Машина, положившая… конец великой команде
![](https://autosport.com.ru/files/styles/896x504/public/feature/2019/05/05/8ccxm.jpg?itok=f4R3hBSZ)
В сезоне-1988 шасси Lotus 100T пилотировали Нельсон Пике и Сатору Накаджима, и именно эта машина ознаменовала собой начало конца титулованной команды. Слово Джейку Боксалл-Леггу...
Team Lotus – команда, славившаяся в 1960-70-е годы новаторским подходом к конструированию шасси – в 80-е переживала далеко не лучший свой период.
В некогда сильном коллективе не смогли под правильным углом поставить свои антикрылья под ветер перемен, и вперед вырвались новые гранды – McLaren, Brabham и Williams.
После кончины Колина Чепмена в конце 1982 года бразды правления командой взял Питер Варр. Любопытно, что спад команды Lotus начался в конце эры граунд-эффекта, пионером которой являлись они сами.
Варр приостановил падение Lotus, наняв в качестве главного конструктора Жерара Дюкаружа. Француз на заре 80-х спроектировал и построил несколько шасси для команды, позволивших Элио де Анджелису и Айртону Сенне выиграть пару гонок, но о борьбе за чемпионство речи уже не шло.
В конце 1987-го оперившийся Сенна взмыл в McLaren, оставив коллектив без явного лидера и движущей силы. Однако команда недолго страдала, и уже через пару месяцев контракт с соотечественником Айртона и действующим чемпионом мира Нельсоном Пике был подписан. Вместе с собой из Williams бразилец принес и чемпионскую единичку для шасси.
Компания Honda продолжила поставлять Lotus свои турбированные 6-цилиндровые моторы, которыми теперь были оснащены еще и машины McLaren, но в их условия входило место боевого пилота для японского гонщика Накаджимы.
В Honda также были довольны тем, что лидером коллектива стал Пике, с которым им довелось поработать в Williams.
В качестве основы для нового шасси с юбилейным индексом 100T использовалась прошлогодняя машина 99T, но с существенными изменениями в стремлении команды подняться выше в Кубке конструкторов.
Увеличив колесную базу на пару дюймов, в команде пытались улучшить баланс шасси после отказа от активной подвески. Сенна, будучи пилотом Lotus, настаивал на том, чтобы подвеска была активной, но после его ухода в Уокинг в коллективе сошлись на том, чтобы вернуться к традиционной конструкции на амортизаторах и таким образом избежать проблем с разработкой электронного блока и увеличения расходов.
Несмотря на обусловленное правилами снижение давления турбонаддува с 4 до 2,5 бар, двигатель Honda остался самым мощным на решетке – он выдавал 675 л.с. после регламентированного урезания на треть по сравнению с прошлым сезоном.
Обновленное шасси также сделало шаг вперед с точки зрения аэродинамики – передняя часть была существенно опущена, а компоновка агрегатов стала более компактной.
Дебютный этап сезона-1988 прошел для команды очень воодушевляюще – Нельсон Пике поднялся на третью ступеньку подиума, составив компанию Алену Просту и Герхарду Бергеру.
В следующей гонке в Сан-Марино бразилец повторил свой успех. При этом Пике квалифицировался третьим, хоть и в трех с лишним секундах от Сенны за рулем McLaren, которая уверенно начала свою доминирующую поступь в чемпионате.
Характерные проблемы шасси 100T проявились только на третьем этапе сезона в Монако. Нельсону удалось показать в квалификации лишь 11-й результат – в 4,5 секунды от времени поула Сенны, – а Накаджима и вовсе не смог пробиться на стартовое поле.
Ахиллесовой пятой новой машины была ее управляемость – шасси не хватало жесткости, и оно буквально изгибалось под действием боковых нагрузок, что сказывалось на эффективности аэродинамики в задней части.
И хотя в эпоху тяжелых турбин в Формуле 1 и характерными турбоямами у многих команд возникали определенные проблемы с управляемостью машин, у 100T они были очень серьезными и проявлялись главным образом на входе и выходе из поворотов.
Снимая свой документальный фильм "Мир скорости" в 1988 году, трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт прокатился за рулем 100T по Снеттертону, сделав вывод, что такое шасси с такой подвеской просто не справлялось с мощностью мотора Honda на разгонах и торможениях.
На высокогорье Мексики недостатки шасси Lotus были не так заметны, и оба пилота смогли квалифицироваться в первой шестерке. На этой трассе "атмосферные" двигатели традиционно испытывали проблемы. Низкая плотность воздуха была на руку турбированным моторам, а мощности Honda оказалось достаточно, чтобы гонщики могли претендовать на самые высокие места.
По иронии судьбы, именно в Мексике на обеих машинах возникли проблемы с мотором – в результате оба пилота остановились еще до финиша из-за поломки поршня.
Несмотря на недостаток мотивации, Пике все же удавалось выжимать максимум возможного из шасси, и он регулярно набирал очки в гонках, финишировав за пределами первой шестерки лишь дважды в девяти заездах, когда добирался до клетчатого флага.
У Накаджимы дела складывались не так хорошо – на городской трассе в Детройте с ее бесчисленными 90-градусными поворотами он во второй раз в сезоне не смог пройти квалификационный отбор.
С течением сезона инженеры команды пытались решить проблемы шасси, опираясь на обратную связь гонщиков и советы Джеки Стюарта после тестов в Снеттертоне. Но многого добиться им не удалось.
В середине сезона команду покинул Дюкаруж, перешедший в делающую первые шаги Larrousse, и ближе к концу чемпионата инженеры Lotus все же немного продвинулись в отношении управляемости своенравного шасси.
Накаджима многих впечатлил в Спа, показав второе время на залитой дождем трассе во второй квалификации, и на стартовой решетке японец расположился восьмым – непосредственно перед напарником по команде. В гонке Сатору сошел досрочно из-за проблем с мотором, а Пике стал четвертым.
На домашней для себя очень техничной трассе в Сузуке Накаджима вновь удивил, расположившись на стартовой решетке на шестом месте – сразу позади Нельсона. И в гонке японец финишировал седьмым, тогда как его титулованный напарник сошел с дистанции досрочно.
Пике очень сильно провел финал сезона в Аделаиде. После проблем на других городских автодромах бразилец собрался и заехал на подиум, дополнив трио с Аленом Простом и Айртоном Сенной. На всех трех машинах были установлены моторы Honda.
Этот пьедестал стал последним для Team Lotus в Формуле 1. Несмотря на проблески скорости в конце сезона, в целом это шасси было признано неудачным в плане стабильности поведения и сцепления с трассой.
В следующем году команда всё начала с нуля, но именно шасси 100T ознаменовало собой начало конца для легендарной команды, вскоре прекратившей свое существование…
Техническая спецификация:
Шасси: Монокок из углеродного волокна с композитами из кевлара
Подвеска: Двойные рычаги с толкателями
Двигатель: Honda RA168E 80° V6 turbo
Объем двигателя: 1,494 куб. см.
Мощность: 675 л.с./12,300 об/мин
Коробка передач: 6-ступенчатая ручная
Шины: Goodyear
Вес: 540 кг
Гонщики: Нельсон Пике, Сатору Накаджима
Результаты шасси 100T:
Старты: 32
Победы: 0
Поулы: 0
Быстрые круги: 0
Подиумы: 3
Очки: 23
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/8779/the-car-that-started-an-irreversible-f1-decline