Новички Формулы 1: За строчками протоколов
Нынешняя ситуация в Формуле 1 не облегчают жизнь новичкам чемпионата, особенно если им приходится выступать за команды из хвоста пелотона. Тем не менее, Эд Стро верит, что за каждым из пятерки дебютантов можно разглядеть больше, чего говорят протоколы заездов
Все пять дебютантов чемпионата в квалификации на Гран При Китая не смогли пробиться во второй сегмент. Отражает ли это реальные способности молодых талантов? Вряд ли.
Одним из главных оправданий для них служит тот факт, что четверо пилотов выступают за три самые слабые команды чемпионата, а пятый – Эстебан Гутьеррес – является гонщиком Sauber, которую в лучшем случае можно назвать седьмой по силе в пелотоне. Таким образом, что бы ни произошло – три или четыре новичка автоматически закончат борьбу в первой же части квалификации.
Однако руководитель Sauber Мониша Кальтенборн считает, что Формуле 1 стоит пересмотреть свой подход к подготовке молодых гонщиков, и предложение Pirelli предоставлять в первой пятничной тренировке дополнительный комплект шин для начинающих пилотов Ф1 служит своевременным напоминанием о том, насколько сложно сейчас дебютировать в Больших Призах.
Жюль Бьянки заслуженно получает хвалебные отзывы в прессе благодаря своим впечатляющим выступлениям за Marussia, однако еще четыре дебютанта довольно жестко критикуются в определенных кругах.
В большей степени это связано с тем, что ожидания от дебютантов превышают возможности молодых пилотов, обладающих совсем небольшим опытом. Потому при более глубоком анализе их результатов не стоит обращать внимание только лишь на положение гонщиков в итоговых протоколах.
ВАЛТТЕРИ БОТТАС
Результаты гонок: Австралия – 14-й, Малайзия – 11-й, Китай – 13-й
От Боттаса перед стартом сезона действительно многого ждали. Пилот обладает большим мастерством, и среди всех новичков чемпионата он лучше всех подготовился к Формуле 1: финн проехал 5140 тестовых километров за Williams с ноября 2011-го, принял участие в 15-ти пятничных тренировках по ходу прошлого сезона, а также находится в тесном сотрудничестве с командой еще с начала 2010 года.
Следует уточнить, что пилот не выступал в гонках на протяжении всего прошлого сезона, а также никогда не принимал участие в чемпионатах Мировой Формулы Renault и GP2.
Результаты, которые мы видим в протоколах, не впечатляют. Однако в распоряжении Боттаса сейчас – девятая по скорости машина чемпионата, поэтому его нельзя осуждать за то, что он лишь раз в трёх Гран При вышел во вторую часть квалификации. Результаты Валттери вполне сопоставимы с показателями его напарника, победителя Гран При Пастора Мальдонадо. Боттас опередил венесуэльца в квалификации в Австралии, что положило отличный старт его карьеры в Ф1. В Малайзии финн оказался в трех с половиной десятых позади, а в Китае, столкнувшись со сменой направления ветра на своем единственном быстром круге, проиграл товарищу по команде почти полсекунды.
«У вас в распоряжении точно такая же машина, как и у напарника, поэтому легко проводить сравнения, - сказал Боттас. – Забавно видеть результаты квалификации, где все новички чемпионата оказались на последних шести позициях, но всегда важно помнить, на какой технике выступают пилоты. Поначалу довольно трудно справится с машиной и резиной, однако по мере получения опыта должно стать легче».
В гонках ситуация совсем иная. На всех трех этапах результат дебютанта Ф1 оказался лучше, чем у Пастора Мальдонадо. В отличие от своего напарника, в Мельбурне финн не атаковал слишком остро и смог финишировать (хотя один раз совершил прогулку за пределы трассы, выехав на траву).
В Малайзии Боттас не только смог отыграться с последнего места [после того, как его вытеснили с трассы на первом круге], но и финишировал в 1,5 секундах позади зачетной десятки, так же оказавшись впереди Мальдонадо, который сошел из-за проблемы с системой KERS.
В Китае его гоночный темп вполне соответствовал скорости венесуэльца, и, благодаря использованию более мягкого состава резины на последнем отрезке, финн опередил своего напарника в борьбе за 13-ю позицию на предпоследнем круге. Если бы пилоты выступали за рулем более конкурентоспособной техники, то в отношении Боттаса мы бы услышали больше позитивных отзывов, нежели заявлений о том, что его выступления разочаровывают.
От финна определенно стоит ждать большего, особенно в квалификациях. Учитывая преимущество Мальдонадо в опыте, у Боттаса есть все основания быть довольным своими результатами в первых трех гонках, тем более, что пилот выступает за рулем на не самой быстрой машины.
ЭСТЕБАН ГУТЬЕРРЕС
Результаты гонок: Австралия – 13-й, Малайзия – 12-й, Китай – авария
Из всех новичков именно перед Эстебаном Гутьерресом стоит самая трудная задача. И не только потому, что его напарником является Нико Хюлькенберг, который, по праву, должен выступать в топ-команде и чрезвычайно раздосадован трудностями, с которыми столкнулись в Sauber на старте сезона. Более того, в активе немца значатся 5485 тестовых километров, а также уверенные выступления в пятничных тренировках.
Гутьеррес является самым молодым пилотом среди всех участников чемпионата, и он определенно начал свои выступления в Ф1 слишком рано, имея за своими плечами всего два неоднозначных сезона в GP2.
Неудивительно, что у Эстебана возникли проблемы. В квалификации ему еще не разу не удалось проиграть Хюлькенберга менее секунды, а в шестом повороте во время своего быстрого круга на Гран При Китая мексиканец допустил серьезную ошибку, которая, наверняка стоила ему места во втором сегменте. В этом не приходится сомневаться, поскольку времени пилота, которое он показал во второй пятничной тренировке хватило бы, чтобы пройти дальше – даже если в тот момент он не проводил симуляцию квалификации.
После двух неоднозначных выступлений в Австралии и Малайзии, по ходу которых Гутьеррес ни разу не был близок к тому, чтобы всерьез претендовать на очки, он допустил детскую ошибку в Китае, врезавшись в заднюю часть машины Адриана Сутиля на торможении.
К его чести, мексиканец полностью признал свою вину в произошедшем, объяснив ошибку слишком большой скоростью в результате использования DRS, а также потерей прижимной силы, вызванной внезапным выходом из 'воздушного мешка' позади Force India. Возможно, Гутьеррес переоценил свои силы после успешного старта.
«Важно, что в моих двух первых Гран При я получил опыт и провел максимальное время за рулем машины, - отметил Эстебан перед уик-эндом в Китае. – Безусловно, финишировать в гонке недостаточно – с этого момента я нацеливаюсь на борьбу за очки. Мне хочется сделать следующий шаг. Моя главная задача остается прежней: свести к минимуму мелкие ошибки в течение всей дистанции, что позволит на финише добиться совсем другого результата.
Необходимо прибавлять и в гоночном темпе. Ситуация выглядит лучше, чем я ожидал – скорость в сравнении с Нико превысила ожидания, что придает мне еще дополнительную мотивацию. Кроме того, условия на трассе были не из самых легких.
Я стараюсь концентрироваться на своей работе и атаковать на максимуме. Очень здорово, что моим напарником является именно Нико: случается так, что уровень товарища по команде оказывается недостаточным. Но он – самый лучший ориентир».
Несмотря на неубедительное начало чемпионата, Гутьерресу необходимо дать хотя бы половину сезона, учитывая трудности, с которыми он сталкивается. Новичкам простительны некоторые ошибки.
В команде остались довольны его подходом, а также желанием учиться – в течение следующих месяцев у мексиканца должны появиться качества, которые докажут, что он не действительно заслуживал этих авансов.
ЖЮЛЬ БЬЯНКИ
Результаты гонок: Австралия – 15-й, Малайзия – 13-й, Китай – 15-й
В некотором роде удивительно, что многих так сильно поразила скорость Бьянки на старте сезона. Честно говоря, в этом никогда не было сомнений, а больше всего впечатляет то, как ему удается справляться с давлением Больших Призов.
И хотя некоторые обстоятельства в этом сезоне были против него - в особенности это касается позднего заключения контракта призового пилота, в результате которого француз провел всего полтора дня предсезонных тестов – козырем Бьянки является значительное преимущество в опыте над своим товарищем по команде и другим новичком чемпионата Максом Чилтоном. Очевидно, что во внутрикомандной дуэли Жюль одержит верх, что бы ни случилось, даже если несколько растеряет свое подавляющее преимущество.
Бьянки сотрудничает с Ferrari с 2009 года, регулярная работа как на трассе, так и на симуляторе команды принесла ему несомненную пользу. За плечами пилота – 6300 тестовых километрах за рулем машины Ф1, также француз принял участие в девяти пятничных тренировках в составе Force India по ходу прошлого сезона.
Тем не менее, это не умаляет его прогресс, который оказался впечатляющим и по праву заслужил восторженные отзывы не только со стороны руководителя Ferrari Стефано Доменикали. Если Бьянки продолжит прибавлять такими же темпами, то несомненно привлечет к себе внимание со стороны более сильных команд.
ГИДО ВАН ДЕР ГАРДЕ
Результаты гонок: Австралия – 18-й, Малайзия – 15-й, Китай – 18-й
Приветливый 27-летний пилот долгое время оставался за кулисами чемпионата, начиная со своих первых и очень коротких тестов в составе Super Aguri в январе 2007-го. С тех пор он также садился за руль Spyker/Force India, Renault и Caterham, и лишь затем наконец-то смог подписать вожделенный контракт на полноценные выступления. Несмотря на то, что ван дер Гарде провел в общей сложности 21 день тестов, за его плечами всего 5549 километров, а также шесть выступлений в пятничных тренировках по ходу прошлого сезона.
Когда в вашем распоряжении находится самая слабая машина чемпионата, которой, вдобавок, крайне трудно управлять – по определению, практически невозможно произвести впечатление. Голландец единственный раз попал на экраны телевизоров лишь тогда, когда вылетел с трассы.
Однако он смог финишировать во всех трех гонках, сдержав натиск Чилтона в Малайзии и опередив Пика в квалификации в Мельбурне, сумев лучше воспользоваться возможностями машины в сложных условиях на мокрой трассе (а затем разбив её о стену).
«Сейчас все обстоит так, как есть, - сказал ван дер Гарде по поводу борьбы в конце пелотона. – Я сделал большой шаг, оказавшись в Формуле 1, но здесь все по-другому, поскольку обычно я боролся в первой пятерке, а теперь вынужден занимать последние места на старте. Раньше при расстановке на решетке я долго дожидался остальных участников, а сейчас я останавливаюсь – и огни внезапно гаснут».
И хотя ван дер Гарде пока не удается стабильно показывать тот же темп, что и его напарник Шарль Пик – голландец зачастую оказывается вовлечен в борьбу с Чилтоном в очередном раунде сражения между Caterham и Marussia – важно помнить, что за плечами его товарища по команде уже есть полный сезон выступлений в Ф1.
В целом достижения Гидо не назвать выдающимися, он начал сезон так, как многие и ожидали. И прежде всего это обусловлено, как сказал сам ван дер Гарде, "очень уж непростой машиной".
МАКС ЧИЛТОН
Результаты гонок: Австралия – 17-й, Малайзия – 16-й, Китай – 17-й
Выражение лица новичка чемпионата Макса Чилтона приобретало все более выразительные оттенки по мере того, что в межсезонье имя его напарника менялось два раза. Если бы он боролся с Тимо Глоком, все бы заранее ожидали большого отставания от немца и, вероятно, считали, что британец неплохо справляется со своей работой.
В сравнении с Луисом Разией они, скорее всего, были бы на одном уровне. Возможно Чилтон проигрывал бы совсем немного или, не исключено, даже смог бы стать лидером Marussia. Но в дуэте с Бьянки - от которого, по странному стечению обстоятельств, люди не ожидали многого – Макс однозначно выглядит вторым номером.
Это далеко не объективный взгляд на ситуацию. Несмотря на то, что на предсезонных испытаниях 2013-го он провел за рулем машины гораздо больше времени, чем Жюль, по количеству общей тестовой дистанции британец в два раза уступает своему напарнику. Кроме того, Чилтон не садился за руль машины Ф1 до молодежных тестов в 2011-м, в то время как его товарищ по команде впервые оказался в кокпите двумя годами ранее.
Тем не менее, пилот заслуживает критики. Он потерял слишком много времени из-за столкновения с ван дер Гарде в Австралии, и, хотя уверенно опередил голландца в Китае, в Малайзии уступил принципиальному сопернику.
Кроме того, его отставание от Бьянки на быстром круге слишком велико: в квалификации Чилтону не удавалось оказаться от своего напарника менее, чем в трех четвертях секунды. Правда, в Китае Макс потерял всю дневную пятничную тренировку, а также вторую попытку в первом сегменте. Кроме того, у него возникли проблемы с машиной в Малайзии.
Однако положительным является тот факт, что гонщик добрался до финиша во всех трех гонках, а также немного освоил искусство пилотирования под голубыми флагами.
Как и в случае с Гутьерресом, Чилтону необходимо дать как минимум полсезона прежде, чем делать предварительные выводы. Результаты пилота в молодежных сериях доказывают, что британец весьма быстр, но все же не обладает исключительным талантом. Нам не стоит ожидать, что Макс затмит Бьянки даже в том случае, если все обстоятельства будут складываться в его пользу, однако сейчас столь большая разница между пилотами не показательна.
Для Чилтона важнее всего не забывать о том, что всегда можно добиться большего. Впрочем, по ходу карьеры он всегда отличался тем, что неплохо смотрелся в сложных ситуациях, когда требовалось быстро учиться.