К совету Роберта Кубицы стоит прислушаться, ведь он прав...

Джонатан Нобл
19 мая 2018 в 9:55
Фото: PlanetF1

Из года в год машины Формулы 1 становятся всё быстрее, однако цена этой скорости непозволительно завышена, и дело здесь не только в финансах. Слово Джонатану Ноблу...

Ответственное отношение к выполняемой работе делает сотрудничество с Робертом Кубицей довольно тяжким занятием, особенно когда речь заходит о машине, которая будет отвечать всем его требованиям.

При этом он сосредоточен не только на том, чтобы получить в свое распоряжение сильный автомобиль, он думает и о перспективах Формулы 1 в целом. И именно поэтому он не скрывает своего главного разочарования от современных машин Больших Призов. По мнению поляка, они слишком… громоздкие.

«Формула 1 очень сильно изменилась в плане технической концепции машины, – сказал Кубица после своего первого опыта за рулем автомобиля новой эпохи спорта – широкого и быстрого. – Изменений произошло очень много, но если бы меня попросили выделить главный аспект, негативно сказывающийся на пилотировании, я бы назвал непомерно большой вес машин.

Когда я управлял предыдущим поколением автомобилей Ф1 [в 2011 году], минимальный вес шасси составлял 620 кг. Это почти на 120 кг меньше, чем сегодня. Если облегчить машину на сотню килограммов, это даст прибавку времени на круге в районе 3,5 секунд. Но дело не только в скорости.

Нынешние машины невероятно быстры, однако достигнуто это было неправильным путем. Я был просто шокирован тем, насколько тяжелы, неповоротливы и инертны новые автомобили в медленных поворотах.

Если спросить у гонщиков, сильно ли отличается поведение машины в квалификации – с низкой топливной загрузкой – и в гонке, разница будет колоссальная. Только представьте себе – прежняя машина с полными баками весила столько же, сколько нынешняя с пустыми!»

И Роберт не одинок в своем отношении к новым машинам. Четырехкратный и действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон назвал нелепыми те изменения в плане веса машины, которые были сделаны за последние пять сезонов.

Mercedes W02 © Grand Prix Photography
Mercedes W02Фото: Grand Prix Photography

До начала гибридной эпохи машины Ф1 весили 642 кг, включая вес пилота. В 2014 году с введением новых турбированных силовых установок минимальный вес вырос до 691 кг.

После внесения существенных изменений в технический регламент накануне сезона-2017 в отношении ширины шасси и шин машины стали еще тяжелее. В прошлом году вес машин остановился на отметке 728 кг, и еще 6 кг было добавлено перед нынешним сезоном за счет «ореола».

Получается, что начиная с сезона-2013 и до настоящего времени шасси Формулы 1 прибавили в весе на 15%!

Но важнее то, что тенденция повышения веса машин сохраняется и сегодня, и в скором будущем всё может стать совсем печально.

В следующем году суммарный вес машины и гонщика должен достигнуть отметки 740 кг. Также на 5 кг будет увеличен лимит потребления топлива в гонке – до 110 кг. Таким образом, общий вес шасси составит порядка 850 кг на старте заезда. И разговоры о легких и проворных формульных машинах останутся в прошлом.

Показатели веса шасси Ф1 стремительно подбираются к уровню категории LMP1, где в нынешнем сезоне машины с гибридными силовыми установками должны весить как минимум 878 кг.

Любопытно, что в своих недавних экспериментах Porsche облегчила шасси 919 на 39 кг – до 849 кг, что в том числе позволило им побить ряд рекордов на различных трассах.

Сейчас очень сложно представить, что в далеком 1961 году ограничение на вес машины составляло 450 кг. В начале 90-х эта цифра доросла всего лишь до 515 кг, а с сезона-1995 было решено включать вес пилота, что повысило показатель до 595 кг.

С учетом того, что со следующего года вес машины и пилота вновь будут разделены, а на гонщика с сиденьем будет закладываться 80 кг, получается, что вес "голого" шасси должен будет составлять 660 кг.

Фелипе Масса © Pinterest
Фелипе МассаФото: Pinterest

Таким образом, с середины 90-х весовой показатель шасси увеличится аж на 145 кг, и из них на 100 кг всего лишь за последние пять лет.

Если применять стандартную калькуляцию, в которой каждые 10 кг эквивалентны потере 0,3 секунды на круге, нынешние машины должны были стать на 4,35 секунды медленнее по сравнению с шасси 25-летней давности и на 3 секунды медленнее машин 2013 года. К счастью, инженеры нашли обходные пути, как поднять скорость.

Но вес машин важен не только в отношении предпочтений гонщиков, он также значительно влияет на качество гонок, и руководство Формулы 1 непременно должно иметь это в виду на будущее.

Льюис Хэмилтон заявил недавно, что прозрение по поводу проблемы с весом современных машин пришло к нему, когда он задумался о вызове, с которым сталкиваются в Pirelli при производстве резины для столь тяжелых шасси.

«Я вспомнил, что когда только пришел в Формулу 1, машины весили 600 кг, – заметил действующий чемпион мира, – а сейчас они стали на сотню килограммов тяжелее. Это огромная разница.

Знаете, не стоит столько всего выдумывать, чтобы сделать машины на три секунды быстрее на круге, достаточно ведь просто сделать машины более легкими. Сейчас они просто невероятно тяжелые».

Роберт Кубица также признал, что часть проблем, связанных с нынешними шинами, так или иначе относится к чрезмерно большому весу современных машин.

«Шины являются прямым продолжением архитектуры машины и технического регламента, – сказал поляк. – Если облегчить шасси на 100 кг, с резиной будет управляться куда легче, и все от этого выиграют.

Будет гораздо меньше деградация резины. Уверен, что Pirelli скажут большое спасибо, если машины в Формуле 1 станут на центнер легче.

Роберт Кубица © autosport.com
Роберт КубицаФото: autosport.com

Мы постоянно жалуемся на повышенную деградацию шин и очень узкое рабочее окно температур, но всё это является прямым следствием проблем с лишним весом.

В последние годы машины Формулы 1 стали очень сложны в плане обращения с резиной, поскольку шины сегодня обладают повышенной чувствительностью.

Производителю резины в таких обстоятельствах приходится несладко, ведь ему необходимо проектировать резину под высочайший уровень нагрузок. Машины становятся быстрее, мощнее, и вся эта мощь передается асфальту исключительно посредством шин. Плюс эти лишние 100 кг...»

Что же думают в руководстве Ф1 по поводу диеты для своих машин? Спортивный директор Больших Призов Росс Браун в прошлом году заявил, что в намерения новых владельцев входит постепенное снижение веса машин, однако в плане регламента сделать такие изменения будет нелегко.

К примеру, если после отказа от мотора-генератора тепловой энергии будет решено компенсировать потерянную мощность за счет двигателя внутреннего сгорания, придется увеличивать потребление топлива, а это снова лишний вес.

Если руководство спорта собирается с 2021 года превратить Формулу 1 в настоящее шоу, начать нужно с веса шоуменов – это важно не только для пилотов, но и для качества гонок в целом.

Кубица уверен, что проблемы с весом шасси – не единственный и не главный бич современной Формулы 1, но начать с этого было бы неплохо.

Ф1 1960 © F1 Up to Speed
Ф1 1960Фото: F1 Up to Speed

«Система DRS помогает делать гонки более зрелищными, но обгоны при этом получаются несколько искусственными, – продолжил поляк. – Но я считаю одной из важнейших проблем именно высокий вес машин. Гонщики просто не могут увеличивать эффективность работы резины в гонке, поскольку она и так всегда работает на пределе. Получается, что нельзя рискнуть, ведь это неминуемо приведет к ухудшению результата.

Если вернуться к более легким машинам с менее сложной аэродинамикой, особенно на торможениях, это сделает шасси при подходе к поворотам не таким стабильным, а это положительно скажется на количестве обгонов. И шины будут жить дольше.

В этом случае гонщики смогут пытаться выжимать из резины больше – тормозить эффективнее, не опасаясь сразу же заблокировать колеса и испортить комплект резины. Здесь всё работает в совокупности, какого-то единого средства нет».

Быть может, облегчение машин не выведет Формулу 1 сразу же на новый качественный уровень, но Роберт знает, о чем говорит, ему есть с чем сравнивать, и в Liberty Media должны прислушаться к его словам...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/8161/why-kubica-biggest-f1-gripe-needs-sorting

Ф1 2018 © RaceDepartment
Ф1 2018Фото: RaceDepartment

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle