Феттель: Монстр, порожденный Red Bull

Джонатан Нобл
31 марта 2013 в 1:20

После акта неповиновения Себастьяна Феттеля в Малайзии команде Red Bull Racing предстоит многое переосмыслить. Джонатан Нобл считает, что первый пилот продемонстрировал свою силу самым недвусмысленным образом

«Когда ты возвращаешься – неважно, домой или в отель – и смотришь на себя в зеркало, то точно знаешь, как все было на самом деле – и именно это по-настоящему важно. Главное – чувствовать где-то глубоко внутри, что ты все понимаешь.

Это значимее того, что думают другие, что говорят или пишут. В конце концов, нельзя сделать довольными всех. На события можно смотреть под разным углом, но важнее всего – разобраться в самом себе».

Эти слова я услышал от Себастьяна Феттеля в 2010 году, сразу после того, как он в первый раз стал чемпионом мира. И именно они вспоминались мне после Гран При Малайзии, наиболее противоречивой из 27 гонок, выигранных немцем.

С тех пор его жизнь стала другой. Но, возможно, перемены в нашем отношении к нему окажутся куда более значительными после достопамятных событий прошедшего на жарком Сепанге второго этапа чемпионата этого года.

Тогда, в 2010 году, Феттель говорил об одном из тех многочисленных моментов в его карьере, когда он сделал что-то по собственной инициативе: гонщик сдерживал пелотон в режиме машины безопасности на Гран При Венгрии, помогая Марку Уэбберу получить преимущество на рестарте.

В Венгрии-2010 Феттель оказался в непривычной для себя роли в тактической схеме команды © LAT
В Венгрии-2010 Феттель оказался в непривычной для себя роли в тактической схеме командыФото: LAT

Речь не шла о том, чтобы дать Уэбберу выиграть – он хотел помочь тому реализовать тактику, по которой дальше по ходу гонки австралиец оказался бы позади и отсек от него главных соперников в споре за победу и титул.

То, что Феттель прикрывал Марка за автомобилем безопасности, было расценено как нарушение правил – регламент предусматривает, что следует держаться максимально близко за лидером. В итоге немец получил штрафной проезд по пит-лейну, победа досталась Уэбберу, а сам Себ на подиуме выглядел не очень счастливым. Но он никогда потом не обсуждал возникшую ситуацию и в оставшейся части сезона неизменно полагался на решения руководства команды.

Но его самостоятельный шаг в тот день – как и многочисленные эпизоды последних лет, когда он нарушал приказ команды и показывать быстрейшие круги, вместо того, чтобы беречь машину под финиш гонки – не идет ни в какое сравнение с той свиньёй, которую Себ подложил Red Bull Racing в минувшие выходные в Малайзии.

Уж не знаю насколько искренними были высказанные им воскресным вечером извинения – и смог ли он потом смотреть на себя в зеркало, ощущая, что был честен сам с собой? А вот команде Red Bull Racing в целом стоит серьезно покопаться в себе, чтобы разобраться, что же произошло и к чему она движется.

С одной стороны, может показаться, что подобная ситуация для неё не впервой: столкновение Уэббера и Феттеля в Турции-2010, разногласия по поводу переднего антикрыла в Сильверстоуне в том же сезоне, приказ сохранять позиции и демарш Уэббера в 2011 году на Гран При Великобритании, эпизод, когда Марк не проинформировал команду о полученной травме плеча или действия австралийца, усложнившие жизнь Феттеля в решающей гонке в Бразилии в прошлом году. Можно и дальше продолжать перечислять подобные моменты…

Но не стоит путать одно с другим: случившееся в Малайзии не идет ни в какое сравнение с перечисленным выше, так как это был акт намеренного неподчинения.

Гонщик может расстроиться из-за применения командной тактики, однако последовать приказу с капитанского мостика, а потом пожаловаться. Но получить приказ и полностью проигнорировать его – это совсем другое дело.

Руководители команд часто говорят о том, что ни один пилот не должен быть важнее целой команды. Однако, это именно с такой ситуацией сейчас столкнулись в Red Bull Racing. Феттель наглядно продемонстрировал, что в команде он может делать все, что хочет. Его поведение в воскресной гонке явно свидетельствует: Себастьян считает, что вправе самостоятельно принимать решения.

Команда ожидала спокойного финишного отрезка, но пилоты Red Bull Racing устроили на трассе отчаянный поединок © LAT
Команда ожидала спокойного финишного отрезка, но пилоты Red Bull Racing устроили на трассе отчаянный поединокФото: LAT

Феттель поставил свои интересы, выше командных, и сделал это решение достоянием общественности. И руководство Red Bull Racing лишний раз подтвердило такое положение дел, когда не решилось отдать ему приказ вернуть позицию Уэбберу.

Примечательно, что в воскресенье вечером сам Кристиан Хорнер признался, что приказ пропустить Марка обратно не прозвучал, так как было очевидно, что он тоже будет проигнорирован. Вот и думайте, кто в этой команде на самом деле принимает решения.

Прямо противоположная ситуация в той же гонке сложилась в Mercedes – Росс Браун не оставил сомнений ни у Льюиса Хэмилтона, ни у Нико Росберга, за кем последнее слово. Он принимает решения – а пилоты должны их исполнять. И на брифинге с гонщиками после финиша Браун отстаивал свою точку зрения.

В Red Bull Racing, конечно, могут надеяться, что они чему-то научились в эти дни, что в Китае все пойдет своим чередом – но ясно, что все останется по-прежнему. В 2010 году за инцидентом в Турции последовали разборки в Сильверстоуне – и в этом году история не закончится тем, что случилось в минувшее воскресенье.

Очень важно, что впервые в истории команды после победной гонки не было общей торжественной фотографии на пит-лейне.

Разногласия между Феттелем и Уэббером начались давно, с тех самых событий в Турции и Англии в 2010 году. Но теперь отсутствие у них доверия друг к другу стало просто вопиющим.

И это может разрушить все отношения в команде и свести на нет все её усилия.

Что случится в следующий раз, когда пилоты получат приказ сохранять позиции?

Уэббер ясно дал Феттелю понять свои чувства после финиша © LAT
Уэббер ясно дал Феттелю понять свои чувства после финишаФото: LAT

Если Себ будет впереди, почувствует ли Марк, что имеет полное право проигнорировать приказ, отберет ли он у напарника победу, прибрав к рукам 25 очков, а потом просто принесет извинения?

Будет ли Феттель опасаться, что если он сбавит темп, то Уэббер попробует что-то предпринять?
Или, может, если впереди окажется австралиец, то он совсем уж сбросит скорость, тем самым провоцируя напарника вновь пойти на нечестную игру?

Смогут ли они оба теперь верить тому, что говорят им с командного мостика? Не будет ли у них закрадываться мысль о предательстве, когда им будут говорить о картографии мотора или о том, что надо беречь шины? И не побоится ли команда в принципе что-либо приказывать своим пилотам?

Считается, что Феттель теперь словно бы должен вернуть долг Уэбберу, но что будет, если единственная возможность сделать это представится ему на последней гонке, когда оба они будут вести борьбу за титул? Откажется ли Себастьян отдавать долг? Одержит победу, получит очередной титул, а потом вновь принесет извинения?

Ростки посеянного в Малайзии недоверия будут давать все большие всходы по мере того, как напряжение борьбы между напарниками станет нарастать по ходу их спора за лидерство в чемпионате.

Марко целиком и полностью на стороне Феттеля © LAT
Марко целиком и полностью на стороне ФеттеляФото: LAT

И во всей этой ситуации целиком и полностью виновата сама команда, так как именно она создала среду, в которой Феттель чувствует себя ‘избранным’.

Это, конечно, принесло плоды – три года подряд Red Bull Racing достаются титулы как в личном, так и в командном зачете, хотя сделано все было не совсем уж безошибочно. Уэбберу тоже есть что припомнить – тот же Сильверстоун 2011 года, когда он также признал, что проигнорировал приказ команды. Но уж Марка точно не обвинишь в создании нынешней ситуации.

Интересно, в какой-нибудь другой команде позволили бы одному из руководителей в корпоративном журнале так критиковать своего пилота, как это сделал Хельмут Марко в Red Bulletin в этом году по отношению к Уэбберу? Не встала бы другая команда на защиту своего подопечного, когда вся эта ситуация получила такую огласку в прессе?

В Red Bull сами виноваты в воскресном поведении Феттеля. Его поступок – это не крик отчаяния недооцененного пилота, которого постоянно задвигают. Наоборот, он настолько преуспел, что занял центральное место в команде, и грань между его личными интересами и интересами всего коллектива практически стерлась.

Посмотрим, как теперь поведет себя команда, это будет весьма показательно.

Устроят ли они Феттелю выволочку, накажут ли как-нибудь (может быть даже пригрозят, что еще одна такая выходка – и он потеряет место)? Заставят ли его и дальше извиняться? Подрежут ли крылья, чтобы вернуть себе контроль над положением дел?

Или будет так, как опасался Марк, и немец вновь получит поддержку и защиту? Нам скажут, что со всем разобрались за закрытыми дверями. Устроят еще одну фотосессию, где Феттель и Уэббер пожимают руки. И буду вести себя так, как будто ничего и не произошло.

Свет наш, зеркальце, скажи, да всю правду расскажи – кто ж теперь в команде всех главнее?…

Себастьян Феттель
Себастьян Феттель

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle