Джеймс Аллен о "резиновой" стратегии и рисках в Сингапуре

Джеймс Аллен
21 сентября 2017 в 9:21

Известный обозреватель Формулы 1 Джеймс Аллен проанализировал итоги противоречивого Гран При Сингапура и сделал любопытные выводы об отношении допустимых рисков к потенциальному вознаграждению. Также он объяснил причины, по которым некоторые пилоты решили стартовать в гонке не на промежуточных, а на дождевых шинах...

Десятый юбилейный Гран При Сингапура в истории Формулы 1 стартовал под дождем, что заставило стратегов команд немало поломать голову над возможными тактиками. Это и в обычных условиях всегда была непростая гонка с точки зрения стратегических решений, а в этот раз ее сложность возросла до предела как для самих гонщиков, так и для персонала аналитических отделов команд.

Поскольку ни одна гонка в Сингапуре еще не прошла без появления на трассе машины безопасности, команды всегда вынуждены были здесь тщательнейшим образом соотносить допустимые риски с потенциальной выгодой от принимаемых решений.

А в этот раз, когда стало ясно, что старт заезда пройдет под дождем, причем не за машиной безопасности, а с места, риск аварии в первом повороте возрос в разы.

Давайте проанализируем некоторые решения пилотов и команд как раз с точки зрения отношения риска к возможной выгоде и разберемся, какие из них сработали, а какие – нет. В частности, на примере борьбы между Серхио Пересом, Валттери Боттасом и Карлосом Сайнсом.

Также мы обратим внимание на то, какую тактику использовали в Mercedes в последней трети гонки, и почему Льюису Хэмилтону было трудно понять требование команды.

Но, безусловно, вопрос отношения риска к вознаграждению можно в полной мере применить не только к командным решениям, но и к тактическим решениям самих пилотов на трассе. Конечно же, я говорю о недопустимом риске, на который пошел на старте заезда Себастьян Феттель, пытавшийся блокировать лучше тронувшегося с места Макса Ферстаппена, который не участвовал в чемпионской гонке, а значит, мог идти ва-банк, что было абсолютно недопустимо для Феттеля.

Что касается Кими Райкконена, его блестящий старт также обернулся кошмаром, хотя его главной задачей является помощь напарнику в наборе очков в борьбе с Хэмилтоном.

Предстартовый анализ ситуации

С учетом того, что старт заезда в Сингапуре проходил под дождем, главной задачей стратегов команд перед гонкой было определить, на каком составе резины лучше стартовать – на полностью дождевом или на промежуточном. В группе лидеров все без исключения отдали предпочтение второму варианту, поскольку понимали, что, скорее всего, их пилоты смогут дотянуть на этой резине до момента подсыхания трассы, чтобы сразу перейти на слики, что на дождевых шинах было бы сделать проблематично. Так что они решили не рисковать дополнительными 26 секундами для смены шин Wet на Intermediate по ходу гонки.

Кроме того, машины лидеров обладают большей прижимной силой, что предполагает оптимальный прогрев промежуточной резины. В Sauber, к примеру, на это рассчитывать не могут, и старт на промежуточных шинах, скорее всего, обернулся бы аварией из-за недостаточно прогретых покрышек.

Таким образом, в арьергарде пелотона было принято почти единогласное решение команд о старте на полностью дождевой резине с намерением чисто проехать первый круг дистанции и посмотреть по ситуации, какие возможности появятся в дальнейшем.

Выезд машины безопасности был крайне вероятен, и это при случае могло дать возможность перейти на промежуточные шины с потерей не 26 секунд, как обычно, а всего 15.

Именно поэтому пелотон изначально разделился надвое в отношении состава резины для старта.

Для пилотов в средней группе решение было гораздо более сложным, со множеством нюансов. И все же они по большей части отдали предпочтение промежуточной резине. Это обусловило интересное сражение между Карлосом Сайнсом, стартовавшим на Intermediate, и Серхио Пересом, ушедшим в бой на Wet.

Шансы на подиум для Хюлькенберга и Переса

В таких гонках, как в Сингапуре, команды вроде Renault и Force India имеют прекрасный шанс рассчитывать на подиум при условии правильно принятых решений.

И у Серхио Переса была такая возможность. Он боролся с Карлосом Сайнсом и Нико Хюлькенбергом, у которого также были все шансы подняться на пьедестал почета, если бы не сход в конце заезда.

В итоге на третью ступень подиума поднялся Валттери Боттас – и всё благодаря решению Force India стартовать обеими машинами на полностью дождевой резине.

Уйдя со стартовой решетки 12-м, Перес смог подняться на четвертую позицию в результате хаоса, произошедшего в первом повороте трассы, и таким образом опередить Боттаса. Если бы он, как Сайнс, стартовал на промежуточных шинах и смог продержаться до 27 круга, когда можно было переходить на слики, он с большой долей вероятности финишировал бы на пьедестале.

А старт на дождевых шинах и необходимость перехода на промежуточные на 12-м круге дистанции стоили мексиканцу позиции в борьбе с Сайнсом, вернуть которую возможности не было. Анализ времен в районе 27-28-го кругов, когда пилоты начали переходить на слики, показал, что Серхио действительно никак не мог рассчитывать на отыгрыш проигранных позиций.

Это был один из тех дней, когда для Сайнса всё сложилось просто идеально, и к тому же стратегия была выбрана верная. При этом испанец однозначно вынужден был бы бороться в гонке позади Переса и Боттаса, если бы в Force India приняли решение выйти на старт на составе Intermediate.

Но поскольку в чемпионате они ведут сражение главным образом с Williams, на старте они думали главным образом не о борьбе за подиум, а о том, как не дать пройти себя пилотам на белых машинах, стартовавшим позади них. И когда события в первом повороте неожиданно дали им шанс побороться за наивысшие места, они к этому были просто не готовы технически.

И это также к вопросу об отношении принимаемых рисков к возможному вознаграждению.

Как машина безопасности помогла и не помогла Льюису Хэмилтону

Еще одним любопытным моментом в прошедшем заезде было то, как дирекция гонки выпускала на трассу Бернда Майландера. Они не только сажали его за руль всякий раз вместо того, чтобы ограничиться виртуальным пейскаром, но и не дали круговым возможности вернуться в круг перед заключительным рестартом, что довольно необычно.

И хотя Хэмилтон возмутился по радио относительно решения выпустить на трассу машину безопасности в последний раз, когда развернуло Маркуса Эрикссона, позже он признал правоту руководства гонки, поскольку появление маршалов ночью и на влажной трассе было бы небезопасным.

При этом последний выезд пейскара никак не помог лидеру чемпионата, поскольку позволил Даниэлю Риккардо сократить отставание, когда трасса уже практически высохла. Пилоты Red Bull были быстрее всех в пятницу посуху, и машина безопасности могла дать шанс австралийцу опередить Льюиса на рестарте.

Именно поэтому в Mercedes приняли решение не ехать в боксы для замены резины на 12-м круге дистанции, когда на трассе также появился Майландер. У Риккардо могла появиться возможность выйти вперед, после чего британцу было бы очень трудно вернуть себе лидерство.

Но более интересным моментом стало то, что дирекция гонки не дала круговым пилотам вернуться в круг и компенсировать потерянное время. В Сингапуре это довольно длительный процесс – пару лет назад он занял целых восемь кругов после относительно небольшой аварии. А с учетом низкой средней скорости из-за дождя и трехкратного появления на трассе пейскара было принято решение перейти на 2-часовой лимит гонки вместо счета по кругам. Так что процесс возвращения упущенного круговым во время финального рестарта запущен не был.

Это помогло Хэмилтону – он смог довести гонку до финиша без лишней суеты. Однако на 41-42-м кругах, когда Льюис прибавил скорость, в команде Mercedes обеспокоились тем, что это может помочь Риккардо. Каким же образом? Дело в том, что следом за Даниэлем шел напарник Льюиса по команде Валттери Боттас, и увеличение отрыва британца могло дать возможность австралийцу также нарастить темп и уехать от Боттаса. А когда дистанция между ними достигла бы 14-15 секунд, у Риккардо появился бы шанс "бесплатно" воспользоваться еще одним выездом на трассе пейскара. Иными словами, он без потери позиции смог бы заехать в боксы и поставить свежие слики, чтобы на последних кругах атаковать Хэмилтона.

Поэтому команда попросила Льюиса сбавить темп и сжать пелотон в гармошку. И хотя Хэмилтон не понял, почему его об этом просят, он все же выполнил задание и довел дело до победы.

На картинке справа можно отчетливо увидеть, в чем состояло беспокойство команды Mercedes. Посмотрите, как начал увеличиваться отрыв Хэмилтона (голубая линия) от Риккардо (фиолетовая) на 42-м и 43-м кругах.

Если бы Даниэль последовал примеру лидера и также поднял темп, это могло бы стать проблемой для Льюиса в случае еще одного появления машины безопасности. Но признаем, что у Риккардо все же не было необходимой скорости для этого финишного спурта.

Также на приведенном ниже графике из программ Race History и Tyre Usage Charts, любезно предоставленных Williams Martini Racing, видно, что в Red Bull между 27-м и 28-м кругами ждали, когда Риккардо увеличит отрыв от Хюлькенберга до 26 секунд, после чего поехали в боксы для перехода на слики. Mercedes, будучи лидерами, не было смысла делать это первыми, так что они ориентировались на Даниэля и заехали в боксы следом за ним через круг.

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.jamesallenonf1.com/2017/09/singapore-gp-analysis-the-secret-of-balancing-risk-and-reward-in-f1/

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle