Пол Хембри отвечает на вопросы

Редакторы Autosport
7 мая 2013 в 23:04

В беседе с родственным AUTOSPORT изданием F1 Racing главный гоночный человек Pirelli рассказал о ‘шинных войнах’, скандале на Гран При США 2005 года, а также объяснил, почему менее долговечные шины более эффективны для повышения зрелищности гонок, чем рассыпанные по трассе гвозди…

Руководитель гоночных программ Pirelli Пол Хембри - весьма занятой человек. Мы должны были с ним встретиться рано утром перед квалификацией в паддоке Сепанга, однако он задержался на затянувшейся встрече с боссом Ferrari Стефано Доменикали. Сразу же после общения с нами британец пересел за другой столик, где сразу подключился в ленчу с Ники Лаудой и Хельмутом Марко.

Накануне вечером у Хембри состоялась поздняя встреча с представителями Red Bull Racing – каждый раз, попадаясь вам на глаза в наполненном жарой и влажностью малазийском паддоке, он участвует в продолжительных беседах с различными руководителями команд и техническими директорами.

Британца окружают со всех сторон, поскольку шины Pirelli образца 2013 года оказывают слишком большое влияние на результаты гонок и скорость машины каждой команды.

Хембри очень дорожит своим временем, но вопросам наших читателей он уделил особое внимание - на каждый из них британец дал развернутый ответ, и начнем мы с самых актуальных…

В настоящий момент шины играют в Формуле 1 ключевую роль. Как вы думаете, не стали ли они слишком сильно влиять на результаты гонок, при этом уменьшив значимость других составляющих успеха?
Марк Эссьон, Италия

Очевидно, в начале сезона работа с резиной становится для участников чемпионата непростой задачей, поскольку команды пытаются добиться максимально эффективного взаимодействия между шасси и шинами.

В Бахрейне к шинам предъявляются исключительные требования
В Бахрейне к шинам предъявляются исключительные требования

К примеру, в двух прошедших сезонах мы видели, что у команд на это уходило от шести до восьми гонок, после чего уже вырисовывалась некая общая картина.

Кроме того, самую высокую нагрузку шины испытывают именно на тех трассах, что принимают Гран При в начале сезона – прежде всего, это Малайзия и Бахрейн. А затем мы отправляемся на новые автодромы, которые отличаются менее абразивным асфальтом. Плюс к этому, команды уже знают, как необходимо действовать, чтобы добиться максимального результата.

Таким образом, нас все равно ожидает чемпионат, в котором одержит победу лучший гонщик на лучшей машине. Все будет как всегда.

Приветствуете ли вы возвращение в Большие Призы ‘шинных войн’ и соперничества с другим производителем резины?
Стивэн Хиггинс, Великобритания

Лично я считаю, это было бы здорово. Мне нравится конкуренция, но реальность такова, что в наши дни соперничество утратило свой смысл, что обусловлено вполне очевидными причинами.

Во-первых, при таком развитии событий команды теряют контроль над ситуацией. Обстоятельства складываются таким образом, что наши шины уже ставят перед участниками Ф1 непростые задачи, а если в будущем вернется конкуренция между производителями, есть большая вероятность увидеть чемпионат, в котором преобладающим фактором успеха станет именно резина, а не мастерство пилотов или скорость машины.

Несмотря на все сложности, которые испытывают команды с нашей продукцией, они, по крайней мере, находятся в равных условиях. В известной степени ситуация находится под их контролем.

В 2005-м клиенты Michelin вынуждены были отказаться от старта в Индианаполисе, и на старт вышло всего шесть машин, обутых в Bridgestone @ LAT
В 2005-м клиенты Michelin вынуждены были отказаться от старта в Индианаполисе, и на старт вышло всего шесть машин, обутых в Bridgestone @ LAT

Самая большая проблема заключается в том, что когда вы конкурируете с другой компанией, то начинаете искать новые технические решения и впоследствии можете попросту переступить черту.

Все это может закончиться полной или частичной отменой гонки - как уже было в Индианаполисе в 2005-м. Те события стали прямым следствием соперничества между двумя разными производителями.

Мне, будучи сотрудником Pirelli, не хотелось бы оказаться в такой ситуации – наша компания просто не заинтересована в подобном развитии событий.

Вы останетесь верны Формуле 1?
Стив Бэтер, Великобритания

Pirelli имеет контракт, действующий до конца этого сезона, и в настоящий момент организаторы чемпионата ведут поиск поставщика на будущее. В нашей компании обозначили свой интерес к продолжению сотрудничества, но не любой ценой. Если условия окажутся приемлемыми, нам бы хотелось остаться в Формуле 1.

Что происходит с использованными комплектами резины? Мне бы хотелось сделать из одной шины журнальный столик, если, правда, позволит моя жена.
Питер Сим, Великобритания

Мы перерабатываем их, но у некоторых действительно есть журнальные столики, сделанные из демонстрационных шин – к сожалению, не у меня. Существует немало вещей, которые неплохо было бы иметь в своем доме, однако я каждый день вижу эту резину с утра до вечера - потому меньше всего хотел бы поставить её в своей гостиной.

Кроме того, я не уверен, что мне бы понравился запах резины.

Пол Хембри не считает необходимым изменять составы шин
Пол Хембри не считает необходимым изменять составы шин

Хотя все находятся в равных условиях, получали ли вы когда-нибудь жалобы на то, что выбор составов резины на уик-энд позволяет одним командам получить некоторое преимущество по сравнению с другими?

Безусловно, существует вероятность, что одна из команд получит преимущество, поскольку она лучше разобралась с характеристиками определенного состава, в то время как другая может выразить свое недовольство этим фактом.

Я считаю, что если люди начинают жаловаться, то, скорее всего, они испытывают проблемы - но не все в жизни складывается так, как вам того хочется.

Некоторые пытаются оказывать давление на компанию с помощью средств массовой информации, чтобы заставить нас внести определенные изменения в характеристики составов – чего, безусловно, мы постараемся избежать, если только все команды не придут к единому мнению.

В Red Bull Racing дали ясно понять, что не разделяют подход Pirelli @ LAT
В Red Bull Racing дали ясно понять, что не разделяют подход Pirelli @ LAT

Реальность такова, что им приходится мириться с некоторыми ограничениями и принимать тот факт, что все находятся в равных условиях. По итогам каждого уик-энда всегда есть один пилот, который доволен более остальных – он стоит на вершине подиума. И даже те двое, что находятся рядом с ним, всегда останутся менее удовлетворены результатами гонки.

Пол, Pirelli в этом году решила изменить структуру и характеристики своих составов… Но на самом деле мне бы хотелось узнать, какая ваша любимая винодельня в долине McLaren Vale [регион в Южной Австралии, знаменитый своими винами] и составите ли вы мне компанию в следующий раз, когда в окажетесь в Аделаиде?
Мартин Кастилья, Австралия

Какой прекрасный вопрос! Мне даже не нужен повод, чтобы отправиться в Аделаиду наслаждаться винами. Я бы отдал предпочтение марке Barossa, а уж бутылочка Penfolds Grange, которое я считаю одним из лучших вин в мире, всегда будет у меня на столе, если только на неё хватит денег. Ждите меня в следующем году!

Кто определяет, какие составы резины выбрать для уик-энда – вы один, или это коллективное решение?
Тим Гилмартин, США

Этим занимается специальная группа, поскольку важно иметь многообразие мнений - так что мы не находимся под влиянием одного человека, который может испытывать давление со стороны одной из команд. В процессе отбора участвуют от шести до восьми человек, включая технического директора всей компании Pirelli.

Мы подходим к делу максимально серьезно: изучаем схему трассы, исследуем поверхность асфальта, создаем виртуальную версию кольца, а затем, благодаря собственным наработкам, оцениваем поведение машины Формулы 1 и анализируем продольные и боковые нагрузки, возникающие при торможении.

Исходя из этого мы рассчитываем примерный износ шин на каждой трассе – так что в процесс отбора составов резины вовлечен не один человек.

Сколько комплектов шин произведет Pirelli в этом сезоне Формулы 1?
Джордж Оанчи, Румыния

Лишь несколько из огромного множества шин, что производит Pirelli для Формулы 1 @ LAT
Лишь несколько из огромного множества шин, что производит Pirelli для Формулы 1 @ LAT

Принимая во внимание зимние тесты, наши собственные испытания и этапы Гран При, компания изготовит около 50 тысяч шин, из которых примерно 25 тысяч, если опираться на прошлогодние данные, используется непосредственно по ходу гоночных уик-эндов.

Могу ли я узнать точный состав шины (то есть количество натуральной резины, синтетических элементов и т.д.) на примере SuperSoft? Безусловно, вы можете умолчать о некоторых особенностях, которые вам не разрешено разглашать.
Ариф Рохмади, Индонезия

Черт возьми, Индонезия – да у вас тут вопросы болельщов со всего мира, фантастика! Вы, Ариф, не уточнили, в какой шинной компании работаете – к сожалению, вынужден ответить вам отказом. Хорошая попытка!

У вас в офисе висит календарь вашей компании?
Пол Эндрюс, Великобритания

(Улыбается) В прошлом такое бывало не всегда, но в этом году у меня есть подобный календарь – он весьма прикольный, и люди всегда пытаются утащить его с собой, когда приходят ко мне.

Почему бы не сделать шины долговечнее, чтобы борьба стала более справедливой? Непредсказуемые гонки – это, конечно же, захватывающее зрелище, но иногда всё выглядит, словно преднамеренное разбрасывание гвоздей по трассе. Резина должна просто выполнять свою функцию.
Грэг Рэйерсон, США

К концу 2012-го команды вновь вернулись к тактике с одним плановым пит-стопом в гонке @ LAT
К концу 2012-го команды вновь вернулись к тактике с одним плановым пит-стопом в гонке @ LAT

Шины вполне надежны… С того момента, как Pirelli вернулась в чемпионат, у нас не было ни одного отказа. Мы не вносим в гонки случайный элемент, поскольку все команды находятся в равных условиях. А гвозди, рассыпанные на трассе, вызовут проколы, поэтому мы не разделяем вашу позицию.

Если шины будут просто выполнять свою функцию, тогда в большинстве случаев итог гонки будет заранее предопределен. Мы всего лишь действуем в соответствии с требованиями организаторов. В конце прошлого года было множество гонок, когда резина изнашивалась незначительно – ресурс шин позволял проехать всю дистанцию, в результате чего люди стали жаловаться, что мы вновь сделали гонки скучными.

Если в спорте не будет элемента непредсказуемости, то количество зрителей неминуемо сократится. Когда результат гонки будет предопределен еще до старта, то многим чемпионат окажется просто не интересен.

Можете объяснить разницу между износом и деградацией?
Ричард Фэрмер, Великобритания

Износом называется планомерное расходование ресурса шины. Деградация – быстрое изменение состояния резины, когда она теряет свою эффективность. Оба этих определения сопоставимы, но не равнозначны.

Высокий износ вызывает деградацию, но она также может возникнуть и при низком износе. Эти понятия разделяет довольно тонкая грань.

Что бы вы предприняли, чтобы в финале квалификации все участники боролись за стартовые позиции, а не экономили бы шины, отсиживаясь в боксах? Болельщики были бы рады подобным изменениям – как насчет квалификационных шин?
Саймон Кук, Великобритания

Многие пилоты отказываются от борьбы в финале квалификации, чтобы сохранить свежий комплект шин на гонку
Многие пилоты отказываются от борьбы в финале квалификации, чтобы сохранить свежий комплект шин на гонку

Мы согласны. В компании предложили сделать специальную квалификационную резину для третьего сегмента, если того захотят команды - в таком случае мы бы увидели максимальные скорости.

Бывшие пилоты Гран При отмечали, что им нравилось справляться с непростой задачей, когда требовалось продемонстрировать высокий результат, имея в своем распоряжении всего лишь один быстрый круг. Но возможны и ошибки: пропустив точку торможения, вы рискуете потерять позицию.

В любом случае решать не нам – выбор за организаторами чемпионата.

Опишите шины этого года в трех словах…
Филипп Шайдер, Германия

Весьма непростой вопрос. Сложные… Интересные… Стимулирующие.

Сколько литров воды в секунду отводят промежуточные и дождевые шины?
Эшли Мэйсон, Великобритания

Промежуточные отводят 25 литров воды в секунду, а дождевые – 60 литров. Если кто-нибудь будет плескать вам в лицо 60 литров воды в каждую секунду, то вы это наверняка заметите.

Многие часто спрашивают, почему команды не выезжают на трассу, когда идет дождь. Проблема в том, что видимость практически нулевая – в воздух выбрасывается большое количество воды, в результате чего перед пилотом возникает настоящая стена из мельчайших капель.

Промежуточные шины Pirelli создают водяную завесу
Промежуточные шины Pirelli создают водяную завесу

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle