Zume. Российский след в F1 TV или индульгенция для Берни Экклстоуна
В конце февраля новые владельцы коммерческих прав на Ф1 Liberty Media объявили о запуске новой интерактивной платформы трансляций под названием F1 TV. Откуда растут ноги у этого проекта, и так ли стар и ретрограден был бывший глава Ф1 Берни Экклстоун – разбирается редактор AUTOSPORT.com.ru Александр Гинько...
С конца в начало...
23 января 2017 года. Знаковая дата в истории Формулы 1. Именно в этот день было официально объявлено о переходе коммерческих прав на Большие Призы американской компании Liberty Media и отставке бывшего исполнительного директора Ф1 Берни Экклстоуна.
Примерно год новые владельцы присматривались к своей покупке – вертелись перед зеркалом, подшивали то тут, то там, снова примеряли и снова подшивали. Но к концу 2017-го они решили действовать кардинально. Для начала сменили пряжку на ремне, представив новый логотип Ф1, после чего уменьшили декольте, отказавшись от грид-гёрлз, а довершили всё новым воротничком-стоечкой в виде официальной музыкальной темы спорта и стали кокетливо опаздывать на свидание на 10 минут, перенеся время старта гонок.
Иными словами, начали по капле выдавливать из Формулы 1 наследие Берни. И последней выдавленной каплей стала презентация F1 TV. Что это за зверь? Цифровая интерактивная стрим-технология, позволяющая людям следить за событиями гоночного уик-энда, вооружившись любимым гаджетом. При этом зрителям доступна не просто картинка с комментарием, а полный спектр интерактивных услуг, в числе которых переключение между бортовыми камерами, а также полноценный набор статистики, данных и графиков, позволяющих с головой погрузиться в перипетии уик-энда.
Если не считать ложку дёгтя в виде серьезно ограниченного списка стран из-за прав на цифровой контент, в целом эта идея была принята на ура. Еще бы – в кои-то веки в Формуле 1 появится интерактив с возможностью самостоятельно управлять просмотром гонок. И только ленивый не сказал, что при ретрограде Берни этой идее никогда не дали бы ход.
Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. К счастью, в этой ситуации сослагать наклонение и не придется, достаточно будет фактов, против которых, как известно, не попрешь.
Давайте для начала зададимся вопросом – а так ли нова идея интерактивных трансляций в Формуле 1? Нет, не так. На этом можно было бы закончить статью, но у нас есть для вас кое-какие подробности...
Зум-зум-зум-зум-зум!
Вспомните два этапа Формулы 1, на которых выигрывал один и тот же гонщик, а именно Себастьян Феттель. Это Гран При Японии 2013 года и совсем недавний прошлогодний Гран При Бахрейна. Это были две разные эпохи. Один этап ознаменовал окончание эры доминирования Red Bull, а второй – расцвет Mercedes. Но были и другие важные вехи в истории Формулы 1, связанные с этими гонками.
В Японии в 2013-м (вы не ослышались, именно в 2013-м!) своего апогея достигло глобальное тестирование первой версии платформы цифрового интерактивного телевидения в Ф1, а спустя 3,5 года в Бахрейне должна была запуститься окончательная версия готового продукта.
Если вы помните, в 2013-м Берни Экклстоун был еще на коне, да и всю контрактную подготовку к сезону-2017 в должности исполнительного директора Ф1 проводил именно он. И именно он целиком и полностью поддержал внедрение в Формуле 1 цифрового вещания, которое сейчас нынешние владельцы спорта из Liberty Media продвигают как абсолютную новинку в Больших Призах – некий символ новой постберниевской эпохи. Новинку, которая, как считается, просто не могла быть внедрена при Берни. Могла. Но обо всем по порядку…
Вы наверняка помните Андрея Чеглакова. В 2011 году создатель игровой приставки Dendy и владелец первой российской команды Ф1 Marussia заявил о желании воплотить в жизнь систему интерактивного телевидения в Формуле 1. Казалось бы, где 2011 год, когда Льюис Хэмилтон выступал еще за McLaren, а Фернандо Алонсо – за Ferrari, и где интерактивное телевидение. Тем не менее это так, и пионером в области внедрения передовой цифровой технологии в Формуле 1 стал наш с вами соотечественник – выпускник МГУ и человек, любящий технологии и всё, что с ними связано.
К декабрю 2012 года первая версия инновационного продукта, получившего название Zume, была уже готова, а его тестирование состоялось во второй половине сезона. Мы не зря в начале статьи вспомнили про Гран При Японии 2013 года, ведь именно в стране восходящего солнца и взошли первые ростки цифрового интерактивного телевидения в Формуле 1.
На протяжении четырех месяцев – с Гран При Венгрии по Гран При Бразилии – система проходила глобальные испытания на островах Японии. Почему там? Дело в том, что на тот момент права на цифровой контент Ф1 во всех странах были уже проданы, тогда как в Японии эта ниша оставалась свободной, пока ее не заняла местная телекоммуникационная медиакорпорация SoftBank Group.
Пик тестирования цифровой платформы Zume в партнерстве с SoftBank (напомним, это было при «олдскульном» Берни – с его полного согласия и благословения) пришелся именно на Гран При Японии.
Если говорить об итоговых цифрах испытаний, они перевалили за все разумные и неразумные пределы. Больше миллиона просмотров страниц, 330 тысяч уникальных пользователей, 62 тысячи скачиваний приложения и 22 тысячи регистраций в Zume. При этом за половину тестового сезона система Zume завоевала 25% аудитории традиционного телевещания Формулы 1 в Японии, и это лишь с базовой маркетинговой составляющей.
Медийная корпорация SoftBank в своем отчете указала, что никогда не сталкивалась со столь позитивным опытом запуска нового продукта. При этом зона ответственности SoftBank ограничивалась локализацией продукта, его продвижением и рекламой, а также заключением стратегических партнерских соглашений внутри страны, тогда как компания-разработчик взяла на себя все технические нюансы, доступ к платформе, ее обновление, управление контентом и интеграцию с Формулой 1.
Платформа Zume обеспечивала клиентам полный охват событий перед гонкой, во время заезда и после него, включая полноценный видеоконтент, доступный в любое время. В частности, перед гонкой можно было ознакомиться со статистикой, полистать исторические сведения или почитать о гонщиках и командах. На протяжении заезда пользователи имели возможность переключаться между камерами, просматривать гоночные инциденты, голосовать, задавать вопросы экспертам, следить за телеметрией и статистикой. А после гонки можно было поучаствовать в дискуссии, проанализировать ключевые моменты заезда, посмотреть видео и ознакомиться с анонсом предстоящего этапа.
По окончании тестирования компания SoftBank заявила об огромном интересе к продукту со стороны потенциальных клиентов и выразила огромное сожаление по поводу того, что... испытания не продолжатся в сезоне-2014.
Что же случилось?
Разумеется, вы должны понимать, какого уровня технологии были в те годы – ни о каких «облачных» хранилищах не было и речи, а передавать немалый объем данных можно было либо по интернету, либо через спутник. Отсюда высочайшие расходы на аренду оборудования и частоты, а также неприемлемые по меркам Формулы 1 задержки в трансляции.
Были и другие причины, по которым первая версия Zume не могла быть внедрена в Формуле 1 в изначальном виде.
Во-первых, сроки разработки конечного продукта были серьезно ограничены. Фактически необходимо было создать платформу за полтора-два месяца, тогда как в нормальных условиях цикл разработки подобного приложения может превышать один год. Кроме того, когда дело дошло до внедрения продукта в реальных условиях, количество одновременных подключений превысило даже самые оптимистичные ожидания, и система просто не выдержала нагрузки. Частично это было обусловлено выбором языка программирования.
Также для полноценного внедрения платформы интерактивной трансляции необходимо было уладить все юридические формальности с командами, ведь речь шла о правах на их интеллектуальную собственность.
Ну и, конечно, Берни не устроили задержки в трансляции, которые достигали нескольких секунд.
Но главное, что Экклстоун всегда горячо поддерживал идеи внедрения инновационных технологий в области показа гонок Формулы 1. Другое дело, что именно он был ответственным за финальный продукт, поэтому хотел, чтобы всё было сделано по последнему слову техники. А в те далекие времена именно это слово было последним…
Второе пришествие
Но техника, как известно, на месте не стоит, и её слово двигается вместе с ней. Время шло, проект Zume развивался, обретал новые очертания и технологические особенности. Однако нужен был качественный скачок. И он оказался возможен благодаря объединению усилий. С кем? Дело в том, что все это время параллельным курсом жила и развивалась другая российская платформа интерактивной трансляции с поддержкой новейших технологий в виде «облачного» хранилища. И именно этот продукт под эгидой Eurosport Events успешно отработал весь сезон-2016 в Чемпионате мира по Турингу (WTCC) под вывеской WTCC Premium.
Объединение усилий пошло на пользу всем, и в таком облачно-усиленном виде команда разработчиков представила очередную версию своего продукта Берни Экклстоуну. Это был конец 2016 года.
И тут мы подбираемся к упоминанию второго знакового момента в истории развития интерактивной платформы в Формуле 1 – Гран При Бахрейна 2017 года. Именно этот этап должен был ознаменовать второе пришествие больших интерактивных технологий в столь же Большие Призы.
Все переговоры вновь велись с "устаревшим", как кто-то пытается его изобразить, Берни, который в очередной раз дал цифровому начинанию зеленый свет. И в этот раз технологии не подкачали.
В проекте на 2017 год предполагалось полное освещение всех гонок сезона, начиная с Бахрейна – сначала в паддок-клубе, затем на трибунах, и только после этого платформа должна была предстать широкой аудитории. При помощи такого поэтапного внедрения системы предлагалось снизить разрушительный эффект, оказываемый на телекомпании, обладающие правами на трансляцию.
Новость о введении F1 TV сбила цены Sky на трансляции Ф1 вдвое
И это всё было не на словах. Всё было готово к запуску – были отпечатаны специальные браслеты, дающие доступ к системе, отрисован интерфейс со всеми пилотами и командами, собрана вся вспомогательная информация. Запуск платформы должен был состояться сначала на английском языке, а затем и на русском. Но...
...«Власть переменилась! Скидай сапоги!»
23 января 2017 года было официально объявлено о покупке коммерческих прав на Формулу 1 компанией Liberty Media и отставке со своей должности Господина Э.
В следующий раз о «новой» для Больших Призов идее внедрения цифровых интерактивных технологий мы услышали только 27 февраля нынешнего года. Новые владельцы спорта представили свою «придумку» с помпой и видеотизером – разве что музыку к нему не попросили написать какого-нибудь голливудского композитора…
Но откуда растут ноги у интерактивной платформы от Liberty Media? Возможно, из Главной лиги бейсбола США (MLB), где родственная владельцам Ф1 компания Liberty Global продвигает похожий продукт. Но быть может… Дело в том, что с уходом Берни Экклстоуна значительная часть людей в FOM сохранила свои позиции, и все наработки фактически остались у них на руках…
Нет, мы никоим образом не умаляем заслуг Liberty Media в отношении внедрения нового цифрового контента в Формуле 1. Технологии двигаются вперед, и вместе с ними должна двигаться и Королева автоспорта. Речь лишь о том, что Берни Экклстоун, к которому все очень охотно цепляют ярлыки «устаревший», «олдскульный» и «ретроградный», отнюдь не был окаменевшей глыбой, а был готов ко всему новому...
Автор материала: редактор AUTOSPORT.com.ru Александр Гинько