Взлёты и падения Фелипе Массы
Неделю назад перед началом гоночного уик-энда Гран При Италии Фелипе Масса объявил о завершении карьеры в конце сезона-2016. Гонка в Абу-Даби станет для него 250-й и последней в Формуле 1. AUTOSPORT.com.ru вспоминает карьеру бразильского пилота
Короткий дебют
При определённой доле везения Фелипе мог, наверное, блеснуть в дебюте не хуже Марка Уэббера, одновременно с которым пришёл в Формулу 1 в 2002 году. По ходу всего гоночного уик-энда в Мельбурне 20-летний бразилец выступал на равных с относительно опытным напарником по Sauber Нико Хайдфельдом, которого даже превзошёл в дождевой квалификации, став девятым. Но, увы, на старте он, как и немец, не уехал дальше первого поворота, попав в массовый завал, в котором сошла добрая половина пелотона. До финиша в той сумасшедшей гонке доехали всего восемь гонщиков, и если уж Уэббер на абсолютно неконкурентоспособной Minardi стал пятым, то остаётся только представлять, где был бы на финише Масса на неплохом автомобиле Sauber… Правда, ждать своего шанса Фелипе пришлось недолго: уже через две недели в Малайзии он набрал свои первые очки, финишировав шестым.
Неоправданная замена
Не сказать, что по ходу дебютного сезона Масса снискал любовь и уважение в Sauber. Скорее, наоборот. Регулярные ошибки, аварии и вообще нестабильные выступления вызвали недовольство в стане швейцарской команды. После фальстарта в Маньи-Куре с "горячим бразильцем" провёл воспитательную беседу сам Петер Заубер. А ещё через две недели в Хоккенхайме его в жёсткой форме попросили пропустить напарника Ника Хайдфельда на шестое место. «Фелипе, пропусти Ника немедленно!» – услышал Масса.
Но, конечно, пиком стал пропуск гонки в Индианаполисе. К тому времени уже было известно, что в следующем сезоне бразильца заменит Хайнц-Харальд Френтцен. Вроде бы ничего не предвещало перестановок по крайней мере до конца чемпионата, но в Sauber внезапно решили высадить Массу на один этап по причине… штрафа в десять мест на старте за столкновение с Педро де ля Росой в Монце. Обоснованием такого решения было желание сохранить пятую позицию в Кубке конструкторов. Впрочем, такой ход не привёл к какому-либо результату – немецкий ветеран финишировал лишь 13-м.
Фелипе в ударе
Возвращение в Sauber в 2004 году после сезона, проведенного в качестве тест-пилота в Ferrari, началось с того, чем закончился предыдущий период пребывания Массы в команде. Вновь ошибки, ненужная горячность, нехватка стабильности.
Да и напарник ему в том сезоне выдался непростой – быстрый, но недооценённый Джанкарло Физикелла. Но всё-таки один раз в том сезоне Фелипе смог по-настоящему блеснуть и всерьёз заявить о себе. Несмотря на два внеплановых заезда в боксы после старта – сначала из-за повреждения заднего антикрыла, а затем в связи с проблемами с рулевым управлением – бразилец продолжил бороться и финишировал в итоге на невероятном четвёртом месте. Под его атаками в тот день не устоял даже такой мастер борьбы колесо в колесо, как Хуан-Пабло Монтойя, которого Фелипе обогнал в знаменитой "Красной воде". В тот день горячность Массы впервые привела к результату и позволила ему провести, пожалуй, одну из лучших гонок в карьере.
Месть по-бразильски
Вас возмутили действия Макса Ферстаппена в Спа и его последующее признание мести Кими Райкконену? Не спешите ругать юного голландца, а посмотрите, как в своё время вёл себя на трассе Фелипе Масса.
В начале гонки в Имоле-2005 бразилец столкнулся с Дэвидом Култхардом и сломал передний спойлер. Спустя 20 кругов Фелипе опять догнал своего обидчика и в том же самом месте, связке «Аква Минерале», внаглую полез в атаку, вытеснив шотландца за пределы трассы и при этом ещё успев показать средний палец.
Стюарды оставили инцидент без внимания, но с рук ему такие действия просто так не сошли. Когда Фелипе уже собирался уезжать с автодрома, его настигла кара…
«Я наклонился и схватил его за горло, – вспоминает Култхард. – Я уважаю других гонщиков и требую того же по отношению ко мне. Правда, потом я заметил его родителей в машине и успокоился. Я не хотел унижать его при них».
Интересно, найдётся ли свой "Култхард" в нынешнем пелотоне Формулы 1, который решит проучить Макса Ферстаппена?
Ломая систему
Когда Ferrari объявила о том, что Фелипе Масса заменит Рубенса Баррикелло в команде в сезоне-2005, вряд ли кто сомневался, что юному бразильцу, как и в случае с его предшественником и соотечественником, будет уготована роль подносчика снарядов для Михаэля Шумахера. Поэтому тем удивительнее была ситуация, произошедшая на втором этапе сезона в Малайзии.
После второго пит-стопа семикратный чемпион мира оказался позади нового напарника по команде, шедшего на тактике одной остановки в боксах. Пусть речь тогда шла всего о пятой позиции, поскольку из-за замены двигателя оба гонщика Ferrari стартовали из конца пелотона, но казалось, что вот-вот с командного мостика поступит указание, которое так часто в предыдущие годы слышал Баррикелло. Но нет, Масса и Шумахера до конца гонки были предоставлены сами себе, и на финише их разделили всего 0,5 секунды – в пользу Фелипе.
Первый после Сенны
Свою первую победу в карьере Масса одержал на Гран При Турции-2006, где он стартовал с поула и уверенно лидировал по ходу всей дистанции, уступив первую позицию лишь во время второй волны пит-стопов. Однако свой главный триумф Фелипе одержал на домашнем этапе на Интерлагосе.
Сколько раз его предшественник Рубенс Баррикелло лидировал на Гран При Бразилии даже за рулём далеко не самых быстрых машин Jordan и Stewart, но постоянно что-то случалось, происходили какие-то обидные и временами просто необъяснимые поломки, как и в годы выступлений за Скудерию. В конечном итоге Рубиньо так и не смог выиграть дома. Зато Фелипе, получив в своё распоряжение быструю машину, добился этого с первого раза, одержав убедительную победу как в квалификации, так и в гонке, и стал первым бразильцем после Айртона Сенны в 1993 году, которому удалось выиграть на родной земле.
Победа с характером
Надо признать, что большинство своих побед в Формуле 1 Фелипе Масса одержал далеко не в самом зрелищном стиле, хотя, конечно, их ценность меньше от этого не стала. В основном сценарий был один: старт с поула, уверенное лидерство, быстрый круг, временная потеря первой позиции на время пит-стопа и триумф на финише. Лишь трижды из 11-ти раз Фелипе побеждал не с поул-позиции, при этом он всегда стартовал с первого ряда.
Так вышло, что там, где ему приходилось бороться за победу колесо в колесо, как на Нюрбургринге-2007, или когда удавалось творить чудеса, как на старте в Венгрии-2008, он терпел поражение. Но одну относительно яркую и боевитую победу ему всё-таки удалось одержать. На старте в Барселоне-2007 Масса жёстко отбил атаку действующего чемпиона Фернандо Алонсо, фактически вынудив испанца выехать в гравий в первом повороте, а на первом пит-стопе при дозаправке машины бразильца произошло возгорание. Но Фелипе в стиле своего наставника Михаэля Шумахера [Шпильберг-2003] сохранил хладнокровность, вернулся на трассу и выиграл гонку.
Вальс под дождём
С дождевыми гонками у Фелипе всегда почему-то не ладилось, хотя бразильские гонщики обычно чувствуют себя на мокрой трассе как рыба в воде. Причём, дело даже не только в скорости, а вообще в уверенности – будь-то машина Ferrari или Williams – но в дождевых условиях он явно оказывался не в своей тарелке. Конечно, были исключения, как в Бразилии-2008 и в Корее-2010, но всё-таки дождь не его стихия. Вспомнить хотя бы гонку в Сильверстоуне-2008. Вылетов и разворотов Фелипе в том Гран При, наверное, было не сосчитать – как итог, последнее 13-е место на финише в круге от напарника по команде Кими Райкконена и в двух от победителя, главного на тот момент соперника в чемпионате Льюиса Хэмилтона.
Гонка, в которой всё должно было быть иначе…
Вспоминая первый в истории Гран При Сингапура, прошедший в 2008 году, Фелипе Масса всегда утверждает, что именно эта гонка стоила ему победы в чемпионате. Может быть, он прав. Старт с поула, уверенное лидерство, выезд машины безопасности из-за аварии Нельсиньо Пике, оторванный заправочный шланг на пит-стопе, потерянное драгоценное время, а вместе с ним, позиции и очки, которых так не хватило в конце года.
Да, конечно, Фелипе, как и Льюис Хэмилтон, был крайне нестабилен по ходу сезона. Чемпионом в конечном итоге должен быть стать даже не быстрейший, а тот, кто растерял меньше очков. И если смотреть под этим углом, то действительно произошедшее в Сингапуре было верхом несправедливости. Кто знает, как бы всё завершилось, если бы не этот фейковый сценарий, написанный Флавио Бриаторе и исполненный Нельсоном Пике. Может быть, сейчас на пенсию провожали бы чемпиона мира, а Льюис Хэмилтон боролся бы только за третий, а не четвёртый чемпионский титул…
38 секунд чемпионства
Гонка на Интерлагосе-2008 стала пиком карьеры Фелипе, своеобразным водоразделом на до и после. Может быть, если бы тогда всё сложилось в его пользу, карьера бразильца получила бы новый положительный виток, а не начала бы скатываться по нисходящей. Но, увы…
Перед стартом он не был фаворитом в сражении за чемпионский титул, и для того, чтобы отыграть у Льюиса Хэмилтона 8 очков при 10 возможных, ему требовалось чудо. Так что доедь британец спокойно до финиша вторым, наверное, не было такой горечи поражения, слёз в закрытом парке и на подиуме. Судьба в тот день подарила надежду Фелипе. Подарила, а затем жестоко отобрала…
В хаотичной дождевой гонке ему не было равных, в то время как Льюис всю дистанцию боролся где-то далеко позади... Финишируя первым в домашнем Гран При под ликование торсиды, Фелипе был виртуальным чемпионом и оставался им в течение 38 секунд, пока заветную черту не пересёк Хэмилтон, в последнем повороте обогнавший Тимо Глока и поднявшийся на пятое место, которого было достаточно для завоевания чемпионского титула.
Та горькая победа в конечном итоге так и осталась последней в карьере Фелипе. Конечно, впереди у него ещё восемь гонок в сезоне-2016, но реальных шансов пополнить список достижений, увы, нет.
Злосчастная пружина
Ещё один серьёзный удар карьера Фелипе получила через девять месяцев после драматичной развязки на Интерлагосе-2008. Что произошло в квалификации Гран При Венгрии 25 июля, даже не сразу стало понятно. Бразилец просто вылетел по прямой в четвёртом повороте. Казалось, ничего серьёзного. Тревога возникла лишь после того, как он не смог самостоятельно покинуть кокпит, а в замедленном повторе в трансляции показали летящую в шлем пружину, которая, как оказалось вылетела из задней подвески машины Рубенса Баррикелло.
Фелипе получил травму головы и в ночь с субботы на воскресенье перенёс операцию, а несколько следующих дней провёл в искусственной коме. Жизни бразильца ничего не угрожало, но серьёзное беспокойство вызывало повреждение левого глаза. Какое-то время даже были разговоры, что травма не позволит Массе вернуться в гонки. Но, к счастью, опасения не подтвердились, и через несколько месяцев врачи подтвердили, что зрение бразильского гонщика полностью восстановилось. Были слухи о возможном выступлении Фелипе в финале сезона в Абу-Даби, но ждать возвращения в гонки ему пришлось до следующего сезона.
Фернандо быстрее тебя
Возвращение Фелипе в 2010 году получилось успешным – в гонке открытия в Бахрейне он стартовал и финишировал вторым. Ещё один подиум он завоевал две недели спустя в Австралии, в первый и единственный раз поднявшись на пьедестал почёта в Альберт-Парке. Затем результаты пошли на спад. Но на Гран При Германии, ровно в годовщину инцидента на Хунгароринге, он впервые с Интерлагоса-2008 включился в борьбу за победу. Всё складывалось в его пользу вплоть до 48 круга, когда он получил внезапный удар в спину...
Конечно, ожидать лёгкой жизни при новом напарнике Фернандо Алонсо Фелипе не стоило, и он почувствовал это уже в начале сезона в Шанхае, когда испанец бесцеремонно отодвинул его на въезде на пит-лейн. Но казалось, за ним команда, с которой за четыре последних года он прошёл огонь, воду и медные трубы. Поэтому можно только представить, что было на душе у Массы, когда за 19 кругов до финиша он услышал: «Фернандо быстрее тебя! Подтверди, что понял».
Тот приказ, наверное, стал последним ударом после Интерлагоса-2008 и Хунгароринга-2009, окончательно разрушившим карьеру Фелипе. Можно бесконечно рассуждать на тему того, какой из этих трёх эпизодов оказал наибольшее влияние. Но факт в том, что если до Хоккенхайма-2010 были хоть какие-то проблески и надежды на возвращение на прежний уровень, то после этого Масса окончательно затерялся на фоне Алонсо и стал вторым номером.
Разборки с Льюисом Хэмилтоном
«Какую гонку подряд они сталкиваются на трассе? Четвёртую или пятую? Я долго смеялся, когда они опять не поделили трассу. Они как комедийные актеры, которым платят за такие вот штуки на сцене», – так экс-руководитель Renault Флавио Бриаторе прокомментировал столкновение Массы и Хэмилтона на Гран При Индии, ставшее для них пятым в сезоне.
Двух бывших соперников в борьбе за титул словно магнитом тянуло друг к другу в 2011 году. Монако, Сильверстоун, Сингапур, Япония, Индия. Для каждого сезон складывался крайне непросто, оба стабильно уступали в скорости напарникам, находились на взводе и при этом часто оказывались рядом на трассе, что, собственно, и приводило к инцидентам.
Венцом стала ситуация после финиша Гран При Сингапура, когда Масса подошёл к Льюису и похлопал его по плечу
«Хорошая, хорошая работа!» – сказал Масса.
«Не трогай меня!» – выкрикнул раздражённый Льюис.
Конфликт дошёл до того, что оба отказывались говорить друг с другом, и лишь в конце сезона ситуация постепенно начала налаживаться.
Две аварии за 24 часа
Чего всегда не хватало Фелипе Массе в Формуле 1, так это стабильности. Успешные выступления неизбежно чередовались с провалами. Лучшим примером, пожалуй, является его выступление на Гран При Монако-2013. За две недели до этого, в Барселоне, бразилец завоевал свой первый подиум в сезоне и второй за два последних года после Интерлагоса-2012. Начало уик-энда получилось отличным – четвёртое время на обеих тренировках в четверг.
Однако уже в финальной части свободных заездов в субботу Масса серьёзно разбивает машину в Sainte Devote и пропускает квалификацию. В гонке бразилец стартовал последним, а на 29-м круге попал в точно такую же аварию, как и накануне, завершив свой бесславный уик-энд в медицинском центре. К счастью, обошлось без серьёзных травм.
Последний шанс
Переход в Williams помог Массе реабилитироваться после нескольких тяжёлых лет в Ferrari. Не сказать, что его карьера заиграла новыми красками и получила вторую жизнь. Но бразилец не затерялся на фоне молодого напарника Валттери Боттаса, а неплохая машина, оснащённая лучшим двигателем в пелотоне, Mercedes, позволила ему время от времени бороться за подиумы. В Шпильберге-2014 Фелипе и вовсе впервые с Гран При Бразилии-2008 стартовал с поула. Недалеко было и до победы.
На последних кругах финальной гонки 2014 года Масса стремительно догонял Льюиса Хэмилтона, которому в конечном итоге уступил всего 2,5 секунды. Остался ли тот шанс последним для Фелипе в Формуле 1?..