О чем говорит финансовая отчетность Mercedes F1?

Дитер Ренкен
19 ноября 2016 в 9:52
Фото: LAT Photographic

Последняя финансовая отчетность команды Mercedes навевает любопытные мысли, особенно с учетом получаемых ими бонусов от FOM и сравнительного положения "Серебряных стрел"относительно других коллективов. Рассуждает Дитер Ренкен...

Все компании обязаны предоставлять свою финансовую отчетность. Главным образом это необходимо их руководству, чтобы убедить налоговые органы в своей состоятельности и платежеспособности в текущем и будущих периодах.

Если говорить откровенно, в большинстве юрисдикций компания, не способная, исходя из финансовой отчетности, покрывать свои будущие обязательства, не имеет права продолжать свою деятельность.

Однако это не касается случаев, когда материнская холдинговая компания выступает гарантом ликвидности дочерней организации, которая, по сути, функционирует в качестве вспомогательной.

Команда Mercedes F1 – как раз пример такой организации, убытки которой покрывает из своего бюджета корпорация Daimler AG. Это подразделение, а также департамент производства силовых установок HPP рассматриваются компанией в качестве маркетинговых и технических активов.

Таким образом, в отличие от независимой команды, которая непременно пошла бы ко дну, рассказав о 22-миллионных годовых убытках (это касается исключительно оборотов команды, так как подразделение HPP показало плюсовой баланс в размере 6 млн фунтов), в Mercedes F1 все довольны и счастливы от того, что смогли более чем втрое снизить свои убытки, которые в 2014-м составляли целых 76 млн фунтов.

Стоит также отметить, что эти показатели относятся к сезону-2015 и включают в себя долю призовых и бонусных выплат от FOM, платежи по которым производятся в следующем за отчетным годом. Таким образом, здесь не учитываются призовые в сумме около 30 млн фунтов за два подряд титула в Кубке конструкторов, однако примерно такой же чек был выписан команде в качестве бонуса.

Если бы не эти выплаты, убытки команды могли бы перевалить за 50 млн фунтов, а годом ранее преодолеть отметку в 100 млн.

К слову, подобные финансовые показатели потопили Caterham и Marussia, хотя последняя и выкарабкалась, переименовавшись в Manor, и довели команду Lotus до края пропасти, где ее успешно и практически за гроши подхватила компания Renault. Команды же из верхушки пелотона открыто заявляют о своих убытках и даже бравируют ими.

Давайте попытаемся посчитать, что было бы, если бы призовые в спорте начислялись справедливо, то есть каждому по труду и его результатам, как это было до прихода фонда CVC Capital Partners, который таким странным образом попытался стимулировать команды Red Bull Racing, McLaren, Ferrari и Mercedes (в меньшей степени и Williams) остаться в Формуле 1 до 2020 года.

Исключение несправедливого распределения финансов при том же суммарном уровне дохода команд в размере 965 млн долларов в год существенным образом изменило бы их финансовые показатели в сезоне-2015 (с выплатой годом позже).

Запланированные выплаты командам в 2016 годуКлик на изображении для увеличения

Но если вычесть бонусы и перераспределить платежи, получилось бы так:

Платежи командам без учета бонусов
КоамандаТекущие доходы ($млн)Должны быть доходы ($млн)Разница ($млн)
Ferrari*192114–78
Mercedes*171128–43**
Red Bull Racing*144 92 –52 
Williams8710114
McLaren*8264–18
Force India678821
Renault (Lotus)648521
Toro Rosso577518
Sauber547117
Manor476215

 

(*) – команды, получающие дополнительные бонусы от FOM. Заметьте, что только у них разница в последнем столбце отрицательная, что лишний раз демонстрирует, насколько искажена финансовая структура современной Формулы 1.

(**) – включая двойной бонус, впервые выплаченный в конце 2015-го.

В отношении Mercedes в этой таблице учтено, что команда лишилась бы своего двойного бонуса за чемпионство и других выплат, составляющих в сумме $75 млн, но при этом доход коллектива из первой и второй колонок вырос бы с $97 млн до $128 млн, что и привело к такой цифре в правой колонке: -$43 млн.

В фунты эти цифры перевести сегодня довольно сложно из-за повышенной волатильности валюты в результате выхода Великобритании из Евросоюза и 12-месячного плана выплат от FOM, но средний показатель за 12 месяцев составляет порядка 32 млн фунтов.

Неудивительно, что в команде заявили о стремлении к точке безубыточности в ближайшем будущем. Не нужно быть гением математики, чтобы подсчитать, что убытки в размере 22 млн фунтов легко покрываются за счет 40-миллионного бонуса, который выплачивается только избранным.

Это не какой-то гениальный менеджмент, не думайте, это просто результат отчаянной попытки CVC удержать топ-команды в спорте.

При этом, казалось бы, команда Mercedes вполне могла бы заявить о сокращении бюджета и финансовых аппетитов. Но в прошлом году они этого не сделали, что привело к превышению 100 млн фунтов убытков за два года. К тому же, они прекрасно понимают, что любое уменьшение бюджета непременно приведет к спаду результатов команды, а зачем тогда вообще тратить деньги на спорт?

Оборот команды с 2011 года вырос на 86% – в среднем по 16% в год, что является явным признаком приверженности идее выступления в Ф1 со стороны совета директоров Daimler. Вопрос лишь в том, что этот совет скажет, если лавочка с дополнительными подсластителями в виде бонусов от FOM будет прикрыта. Сохранят ли они свои долгосрочные планы по участию в спорте?

Когда Mercedes покинет Формулу 1?

В этом состоит ключевое отличие между финансовыми моделями производителей и независимых команд и главная причина отказа от любых инициатив по ограничению бюджетов в спорте, будь то прямое урезание средств, соглашение по ограничению ресурсов или даже элементарное сокращение тестов, что мы лишний раз увидели во время недавних испытаний шин Pirelli.

Производители без остановки тратят деньги на Формулу 1, а дополнительные бонусы от FOM лишь подстегивают их не останавливаться на достигнутом. И после этого руководство спорта удивляется, почему в Больших Призах так велико доминирование одних команд над другими, и жалуется, что спорт стал скучным.

Команды вроде Williams (кстати, акции этой компании выведены на Франкфуртскую фондовую биржу) обязаны показывать профит, чтобы оставаться в игре – грубо говоря, их успех – это их товар.

Хорошие результаты привлекают новых спонсоров и партнеров, а более высокие позиции в чемпионате сулят большие выплаты от FOM, не считая бонусов. Да, коллектив из Гроува получает некоторую прибавку за наследие в спорте, но ее сумма исчисляется всего 10 млн долларов в год – это не так много.

С Force India все немного иначе. Каждый минус в финансовой отчетности команды должен быть покрыт за счет средств директоров или акционеров – в противном случае команда просто закроется.

Разница по отношению к той же Mercedes состоит в том, что в случае с коллективом из Сильверстоуна все основные вливания делаются из частных карманов, а не из копилки огромной корпорации. В этом смысле расслоение в пелотоне для команды просто губительно – Виджею Малье становится все труднее покрывать все расходы, особенно сегодня, когда у него полно своих проблем с законом.

Что касается Toro Rosso, то эта команда стоит особняком, являясь, по сути, дочерней конюшней Red Bull, что позволяет им существовать за счет продажи газировки. Однако, не будучи в списке претендентов на дополнительные бонусы, коллектив тоже серьезно страдает от недостатка финансовых вливаний, которые лишними бы не были. Представьте, насколько более конкурентной стали бы "молодые бычки" с инъекцией в виде 15 млн фунтов в год.

Что касается финансовых инъекций, то таковую совсем недавно получила команда Sauber, продав свои активы шведско-швейцарскому консорциуму, название которого до сих пор остается в тайне. При этом в Хинвилле отказались от идеи покупать в следующем году свежие моторы Ferrari, остановив выбор на прошлогодних агрегатах, чтобы сконцентрироваться, по их словам, на аэродинамике.

Как старые моторы могут помочь при смене технического регламента – известно, видимо, только им одним. Больше волнует двусмысленность в действиях команды и противоречие своей же идеологии. Ведь буквально год назад на вопрос о том, будет ли выгодно при новом регламенте оставить прошлогодние двигатели, руководитель команды Мониша Кальтенборн ответила резко отрицательно.

«Мы не должны делать ничего из того, что поспособствует расслоению пелотона, – сказала тогда Мониша. – Думаю, в отношении двигателей может возникнуть опасный прецедент. Если сейчас пойти по этому пути с моторами, то дальше можно продолжить этот вектор и с шасси, и с отдельными элементами.

Команда может пойти на это, только понимая, что следующим шагом будет закрытие команды. Это опасный вариант, и мы должны сделать все, чтобы это не распространялось на все сферы».

Получается, что Sauber пошла по пути, который, по словам Мониши, непременно приведет к закрытию команды? Как бы то ни было, тех 17 млн фунтов, которых коллектив недосчитывается из года в год из прихоти топ-команд, хватило бы на поставку свежей спецификации моторов. И это лишний раз доказывает на простом примере, насколько губительной для спорта является существующая финансовая схема.

Что по Manor? Сообщалось, что владелец команды Стивен Фитцпатрик вынужден был открыть кредитную линию на сумму 11,5 млн фунтов, чтобы коллектив мог свести концы с концами в 2015-м. Если бы в их распоряжении появились дополнительные $15 млн, это покрыло бы все дополнительные издержки команды. Понятно, что это огромная сумма, особенно с учетом того, что владельцы не пытаются зарабатывать на команде, а стремятся просто минимизировать убытки.

Команда Haas присоединилась к Большим Призам довольно поздно и в итоге была вынуждена бороться за свою часть призовых выплат. А владелец коллектива Джин Хаас в какой-то момент сказал: «По словам Берни, мне не нужно заключать коммерческое соглашение, чтобы гоняться...»

Да, он прав, но если американская команда является ценным активом для Ф1 и расширяет рынок чемпионата, что, безусловно, так есть, то она должна получать свою часть от общего пирога. Но сейчас они об этом могут только мечтать.

Что касается Renault, французская компания вернулась к заводской деятельности в Формуле 1 через заднюю дверь, выкупив Lotus. К тому же, предполагается, что они заключили сделку, по которой им в будущем полагаются не меньшие финансовые привилегии, чем у Mercedes, в случае, если они дважды выиграют Кубок конструкторов, плюс дополнительный бонус начиная с 2020 года, когда нынешние соглашения завершат свое действие.

С учетом того, что для спорта вновь прибывшая команда и коллектив, образовавшийся путем выкупа другой команды, равноценны, а также принимая во внимание, что Renault вернулась в спорт одновременно с Haas, оба коллектива должны претендовать на одинаковые условия. Но это по логике, которая в Формуле 1, как известно, неуместна.

Я не открою Америку, конечно, но, исходя из всех приведенных выше данных, становится понятно, что крупные производители, буквально заручившись поддержкой руководства спорта, тратят гораздо больше денег, чем независимые команды, при этом одни только суммы их дополнительных бонусов сопоставимы с целым бюджетом команд вроде Force India, которым уж точно не помешали бы лишние 20 млн долларов.

И если новые владельцы коммерческих прав в лице Liberty Media действительно желают вернуть Формуле 1 спортивные принципы соревнования, первым и главным их шагом должна стать полная ревизия финансовой структуры выплат командам.

Конечно, на этом непростом пути они встретят серьезное противодействие. Но если этого не сделать, в спорте продолжится доминирование группы привилегированных команд, что нельзя назвать настоящим "шоу", которое Liberty намерена "приправлять". К тому же, это позволит определить подлинные цифры рентабельности команд...

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle