Мировой ралли-кросс начинает сезон. Что нас ждёт?

Алексей Сергеев
1 апреля 2017 в 18:18

В этот уик-энд чемпионат мира по ралли-кроссу начнёт свой четвёртый сезон. World RX – молодая серия, но уже сейчас она пользуется огромной популярностью у зрителей. Не меньше внимания ей уделяют и гонщики – как делающие первые шаги, так и настоящие легенды мирового автоспорта. Что же нас ждёт в новом сезоне, размышляет Алексей Сергеев...

Микроэволюция

Дела у чемпионата мира по ралли-кроссу идут настолько хорошо, что в межсезонье организаторы не стали практически ничего менять. Появилось лишь несколько новинок, которые вряд ли можно назвать "революцией" – их даже "эволюцией" не назовешь! Это микроэволюция в чистом виде.

Загибайте пальцы. Во-первых, отныне каждый гонщик по ходу уик-энда может использовать только две турбины. При этом за весь сезон без штрафа можно использовать шесть турбин. За каждый случай превышения этого количества участник будет оштрафован на 10 очков.

Во-вторых, с 2017 года гонщики, которые не попали в число участников этапа из-за превышения максимального количества заявок – 25 для World RX, 35 для Euro RX, 30 для Euro RX Super1600 и 20 для Euro RX TouringCar – будут включены в лист резерва. И если гонщик, чья заявка была одобрена, откажется от участия, его место займёт первый человек из этого списка.

Участники чемпионата мира по ралли-кроссу
Участники чемпионата мира по ралли-кроссу

В-третьих, все гоночные трассы этапов чемпионата мира по ралли-кроссу отныне будут оснащаться системой мобильного видеоконтроля гонки. По всей трассе будут установлены специальные камеры, при помощи которых судьи смогут наблюдать за всем автодромом, и в случае возникновения той или иной ситуации обратятся к видеоповтору.

И, наконец, в-четвёртых. Появился новый штраф – "за неспортивное поведение во время гонки". За каждое нарушение гонщик получит предупреждение – как минимум. Но это ещё не всё. Три предупреждения по ходу одного сезона будут "стоить" участнику пяти очков личного зачёта. Шесть предупреждений – минус десять очков. За восемь судьи накажут уже пятнадцатью баллами, а после десяти последует дисквалификация.

И это всё! Больше никаких изменений. Ни тебе широких шин, ни гибридных технологий, ни грид-бойз… Скучный этот ралли-кросс, не идёт в ногу со временем, правда?

Календарь

Изменений в списке этапов World RX тоже не очень много. Место завершавшего прошлый сезон аргентинского этапа чемпионата мира по ралли-кроссу заняла гонка в столице Южной Африки.

Кроме того, проходивший под конец сезона испанский этап теперь сдвинут в самое начало – именно заезды в Барселоне уже в эти выходные откроют чемпионат 2017 года.

Участники зачёта Supercar

Список постоянных участников чемпионата мира, которые будут выступать на всех этапах серии, состоит из 18 фамилий. Борьбу в командном зачёте поведут шесть коллективов, за каждый из которых будут заявлено по два участника. Остальные шесть гонщиков поедут по индивидуальной заявке.

Также на каждом из этапов будут дозаявляться участники, которые выберут ту или иную гонку для разового выступления. Однако общее количество заявок для главного зачёта чемпионата не должно превышать 25. Таким образом для "разовых" пилотов остаётся всего семь свободных мест.

Участники командного зачёта:

Команда: EKS

Гонщики: Маттиас Экстрём, Тоомас "Топи" Хейккинен
Автомобиль: Audi S1 EKS RX quattro

Автомобили команды EKS
Автомобили команды EKS

EKS – команда-чемпион 2016 года. Экстрём – действующий чемпион. Плюс с этого года частный коллектив получил официальную заводскую поддержку Audi. Всё это означает, что перед нами один из главных фаворитов в борьбе за титул. Что тут ещё скажешь? Справиться со скандинавским коллективом будет очень сложно.

Особенно если гонщики останутся в милости у фортуны – та им явно благоволила по ходу прошлого сезона. Скажем даже так – пока не очень понятно, кто из соперников сможет что-то противопоставить связке Экстрёма и Audi…

Команда: PSRX Volkswagen Sweden

Гонщики: Петтер Сольберг, Йохан Кристофферсон
Автомобиль: Volkswagen Polo GTi WRX

Автомобиль Петтера Сольберга
Автомобиль Петтера Сольберга

Эта команда – основная тёмная лошадка сезона и вместе с тем ещё один фаворит. Как такое получилось? Всё просто – про этот новый коллектив и его машину пока никто ничего не может сказать. Реальную скорость мы увидим только по ходу предстоящего уик-энда.

Но непобедимая раллийная Volkswagen Polo R WRC образца 2014 года, в которую вставили двигатель от столь же непобедимой ралли-кроссовой Volkswagen Beetle GRC по определению не может ехать медленно. Камнем преткновения может стать надёжность нового автомобиля – в силу сжатых сроков специалисты Volkswagen Motorsport не успели внести более глобальные изменения, машина по сути осталась раллийной.

К примеру, радиатор установлен в передней части Polo, а значит в случае контакта есть риск его повредить. Что же касается гонщиков, то это едва ли ни самый сильный состав чемпионата – вице-чемпион прошлого года Йохан Кристофферсон и двукратный чемпион мира Петтер Сольберг. Если машина поедет как надо, то справиться с ними будет ой как непросто…

Команда: Team Stard

Гонщики: Тимур Тимерзянов, Янис Бауманис
Автомобиль: Ford Fiesta RXS Supercar

Автомобиль Тимура Тимерзянова
Автомобиль Тимура Тимерзянова

Коллектив-загадка. Если PSRX Volkswagen Sweden создана на базе двух других команд, то Stard это совершенно новый проект Манфреда Штоля. Тимур Тимерзянов и Янис Бауманис в прошлом году выступали за World RX Team Austria, но сезон оказался провальным – россиянин стал восьмым, а латыш и вовсе десятым. Будем надеяться, что смена "оружия" поможет казанцу вернуть былой темп. Впрочем, Тимуру не помешает и дополнительная толика удачи…

Команда: Team Peugeot-Hansen

Гонщики: Себастьен Лёб, Тимми Хансен
Автомобиль: Peugeot 208 WRX

Автомобиль Себастьена Лёба
Автомобиль Себастьена Лёба

Ещё одна заводская команда с сильным составом. Прошлый сезон гонщики Peugeot-Hansen завершили на пятой и шестой позиции – француз оставил шведа позади. Но если для дебютировавшего в чемпионате мира по ралли-кроссу девятикратного чемпиона мира по ралли место в пятёрке это успех, то проводивший свой третий сезон Хансен-средний сделал несколько шагов назад. В 2015-м он до последнего сражался с Петтером Сольбергом за титул и завоевал три победы, а в 2016-м не попал даже в топ-5 и отметился всего одной викторией. Сезон команда встречает с новым автомобилем, но настрой прежний – бороться за самые высокие места!

Команда: Hoonigan Racing Division

Гонщики: Андреас Баккеруд, Кен Блок
Автомобиль: Ford Focus RS RX

Автомобили команды Hoonigan Racing Division
Автомобили команды Hoonigan Racing Division

Эта команда хороша уже тем, что она есть! В и без того бесшабашный и сумасшедший мир ралли-кросса она принесла дополнительную долю безумия и веселья. А это уже очень и очень много.

Прошлый сезон наглядно доказал, что американские "хуниганы" и британцы из M-Sport умеют строить неплохие машины из, казалось бы, совершенно непригодных для этого "исходников". Выбор Ford Focus в качестве базы для ралли-кроссового автомобиля поначалу вызывал одни вопросы.

Но ответ последовал весьма быстро – в первой же гонке сезона Андреас Баккеруд финишировал четвёртым, а на втором этапе Кен Блок стал третьим! Но если для американца это так и осталось лучшим результатом года – в дальнейшем ему ни разу не удалось близко подойти к подиуму – то норвежец выиграл три гонки, ещё в двух занял второе место и один раз был третьим.

Впрочем, болельщики и без этого сходят с ума по Hoonigan Racing Division…

Команда: MJP Racing Team Austria

Гонщики: Тимо Шайдер, Кевин Эрикссон
Автомобиль: Ford Fiesta ST

Автомобиль Кевина Эрикссона
Автомобиль Кевина Эрикссона

Ещё одна команда-загадка предстоящего сезона. Вторая половинка от расколовшейся год назад World RX Team Austria – первая половинка превратилась в Team Stard – начнёт свой второй сезон с новым составом пилотов. Места Тимура Тимерзянова и Яниса Бауманиса займут Тимо Шайдер и Кевин Эрикссон.

Двукратный победитель кузовной кольцевой серии DTM в ралли-кроссе пока что не слишком преуспел – за прошедшие два сезона он выступил на четырёх этапах, и лучшим для него стало четвёртое место, завоёванное в прошлом году в Аргентине. 20-летний швед также дебютировал в 2015-м и в своём единственном старте в первом сезоне финишировал третьим всё в той же Аргентине.

В 2016-м он только один раз пробился в финал и одержал сенсационную победу – видео его умопомрачительного и наглого обгона на этапе в Германии собрало уже почти полтора миллиона просмотров на YouTube. Кевин уже вошёл в историю ралли-кросса и теперь дело за малым – добиться стабильно высоких результатов…

Индивидуальные заявки

Таких гонщиков набралось всего шесть, но тут дело не в количестве, а в качестве!

Два пилота фактически будут выступать в заводских командах. Бронзовый призёр чемпионата мира по ралли-кроссу 2014 года Рейнис Нитишс стал третьим пилотом коллектива EKS RX и поедет на точно такой же Audi, что и Маттиас Экстрём.

А действующий чемпион Европы по ралли-кроссу Кевин Хансен проведёт сезон на обновлённой прошлогодней машине в качестве третьего пилота Peugeot-Hansen.

Индивидуальные заявки также подали сразу два представителя известных в автоспорте династий – Жан-Баптист Дюбург и Никлас Гронхольм. Отец, брат и подружка первого выступают в ралли-кроссе, а отец, дед и дядя второго были успешными раллистами.

Kia Rio Корнела "ЧуЧу" Лукаса
Kia Rio Корнела "ЧуЧу" Лукаса

Ещё две заявки на весь сезон впервые для себя подали экс-раллист Гай Уилкс и выступающий под псевдонимом "Чучу" венгр Корнел Лукас. Поговаривают, что в переводе с венгерского этот псевдоним означает "ленивая обезьяна". Как бы это прозвище не прилипло и к автомобилю венгра – он поедет на Kia Rio "из-под" Джанлуиджи Галли. Машинка-то за два сезона запомнилась только тем, что едет лишь чуть быстрее улитки…

Моноприводные классы – болеем за наших!

Российским болельщикам помимо Тимура Тимерзянова предстоит поддерживать ещё как минимум двух гонщиков – Василия Грязина и Тимура Шигабутдинова.

Василий Грязин проведёт сезон в мировом ралли-кроссе

Первый планирует принять участие в зачёте RX2 чемпионата мира – в прошлом году он назывался RX Lites Cup. Первым этапом для Васи станет гонка в Бельгии. Что же касается Тимура, то он продолжит выступления в зачёте Super 1600 – сезон начнётся гонкой в Португалии.

Ключ на старт. Уже в это воскресенье мы узнаем имя победителя первой гонки сезона-2017, которая пройдёт в Барселоне.