Тема недели: Почему Ferrari так «быстра»?

Дмитрий Захарченко
20 марта в 11:01
Фото: Twitter

Гран При Австралии стал для Скудерии холодным душем. AUTOSPORT.com.ru разбирает возможные причины и прикидывает реальную расстановку сил

После предсезонных тестов аналитики утверждали о преимуществе Ferrari около 0,3 секунды на круге. Представители Mercedes настаивали на полусекунде. Так или иначе, мало кто сомневался, что в Мельбурне Скудерия будет главным претендентом на победу. Вместо этого новая SF90 оказалась ни на что не способна в Альберт-Парке, отстав не только от Mercedes, но и от Red Bull. В команде разводят руками и, похоже, действительно не знают в чём дело.

SF90 — «дива»?

Проблемы стали видны уже в пятницу, когда пилоты Ferrari закончили день в девяти десятых позади Mercedes. «Мы не знаем, что с машиной, — говорил тогда Феттель. — В прошлом году у нас были проблемы — машина вела себя не так, как должна была. Сейчас — наоборот. Она ведёт себя так, как должна и очень хороша по ощущениям». Эксперты из числа бывших гонщиков также отмечали, что на трассе SF90 смотрится стабильной и не слишком трудной в управлении.

К субботе решить проблемы не удалось: Себастьян Феттель квалифицировался в семи десятых позади Хэмилтона. Но Ferrari и в прошлом году не очень сильно смотрелась в Австралии в субботу, однако обычно прибавляла в воскресенье. В этом году фокус не удался — отставание от Боттаса росло с каждым кругом, а к середине дистанции вперёд уехал и Макс Ферстаппен на Red Bull. На финише обе Ferrari проиграли победившей машине порядка минуты — в Мельбурне такого со Скудерией не происходило ни разу за всю турбогибридную эру.

Себастьян Феттель на Гран При Австрали © Twitter
Себастьян Феттель на Гран При АвстралиФото: Twitter

«Весь уик-энд у нас были проблемы с машиной, но в воскресенье их было особенно много, — заявил Себ после финиша. — Основная причина того, что мы были слишком медленными — машине не хватало сцепления на Medium. Собранная здесь информация даст нам понимание того, что происходит. К следующей гонке мы будем готовы, а она уже скоро».

Исходя из слов Феттеля, появилось два объяснения неудач Ferrari. По одной из версий, инженерам попросту не удалось подобрать оптимальные настройки — аэродинамика работала не лучшим образом, что сказалось на сцеплении. А уже из-за его нехватки Феттель износил под конец шины. Другая версия гласит, что в Австралии инженерам не удалось правильно поработать с самой резиной. То есть настройки и баланс были в принципе верными, просто не удавалось вывести шины в рабочий диапазон. Тогда получается, что SF90 гораздо капризнее W10, и теперь «дива» у Ferrari. Но есть и другие версии. Возможно, проблемы Ferrari гораздо глубже, и их не решить за две недели.

«Далеко до улыбок и подиума». Ferrari досталось от итальянских СМИ

Крыло и двигатель

Третье объяснение провала Ferrari заключается в переднем антикрыле. По слухам, крыло SF90 отлично показало себя на новом и гладком асфальте трассы в Барселоне, но на кочковатом покрытии Альберт-Парка возникли неожиданные проблемы с потоком воздуха при дополнительных вибрациях на неровностях. Недополучив из-за этого прижимной силы, Ferrari лишились необходимого сцепления, а потому и близко не могли подойти к потолку своего потенциала.

Если эта версия верна, то инженерам придётся переделывать аэродинамику автомобиля. Асфальт в Барселоне поменяли лишь этой зимой, и пока это самый гладкий трек в Формуле 1. То есть на каждой следующей трассе чувствительное оперение SF90 может преподносить сюрпризы. Переделка переднего антикрыла потребует пересмотр (или хотя бы корректировку) всей концепции аэродинамики, а потому займёт несколько недель или месяцев. В худшем случае завершить эту работу удастся только к концу летнего перерыва.

Анализ технических новинок Гран При Австралии

Однако есть и более тревожные моменты. В воскресенье пошли слухи о том, что Ferrari едет в щадящем режиме работы двигателя. Поводом тому послужили замеры максимальной скорости в гонке — Феттель и Леклер в этом списке расположились лишь на 17-м и 19-м местах, уступив двигателю Mercedes 16 км/ч, а Honda — 18. Причиной такому решению может послужить желание перестраховаться после серии поломок на тестах — во вторую неделю заездов машины Ferrari останавливались буквально каждый день. Правда, в эту версию не вписывается Кими Райкконен, который на точно таком же двигателе разогнался до 314,6 км/ч — против 303,7 у Феттеля.

Леклер покидает пит-лейн © Twitter
Леклер покидает пит-лейнФото: Twitter

Проблемы с надёжностью двигателя куда серьёзнее неудачного антикрыла. Проблемы с аэродинамикой можно уже сейчас отчасти нивелировать иными настройками других элементов, а вот нехватку «максималки» в 15 км/ч компенсировать будет сложно. В таком случае Ferrari понадобится новый двигатель. Хорошая новость в том, что проверить двигатель можно будет совсем скоро — в Бахрейне. Если SF90 и там будет так много проигрывать на отсечках максимальной скорости, версия с двигателем может оказаться верной.

На какие вопросы ответил Гран При Австралии?

Наконец, есть ещё более страшная версия: у SF90 проблемы с охлаждением. Именно её перегрев вынудил инженеров перевести двигатели в щадящий режим, что дополнительно вызвало изменения в работе аэродинамики — из-за менее мощного потока выхлопных газов. Если выяснится, что дело в этом, то переделывать придётся буквально всю машину.

«Мы ещё далеки от истинного потенциала SF90, — отмечает, в свою очередь, руководитель команды Маттиа Бинотто. — Нам было неудобно работать на этой трассе. Баланс был не совсем верным. Мы пытались изучить настройки, но если баланс нарушен, гонщик не может пилотировать на пределе». Посмотрим, удастся ли команде достичь его в Бахрейне.

Red Bull тоже отстал

Не так радужно всё выглядит и у Red Bull. Да, Honda не сломалась и показала отличную скорость — рекорд «максималки» в гонке поставил Пьер Гасли, однако относительно отставания от Mercedes всё осталось по-прежнему — если не стало чуть хуже. В квалификации 2018 года Макс Ферстаппен проиграл Хэмилтону 0,715 секунды, в то время как в этот раз голландец уступил 0,834.

У Red Bull также возникли проблемы с балансом, о которых Хельмут Марко говорил в пятницу вечером, а в субботу пилоты команды по какой-то причине работали с длинными сериями кругов. Возможно, RB15 тоже могла бы проехать в Австралии быстрее, однако это лишь первая гонка Red Bull с моторами Honda, и она дала команде понять, что аэродинамика машины может быть мощнее.

Пит-стоп Пьера Гасли. Гран При Австралии-2019 © Twitter
Пит-стоп Пьера Гасли. Гран При Австралии-2019Фото: Twitter

В прежние годы в Милтон-Кинсе отказывались от части прижимной силы — чем больше крылья генерируют «прижима», тем выше лобовое сопротивление воздуха, а с ним — и скорость на прямых. Если бы у прошлогоднего Red Bull была более развитая аэродинамика, с маломощными моторами Renault у австрийцев вообще не было бы шансов на прямых. Сейчас лошадиных сил у Honda достаточно — на четырёх первых позициях в рейтинге максимальной скорости располагаются три пилота с японскими моторами.

Кристиан Хорнер: Говорить о борьбе за титул в сезоне-2019 пока рано

Так что в своей нынешней конфигурации RB15 не может бороться с W10, но инженеры наверняка поработают с оперением машины, и после летнего перерыва Эдриан Ньюи вполне может выкатить существенно переделанный болид в надежде догнать Mercedes. Пока же у Red Bull второй или третий по скорости автомобиль — это уже зависит от Ferrari...

Закат в Альберт-Парке © Twitter
Закат в Альберт-ПаркеФото: Twitter

  • Поделиться: