"Царь горы" или зачем команде Mercedes Тото Вольф

Джонатан Нобл
5 апреля 2013 в 0:31

В паддоке Формулы 1 многие скептически отнеслись к перестановкам в структуре управления Mercedes. Однако в беседе с Джонатаном Ноблом Тото Вольф сравнил работу команды с хорошо отлаженным механизмом

Одна победа и одна [зафиксированная в протоколах] поул-позиция. Таковы достижения Mercedes-Benz за те три года, что прошли с момента возвращения "серебряных стрел" в чемпионат мира в начале 2010-го.

Неудивительно, что в середине прошлого года руководству немецкого производителя пришлось принимать непростое решение: оставаться в Формуле 1 и подписать договор Согласия, или же покинуть чемпионат.

В итоге было решено продолжать выступления, но полностью сменить направление вектора движения. Неудачи второй половины прошлого сезона лишний раз подтвердили, что время для кардинальных изменений в команде уже пришло, при этом важно было сполна воспользоваться преимуществами от приглашения Льюиса Хэмилтона.

Сразу после окончания сезона-2012 в руководящем составе команды произошли глобальные перестановки. Трехкратный чемпион мира Ники Лауда получил должность неисполнительного директора, Норберт Хауг – бывший глава Mercedes-Benz Motorsport – подал в отставку, взяв на себя ответственность за неудачи последних сезонов, а его место занял австрийский предприниматель Тото Вольф, прежде бывший инвестором Williams.

Масштаб изменений оказался столь значительным, что пошли разговоры: дескать, штутгартские боссы хотят совершить своего рода "переворот", чтобы получить команду, которой они могли бы гордиться. Вскоре эти слухи получили дополнительную подпитку. На этот раз журналисты "расшатали кресло" руководителя команды Росса Брауна, поводом для чего стала появившаяся в немецкой прессе информация о том, что его пост вскоре достанется техническому директору McLaren Пэдди Лоу.

Трудности во второй половине сезона-2012 привели к коренному пересмотру ситуации © LAT
Трудности во второй половине сезона-2012 привели к коренному пересмотру ситуацииФото: LAT

Однако когда пришло время принимать серьезные решения – особенно самому Россу Брауну относительно того, хочет ли он остаться в обновленной команде, – рабочий процесс в Брэкли пошел полным ходом, без хаоса и неразберихи. Стало понятно, что ни о каком перевороте речи не идет, происходит обычное перераспределение полномочий.

Большую роль в том, что ситуация в команда улеглась, сыграл своевременный приход Тото Вольфа, хорошо разбирающегося как в бизнесе, так и в работе гоночных команд. Австриец быстро расставил все по полочкам.

У Вольфа и Лауды была дополнительная мотивация не выплеснуть вместе с водой и ребенка, поскольку они оба являются акционерами команды – к тому же, перед подписанием контракта Тото заручился гарантиями компании Daimler на поддержку Mercedes в Формуле 1.

«Когда я анализировал свой переход в Mercedes, то мысленно спрашивал себя, обладает ли эта команда всем, что требуется для успеха, – прокомментировал Тото Вольф свое решение присоединиться к немецкой компании. – Если бы ответ оказался отрицательным, я бы не занял этот пост. Так что мне были хорошо понятны мотивация команды и причины, по которым они решили двигаться именно в этом направлении.

Они сразу выразили намерение остаться в Формуле 1 надолго, так как уверены, что успех в Больших Призах быстрым не будет. Если посмотреть на остальные крупные заводские команды, становится понятно, что они сумели собрать необходимые компоненты воедино.

У вас должны быть хорошие инженеры, правильная инфраструктура, должное финансирование, отличные гонщики и исправный менеджмент. Как только все это появится, нужно собрать компоненты вместе и заставить их слаженно работать в команде. На это уходит не один год.

И хотя Mercedes – это огромная многонациональная корпорация, в которой работает 280 000 человек, наша организация в Брэкли остается маленькой компанией, которой нужно управление совершенно иного уровня и структуры. Она должна работать очень эффективно, и ее руководство должно уметь очень быстро принимать решения, в чем нет необходимости в большой международной корпорации.

Возможно, это еще одна причина, по которой некоторые крупные производители не смогли добиться успеха в Формуле 1 – они уделили своим проектам недостаточно времени и не наладили должным образом процесс принятия решений. В итоге их команды были практически парализованы своей же собственной организацией.

Росс Браун сохранил свой пост и после кадровой встряски © LAT
Росс Браун сохранил свой пост и после кадровой встряскиФото: LAT

Таким образом, они [Daimler] сказали, что должен быть человек, владеющий долей акций команды, который будет выполнять роль управляющего партнера нашей организации. Он будет принимать решения и рисковать своими собственными деньгами, кроме того, у него должен быть опыт и достижения в автоспорте, и он должен видеть картину происходящего в целом. Этим небольшим подразделением совершенно необязательно управлять так же, как и коллективом, состоящим из 280 000 сотрудников».

Приход Тото Вольфа в Mercedes сопровождался известным скептицизмом сторонних наблюдателей – многих волновал вопрос, сколько же начальников в конечном счете потребуется команде Ф1. А ведь многие и до того высмеивали штутгартский коллектив за количество их технических директоров – так что было особенно интересно, как сработаются Браун, Вольф и Лауда.

Тото в курсе этих сомнений, но при этом уверен, что члены этого трио удачно дополняют друг друга. Кроме того, он считает, что нынешняя система управления Mercedes на порядок эффективнее прежней, когда менеджмент был разделен между Штутгартом и Брэкли.

«Давайте вспомним, как обстояли дела десять месяцев назад, - продолжает Вольф. – Компания Mercedes уже присутствовала в Формуле 1, они инвестировали деньги в команду, но дела пошли совсем не так, как они того ожидали. И с каждым уик-эндом положение становилось все хуже, что негативно сказывалось на имидже и репутации бренда.

Глава автоспортивного подразделения [Норберт Хауг] территориально находился в Штутгарте, а не в Брэкли – таким образом, они [Daimler] не могли видеть картину изнутри, не понимали, что на самом деле происходит в команде, и вынуждены были опираться на имеющуюся информацию. Но далеко не факт, что эта информация была полной и представленной в правильном виде.

В итоге они сказали: “Лауда, помоги нам понять, что происходит на самом деле”. Ники с его опытом и достижениями был лучшим кандидатом на такую работу, кроме того, он мог помочь компании в общении с Берни [Экклстоуном] по поводу Договора Согласия. Так в компании поняли главное - для управления проектом нужен человек, который будет владеть долей акций команды».

Вольф также сказал, что его роль в команде – а также задачи Росса Брауна и Ники Лауды – определены очень четко. Присутствие Лауды в качестве неисполнительного директора будет полезно для Mercedes F1 в плане, как выразился Тото, «обеспечения тылов и взаимодействия с руководством Daimler».

«Кроме того, большой опыт предпринимателя и гонщика делает Ники отличным спарринг-партнером, – уверен австриец. – Это не тот человек, который вдается во все детали, но вы всегда можете узнать его мнение. Он неизменно присутствует в паддоке, чем расстраивает некоторых наших соперников, что нам, безусловно, идет только на пользу! К тому же, у него много различных связей, что тоже является плюсом для команды. При этом я бы не сказал, что он участвует в ежедневном управлении.

Лауда занимается вопросами, связанными с советом директоров © LAT
Лауда занимается вопросами, связанными с советом директоровФото: LAT

Между мной и Ники нет никаких конфликтов. Мы оба являемся акционерами команды, так что в равной степени заинтересованы в успехе предприятия. Мы прекрасно ладим и часто обмениваемся шутками во время гоночных уик-эндов. Вообще, мы всегда работаем сообща.

Иногда у нас возникают споры о том, кто прав, а кто – нет, но это никак не влияет на наши отношения. С Россом то же самое. Время от времени мы с ним подкалываем Ники на предмет того, что его идеи годятся только для 70-х годов. Но команда многим ему обязана. Это отличная структура управления».

Как бы то ни было, приход в Mercedes Тото Вольфа рассчитан как на перспективу управления командой на протяжении нескольких лет, так и на приведение в порядок текущего положения дел. Поэтому с самого первого дня все были сосредоточены на долгосрочном плане преемственности на тот случай, если Росс Браун решит покинуть пост руководителя.

И хотя в Mercedes не комментируют эту ситуацию, план передачи власти, безусловно, существует – и включает в себя Пэдди Лоу, дорабатывающего свой контракт в McLaren. В следующем январе (если не появится возможность расторгнуть нынешний контракт досрочно) он присоединится к техническому штабу в Брэкли и будет работать совместно с Брауном до того момента, пока тот не решит оставить свой пост.

Наиболее вероятным сценарием, как нам кажется, будет переход к схеме, когда полное руководство командой осуществляют Вольф и Лоу, в то время как Браун занимает должность без исполнительных полномочий, какая будет ему по душе. В данный момент Тото не хочет говорить о долгосрочных перспективах дуэта Браун/Лоу, учитывая, что ситуация может поменяться. К тому же, график перестановок целиком и полностью зависит от результатов нынешнего сезона.

Единственное, что сказал Вольф по этому поводу – у него никогда не возникало желания сместить Росса Брауна со своего поста. Фактически, единственным изменением в управленческом штате команды [после прихода Тото] стало новое назначение бывшего исполнительного директора Mercedes F1 Ника Фрая.

«Решение о переводе Ника на должность консультанта было принято довольно давно, – прокомментировал Тото. – Что касается Росса, я был бы полным идиотом, если бы заявил, что команда не нуждается в услугах, возможно, самого толкового технического специалиста в паддоке.

Лоу покинет McLaren и перейдёт в Mercedes © LAT
Лоу покинет McLaren и перейдёт в MercedesФото: LAT

Я хотел убедиться в том, что Росс комфортно и уверенно чувствует себя на своей позиции, учитывая все произошедшие перемены – и по-прежнему считаю его, пожалуй, лучшим техническим руководителем в паддоке. Я не хочу навредить Mercedes F1, принимая скоропалительные решения: мол, прошлый год оказался неудачным, так что весь высший технический персонал – на выход! Ни в коем случае».

В разговоре с Тото создается впечатление, что его решения базируются исключительно на логике, основанной на общении внутри команды. Он не ощущает никакого давления и не вносит изменения только для того, чтобы создать видимость работы. Он не отказывается от всего, что было до него, по той лишь причине, что это не работало должным образом.

«Знаете, я бы не сказал, что нужно все сломать и строить с нуля, – отвечает Вольф на вопрос о том, как он оценивает текущее состояние дел в Брэкли. – Все решают мелочи. Я не намерен проводить полную реструктуризацию, увольнять всех старых сотрудников и нанимать новых. Так ничего не получится, и потребуются годы, чтобы все выстроить заново. Сейчас важно оценить и проанализировать существующую структуру и посмотреть, как люди взаимодействуют между собой. Я не собираюсь опираться только на свое мнение и свои предчувствия, так как могу ошибаться.

Если с каким-нибудь из инженеров мы не сойдемся характерами или не сможем настроиться на одну волну, это не будет поводом утверждать, что он плохой специалист. Мне потребуется время, чтобы понять, как работает существующая структура, пообщаться с людьми, и только после этого реализовывать свои задумки.

Вы не можете просто купить команду – даже если представляете компанию Mercedes – и заставить ее работать. Но как акционеру вам важно понять, что на самом деле происходит, и иметь возможность влиять на процесс принятия решений на самом высоком уровне в команде.

Именно поэтому я настаивал, что должен работать именно в Брэкли. Когда мне предоставили выбор, я сказал, что предпочитаю находиться именно там. Только так. Вы не можете управлять компанией с расстояния в полторы тысячи километров. Так ничего не выйдет».

Неплохой старт команды в новом сезоне, безусловно, сыграл Вольфу на руку, но он прекрасно знает правила игры и понимает, что его влияние на текущие результаты минимально.

События первых этапов сезона не стали прямым следствием прихода в команду двух австрийцев. Здесь, скорее, стоит говорить о решениях Брауна, принятых много месяцев назад. Это и назначения Альдо Косты, Боба Белла, Джефа Уиллиса и Майка Эллиота, и модернизация аэродинамической трубы команды, и приглашение Льюиса Хэмилтона.

Начало работы Вольфа в Брэкли складывается неплохо, но он понимает, сколько еще команде предстоит трудиться, чтобы прийти к столь долгожданному успеху в Больших Призах.

«Нужно проявлять немалую осторожность, ассоциируя успехи или неудачи с именем одного человека, – подвел итог Тото Вольф. – Персонализировать достижения нельзя, за ними обязательно стоит вся команда».

Это коллективная психология – осознание преимуществ командного подхода над индивидуальным. Штутгарт и Брэкли никогда ранее не были так близко друг от друга, и это может в самом скором времени принести свои плоды.

Зачем Mercedes Тото Вольф?
Зачем Mercedes Тото Вольф?

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle