Каковы реальные достижения Стратегической Группы?
В 2014 году Стратегическая Группа Ф1 обозначила амбициозные планы по перестройке Больших Призов, но чего этому органу в действительности удалось достичь за эти долгие два года? Да ничего! Слово Дитеру Ренкену...
В свете происходящей смены владельцев Больших Призов логично вспомнить о действии, вернее, полном бездействии органа, именуемого Стратегической Группой, а также о целесообразности присутствия такого образования в меняющей свой облик Формуле 1.
После недавнего провала инициативы по отмене радиопереговоров между гонщиками и боксами Стратегическая Группа созвала внеочередное заседание в четверг, предшествующий очередному Гран При.
По окончании собрания руководители команд не без удовольствия сообщали о том, что им удалось не только убедить FIA в нецелесообразности отмены радиопереговоров в Ф1, но и протолкнуть идею о том, чтобы в будущем двойные желтые флаги на трассе во время квалификации рассматривались наравне с красными флагами.
Также они упомянули, что FIA отныне будет менее скрупулезно подходить к нарушениям гонщиками границ дорожного полотна, а правила нахождения на трассе машины безопасности на старте дождевых гонок будет пересмотрено. Скорее всего, будет принято решение о том, что сейфти-кар будет оставаться на треке максимум один-два круга, после чего пилоты будут предоставлены сами себе. Кроме того, сообщается, что механики не смогут работать с машинами в течение всего периода красных флагов.
Это всё, конечно, хорошо, но если эти изменения можно назвать стратегически важными для спорта, что изначально входило с обязанности собранной рабочей группы, тогда у Формулы 1 действительно серьезные проблемы. К тому же, все эти обсуждения происходят на фоне постоянно снижающихся цифр телевизионных рейтингов гонок и попыток владельца коммерческих прав заполнить три вакантных места в календаре.
Многие уже давно подозревали, что нынешнее высшее руководство спорта просто не собирается ничего менять, а внимательное изучение выпущенного 18 апреля 2014 года документа, озаглавленного как "План по улучшению Формулы 1", лишь подтверждает эти опасения. На семи листах этого плана были изложены важные и перспективные изменения, которые должны были быть внедрены уже в сезоне-2017, однако реальные дела Стратегической Группы легко можно пересчитать по пальцам одной руки не самого дееспособного человека.
Важно отметить, что на момент составления этого документа прошло всего два этапа в рамках нового гибридного регламента на моторы, который, надо сказать, изначально был более интересным и включал в себя наличие на шасси туннелей, способствующих созданию граунд-эффекта, и более широкие колеса. Однако на практике правила оказались, по сути, "кастрированными", что привело к появлению нынешних малопривлекательных машин с их тихим звуком, которые подверглись критике со стороны владельца коммерческих прав, зрителей, промоутеров и прессы.
Как бы там ни было, указанный мной план включал в себя целую страницу перечисления предстоящих изменений, включая снижение расходов в Ф1, восстановление паритета среди команд на определенном уровне, установление рабочих рамок для команд, в том числе касающихся количества персонала, улучшение аспектов Ф1, невидимых для болельщиков, повышение коммерческой привлекательности спорта, включая технологические разработки.
Все перечисленные пункты планировалось исправить за трехлетний период с 2015 по 2017 год и внести соответствующие поправки в регламент после предварительного обсуждения с рабочими группами. А с учетом тото, что крайний срок для изменений в правилах сезона-2017 истек 28 февраля нынешнего года, можно сделать вывод о работе Стратегической Группы за этот период. Какое слово подобрать? Уныние? Печаль?
В рамках первого пункта из списка в FIA ввели инициативу по отмене грелок для шин и даже заявили, что решение принято и реализовано, однако грелки и ныне там… Также были планы по упрощению конструкции тормозных воздуховодов шасси, передних антикрыльев и топливных систем. Что сказать? Крылья становятся все более сложными и детализированными. Инициативы по использованию одной и той же комбинации двигателя и коробки передач на протяжении гоночного уик-энда также остались лишь на бумаге.
Да, FIA регламентировала некоторые изменения в отношении аэродинамики, но вспомните, с какими трудностями это было сделано в минувшем марте, и в итоге через месяц правила были пересмотрены.
Еще два пункта, бывших на повестке дня, – это 18-дюймовые колесные диски, введение которых должно было побудить других производителей шин включиться в борьбу за монопольную поставку резины Большим Призам, и возвращение в спорт активной подвески, сертифицированной FIA. На отказ от этих инициатив потребовалось времени меньше, чем на написание этого абзаца.
Да, в следующем сезоне мы увидим более широкие шины, но 13-дюймовые диски останутся. Это означает, что пропорции шин, рассчитываемые как отношение высоты боковины к пятну контакта, которые составят 45%, будут не слишком отличаться от аналогичного показателя в 55% на грузовиках, перевозящих технику для Формулы 1 по Европе. И это при том, что самые высокотехнологичные серийные автомобили уже обладают пропорциями в районе 30%!
Что касается других "технологий будущего", то пробиться в регламент удалось лишь титановым вставках на днище для высечения искр, тогда как разнообразные светящиеся тормозные диски, турбины и дымовые следы остались на обочине. Обсуждения различных форматов уик-энда, в числе которых более короткие гонки и так далее, также не прошли жесткий отбор. Вместо этого руководство быстро и ловко пропихнуло в правила странные изменения формата квалификации, которые были упразднены уже через два этапа.
В результате из 12 предложений на будущее в реальность воплотилось лишь одно, касающееся снижения стоимости на моторы, да и здесь без упоминания вето со стороны Ferrari не обошлось.
Старты и рестарты с места в режиме машины безопасности все еще находятся в обсуждении, которое началось после массового недовольства происходящим со стороны болельщиков и прессы. И снова зададимся вопросом: являются ли все перечисленные моменты частью долгосрочной стратегии развития спорта?
Посмотрите, что происходит в Олимпийских играх. Несмотря на массу ошибок, которые в последнее время допускает МОК, их нельзя упрекнуть в том, что они стоят на месте и любуются собой.
К примеру, не так давно из списка олимпийских дисциплин были исключены устаревшие виды спорта, утратившие особый статус, а их место заняли современные соревнования вроде BMX и пляжного волейбола. А на Олимпиаде в Японии, вероятно, мы увидим и скейтбордистов.
Сколько еще продержатся в олимпийской семье метатели копья и толкатели ядра? В конце концов в век ядерной энергетики никто уже не метает копья на охоте и не перекидывает ядра вручную через стены замков.
В 1890 году, когда решили возобновить Олимпийские игры, многие дисциплины включили в список из уважения к традициям, заложенным в восьмом веке до нашей эры. МОК признает это и не стоит на месте, постоянно что-то добавляя и убирая.
Именно такие смелые действия, а не эфемерное обсуждение воспламеняющихся легкоатлетических шиповок или извергающих дым велосипедов, можно назвать действительно стратегическими. А в Формуле 1 гонщики до сих пор ездят по два часа без остановки – неудивительно, что современные представители так называемого поколения Y выключают телек гораздо раньше, чем увидят финиш.
Несмотря на привлечение в олимпийскую семью стремительно развивающихся видов спорта, движение все равно за последнее время потеряло почти четверть аудитории в возрасте от 18 до 49 лет. Но эксперты утверждают, что спад интереса был бы еще большим, если бы МОК сохранил устаревший дисциплины. Руководству Ф1 стоит задуматься, ведь тенденции те же…
Так чем же на своих 4-часовых совещаниях занимается Стратегическая Группа, и что из этого действительно может помочь спорту? Почему бы им просто не признать, что тот план, который был составлен в 2014 году, и который позволил продлить в преддверии ожидаемого выхода спорта на Сингапурскую фондовую биржу контракты с основными игроками Ф1 – командами Red Bull Racing, Ferrari, McLaren и Mercedes, – является более несостоятельным?
Главной причиной того, почему Стратегическая Группа неспособна принимать решения на благо спорта, является отсутствие единого вектора мышления у ее членов. Каждый из представителей этого органа, в числе которых FIA, FOM и руководители шести команд, старается продвинуть идеи, выгодные ему одному.
Кроме того, в распоряжении Жана Тодта и Берни Экклстоуна есть по шесть голосов, что соизмеримо со всеми командами-представителями, вместе взятыми, так что они спокойно могут склонять чашу весов в ту или иную сторону, иногда действуя заодно, а иногда – в противовес друг другу.
Что касается команд, то их боссы, по сути, не могут принимать никаких решений на уровне СГ, не получив соответствующие распоряжения от тех, кто заказывает музыку и финансирует их присутствие в Ф1. Неудивительно, что спорт топчется на месте – с таким-то активным управляющим органом…
До 2013 года все предложения изначально обсуждались на уровне Технической и Спортивной рабочих групп, после чего передавались на рассмотрение Комиссии Ф1, а затем – на ратификацию во Всемирный совет FIA по автоспорту. Решения принимались сроком на четыре года.
Добавление в этот механизм прослойки в виде Стратегической Группы между рабочими группами и Комиссией Ф1 сделало всю конструкцию достаточно инертной. Дело дошло до того, что за четыре часа совещания орган успевает рассмотреть и одобрить лишь два существенных вопроса, тогда как на повестке дня находится список на семи листах.
Решение очевидно – в рамках смены вектора развития Формулы 1 выбросить Стратегическую Группу в помойку за ненадобностью, она уже успела достаточно навредить Большим Призам.
На ее место FIA/FOM должны назначить опытных стратегов, знакомых с ведением дел в автоспорте, и наделить их полной властью по принятию решений сроком на пять лет – с 2020-го по 2025-й. Следующий план должен включать в себя интервал с 2026-го по 2030-й и так далее.
С учетом того, что в последние годы были возрождены, и довольно успешно, такие дисциплины автоспорта, как чемпионат мира по гонкам на выносливость и мировое раллийное первенство, надо признать, что FIA способна улучшать и реформировать гоночные серии. А как вам реализация плана по Формуле Е с нуля всего за четыре года? Исходя из этого можно предположить, что источник нежелания что-то менять в Формуле 1 находится отнюдь не в Париже…
Неужели недостаточно понимания того, что в настоящее время правящие умы Больших Призов рассматривают процедуры проведения пит-стопов и выбор пилотами составов резины в качестве стратегически важных для спорта решений? Такие люди никогда не смогут поставить Формулу 1 на ноги в столь сложной социоэкономической ситуации, когда даже популярность Олимпийских игр – казалось бы, нерушимого спортивного столпа – начинает снижаться...