машины, потому что именно там можно получить основное преимущество. Избранная концепция дает нам больше свободы действий в этой области. Но если вы внедряете такое серьезное изменение, то требуется время, чтобы сполна реализовать весь его потенциал».

И хотя пока рано говорить о реальной эффективности узких понтонов Sauber, уже сейчас можно всерьез утверждать, что они работают.

Год назад командой показала в разрезе понтоны BMW Sauber F1.08. Если изучить их, вы будете сильно удивлены тем, насколько плотно там все скомпоновано. Так что дух захватывает от мысли, что же скрывается от посторонних глаз в недрах Sauber C32.

«Мы решили двигаться в этом направлении еще прошлым летом. Это серьезно повлияло и на дизайн шасси, на дизайн структуры боковой защиты – то есть, не приходится говорить, что специалисты по аэродинамике просто решили: «А давайте-ка попробуем», – говорит Моррис. – В разработке были также задействованы и отдел электроники, и отдел гидравлики. Потребовались усилия многих людей, чтобы собрать все воедино.

Это, конечно, не самая простая в реализации задумка, но мне нравится решать такие задачи. На данный момент мы прошли краш-тесты, и понтоны обеспечивают эффективное охлаждение. Однако сказать с уверенностью, что мы достигли своей цели, можно будет только на первой гонке сезона в Мельбурне – если наша машина поедет быстро».

Sauber C32 на тестах в Хересе
Sauber C32 на тестах в Хересе

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle