Неоконченная пьеса для... Aston Martin в Формуле 1
На днях Red Bull и Aston Martin объявили о расширении своего сотрудничества. Это первый серьезный шаг британской марки в современную Формулу 1. Но им есть что доказывать Большим Призам. Что? Послушаем Кевина Тёрнера...
Название Aston Martin мало у кого сегодня ассоциируется с Формулой 1. Легендарный британский бренд, в 2013 году отметивший свое столетие, является одним из немногих, кому удалось заработать себе такой статус без ощутимых успехов в премиальном классе автоспорта.
За семь прошедших десятилетий Больших Призов Aston Martin, по сути, сделал всего одну не самую удачную попытку, ограничившуюся пятью стартами.
Шасси DBR4, увидевшее свет в 1959 году, было полным провалом компании. И эта неудача лишний раз убедила Aston Martin в том, что их вотчиной являются другие дисциплины в автоспорте.
Машина Aston, спроектированная Тедом Каттингом и дебютировавшая в 1957 году, была не так плоха, но процесс ее доработки серьезно застопорился в связи со смещением акцента компании на программу спорткаров.
Да, DBR4 финишировала на втором месте в Формуле 1 на внезачетном этапе BRDC International Trophy в Сильверстоуне в 1959-м. Но в то время уже набирала обороты популяция заднемоторных машин, и для Aston это обернулось настоящим провалом – за четыре следующие гонки они не смогли набрать ни единого очка.
А после неудачного старта шасси DBR5 в 1960 году руководитель компании Дэвид Браун решил уйти из Формулы 1.
Несмотря на то, что на формульные рельсы Aston Martin так, по сути, и не встала, в области спорткаров британская компания по праву считается одним из грандов наряду с Ferrari.
Сегодня мы решили вспомнить самые выдающиеся моменты в спортивной карьере Aston Martin и проследить, как британскому автопроизводителю удалось завоевать безупречную гоночную репутацию без каких-либо серьезных успехов в Больших Призах.
1935 год – "24 часа Ле-Мана"
Хотя марка Aston Martin и была представлена на Гран При Франции в 1922 году, даже на заре становления компании основные успехи приходили к ней в спорткарах.
Полуторалитровый Ulster был очень сильным автомобилем, которому нередко – и довольно успешно – приходилось противостоять на трассе более мощным машинам соперников. Это вообще всегда было характерно для Aston.
Возможно, главным успехом этого автомобиля стало выступление в Ле-Мане в 1935 году в сложных погодных условиях, когда два Чарльза – Мартин и Брэкенбери – приехали к финишу третьими в общем зачете.
1948 год – "24 часа Спа"
Один из первых громких триумфов пришел к Aston Martin на залитой дождем бельгийской трассе Спа-Франкоршам вскоре после окончания Второй мировой войны.
Английский промышленник и предприниматель Дэвид Браун выкупил компанию незадолго до того, как Джоку Хорсфоллу и Лесли Джонсону удалось преодолеть сопротивление соперников в лице Delage и Ferrari и вырвать победу в гонке, богатой на события.
Этот триумф новенького двухлитрового Aston Martin Sports помог компании восстановить свою репутацию в сложный послевоенный период.
1951 год – "24 часа Ле-Мана"
Оборудованная 2,6-литровым двигателем Lagonda с двойным верхним распределительным валом DB2 была, по сути, первым современным послевоенным спорткаром компании Aston Martin.
После проблем в Ле-Мане в 1949-м Aston взяла пятое и шестое места годом позже, а дальше было еще лучше. В 1951-м Лэнс Маклин и Эрик Томпсон финишировали третьими в общем зачете марафона, проиграв лишь более мощной технике Jaguar C-type и Talbot-Lago.
При этом все пять машин DB2 добрались до финиша заезда, а заводские экипажи Aston взяли первые три места в трехлитровом классе.
1957 год – "1000 км Нюрбургринга"
Первые попытки Aston Martin добиться успеха в 50-е зачастую сводились к редким триумфам у себя на родине и привычному доминированию более мощных Jaguar и Ferrari.
Но всё изменилось с появлением шасси DBR1 на Нюрбургринге в 1957-м. Восходящая звезда автоспорта Тони Брукс показал за рулем этой машины третье время в квалификации, а в гонке вышел вперед, когда у более быстрых Maserati возникли проблемы.
В итоге Брукс, компанию которому составил Ноэль Каннингем-Рид, смог преодолеть сопротивление Ferrari и выиграть заезд с разницей более чем в четыре минуты.
Эта победа положила начало трем подряд триумфам DBR1 в "1000 км Нюрбургринга", подтвердившим высокие претензии этого шасси.
1959 год – "24 часа Ле-Мана"
Браун старался выиграть суточный марафон в Ле-Мане на протяжении всех 50-х годов. Несмотря на то, что обычно машины Aston уступали соперникам в мощности моторов, до 1959 года гонщики команды сумели трижды финишировать вторыми.
Шасси DBR1, разработанное Тедом Каттингом, отличалось лучшей управляемостью среди автомобилей своего поколения, а ограничение на объем двигателей в три литра, введенное в 1958 году, означало, что машины Aston больше так сильно не уступали соперникам в мощности. В 1958-м команда упустила свой шанс в Ле-Мане, но год спустя подошла к марафону в полной боевой готовности.
Лидер коллектива Стирлинг Мосс с самого старта гонки на кольце Сартэ вырвался вперед в борьбе с более быстрыми Ferrari, тогда как два других экипажа DBR1 стартовали не столь успешно.
В итоге Моссу пришлось сойти с дистанции, но та же участь постигла и остальные быстрые машины. В заключительную четверть гонки экипаж Фила Хилла и Оливье Гендебьена остановился из-за перегрева, тем самым позволив взять победный дубль Aston Martin под управлением Роя Сальвадори/Кэрролла Шелби и Мориса Тринтиньяна/Пола Фрера.
1959 год – Goodwood Tourist Trophy
Успехи в Ле-Мане и Нюрбургринге позволили Aston Martin включиться в борьбу за мировую корону в первенстве спорткаров с Ferrari и Porsche. Финал чемпионата проходил в Гудвуде, где в 50-е годы Aston часто добивался успеха. Но в этот раз они были на волоске от провала.
Лидирующий экипаж DBR1 Мосс/Сальвадори все держал под контролем на извилистой трассе Сассекс, пока во время одного из пит-стопов не пролилось топливо, что привело к возгоранию машины и части боксов.
Тем временем Ferrari и Porsche вышли вперед, но у Aston в тот уик-энд была действительно лучшая машина. Стирлинг Мосс быстро пересел в автомобиль Шелби/Джека Фэйрмана и добился победы.
Этот триумф одновременно ознаменовал первое поражение Ferrari в чемпионате с 1955 года, когда победу праздновала Mercedes-Benz.
1963 год – Coppa Intereuropa
Успехи в гонках спорткаров 1959 года стали кульминацией для Aston Martin эпохи Дэвида Брауна, хотя и после этого автомобили Project 212, 214 и 215 постоянно выступали в соревнованиях, включая Ле-Ман.
В обычных условиях машины серии Project (212 и 215 были прототипами, тогда как 214 каким-то образом была омологирована в классе GT) отличались неплохой скоростью. И в 1963 году Сальвадори удалось нанести Ferrari редкое по тем временам поражение в категории GT, причем на "гостевом поле" – в итальянской Монце.
На протяжении всей гонки Рою противостоял Майк Паркес на 250 GTO, тогда как остальные соперники остались далеко позади. В итоге победы добился Сальвадори, а Люсьен Бьянки принес Aston третье место.
По сути, это была последняя победа британской марки эпохи Брауна.
2005 год – "12 часов Себринга"
Попытки Aston Martin зарекомендовать себя в Group C в 80-х не привели к ощутимым результатам, и после нескольких лет простоя компания вернулась в мировой автоспорт с шасси DBR9 категории GT1, построенным при участии Prodrive.
Автомобиль, оснащенный 600-сильным 12-цилиндровым мотором, впервые предстал на арене сражений в американском Себринге, а главным соперником команды был коллектив Chevrolet Racing со своим C6.R.
Результатом дебюта стала безоговорочная победа в классе трио Даррена Тёрнера, Дэвида Брэбема и Стафана Ортелли за рулем DBR9. В общем зачете они финишировали четвертыми, проиграв лишь двум экипажам Audi R8 и MG-Lola команды Dyson Racing.
Противостояние Aston и Chevy GT стало определяющим на следующие несколько сезонов, в то время как красавец DBR9 помог компании Aston Martin прочно поселиться в сердцах юных поклонников автоспорта.
2007 год – "24 часа Ле-Мана"
В 2005 и 2006 годах Chevrolet оставила Aston Martin без побед в Ле-Мане, но к своей третьей попытке британский коллектив подготовился гораздо лучше.
На стартовую решетку вышли шесть автомобилей DBR9 против пятерки Corvette, а победителем схватки стал экипаж Даррена Тёрнера, Дэвида Брэбема и Рикарда Рюделла. В общем зачете им удалось финишировать пятыми, а первые три машины категории GT1 разделили на финише всего два круга дистанции.
Годом позже сражение в Ле-Мане оказалось еще более плотным – тогда победный экипаж Тёрнера/Брэбема/Антонио Гарсии – теперь уже в цветах Gulf – финишировал в одном круге с машиной Chevrolet, ставшей второй.
2009 год – "24 часа Ле-Мана"
Успех шасси DBR9 подтолкнул Prodrive и Aston Martin Racing к участию в гонках прототипов.
Конечно, Lola-Aston B09/60, оснащенная 6-литровым 12-цилиндровым двигателем от DBR9, не могла напрямую конкурировать с турбодизельными прототипами Audi и Peugeot в категории LMP1, но в целом их выступление можно назвать успешным.
В 2009 году экипаж Томаша Энге, Штефана Мюкке и Яна Хароуза финишировал в Ле-Мане на четвертом месте в общем зачете, возглавив неофициальную классификацию автомобилей с бензиновыми двигателями, и продолжил свою уверенную поступь к титулу в чемпионате.
В приведенном выше списке достижений бросаются в глаза временные интервалы и очевидно смещенный акцент в сторону суточного марафона в Ле-Мане. Последней попыткой Aston Martin вывести на старт прототип стал безуспешный дебют AMR-One в 2011-м, и с тех пор компания концентрируется исключительно на категории GT.
В 50-е годы, когда Aston добивался успехов в спорткарах, эта категория – даже если не брать марафон на кольце Сартэ – расцветала пышным цветом, чего не скажешь о гонках на выносливость сегодня.
В последние годы заводскую категорию LMP1 покидают один за другим производители, являющиеся прямыми конкурентами Aston Martin на рынке серийных автомобилей. На этом фоне неудивительно, что в компании задумались о смене вектора развития.
Расширение плана сотрудничества с Red Bull может позволить английскому бренду заделать брешь в перечне своих достижений в Формуле 1, пусть лишь в качестве поставщика моторов.
Это довольно смелый шаг, особенно с учетом всех последних бед Honda, но время для возобновления своей программы в Больших Призах выбрано верно – по крайней мере в Формуле 1 Aston Martin, наконец, сможет сойтись с глазу на глаз со своими давними соперниками по производству суперкаров – Ferrari и McLaren...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7740/why-aston-martin-has-an-f1-legacy-to-repair