Ferrari на пороге внутрикомандной войны. Итоги Гран При Сингапура
Заслуженная победа Феттеля, амбиции Леклера и провал Mercedes – в разборе ключевых событий гонки на трассе Марина-Бэй...
Путь к победе
С точки зрения статистики у Себастьяна Феттеля было не так много шансов на победу в минувшее воскресенье. С третьего места на стартовом поле немец побеждал в Формуле 1 всего пять раз (Малайзия-2010, Сингапур-2012, Венгрия-2015, Бахрейн-2017 и Австралия-2018). Все остальные 47 гонок Себ выиграл при старте с первого ряда. И вплоть до 21-го круга Гран При Сингапура казалось, что шестой победы после третьего места в квалификации не будет.
К пит-стопу на 19-м круге Феттель отстал от лидировавшего Шарля Леклера на 3,5 секунды, а ему самому в спину дышал Макс Ферстаппен. Во многом решение заехать в боксы, принятое в последних поворотах, было ответом на пит-стоп Red Bull Racing, а не попыткой обогнать Леклера. Это подтвердил и руководитель Скудерии Маттиа Бинотто. Да и казалось нереальным, что за один единственный круг Себастьян отыграет три секунды отставания от напарника и вырвется вперёд. Это к слову о подозрениях в нарочном подыгрывании команды четырехкратному чемпиону мира. Если бы не смена тактики, то Феттель попросту пропустил бы Ферстаппена и застрял бы за пилотом Red Bull Racing до конца гонки. А ведь на кону у «Красных» стоял первый дубль с Гран При Венгрии-2017.
Нико Росберг: После пит-стопа Феттель проехал один из лучших кругов в карьере
Конечно, невольно командный мостик Скудерии сыграл против Леклера. Но указание восстановить статус-кво, наверное, было бы куда хуже, чем этот просчёт. Что Себ сделал не так, чтобы взять и отдать лидерство? В ключевой момент гонки он оказался быстрее, вот и всё. В конце концов, проедь Леклер тот решающий 20-й круг чуть лучше или хотя бы начни атаковать немного раньше, то, может, и остался бы впереди напарника после пит-стопа. Да и для того, чтобы вернуть себе лидерство, у него было ещё две трети гонки, три рестарта. Но ни разу Шарль не атаковал, несмотря на разрешение команды. Так что всё по-честному…
Главное
Ох, что-то намечается в стане Ferrari в заключительной трети чемпионата. Только машина Скудерии поехала быстро, сразу стало очевидно, что вчерашнему новичку Формулы 1 и четырехкратному чемпиону мира тесно в одной команде. Это было видно ещё в Монце, когда Леклер не стал помогать слип-стримом напарнику в квалификации. А в Сингапуре после перестроенной тактики для Феттеля это проявилось ещё сильнее.
Феттель был спокоен после финиша в силу опыта и, конечно, результата. С другой стороны, вспомните, каким раздосадованным он был буквально за сутки до этого, когда из-за собственной ошибки проиграл борьбу за поул партнеру по команде. А недовольный потерей победы Леклер в закрытом парке и на подиуме был совсем не похож на того застенчивого и скромного парня в начале сезона. После двух побед подряд монегаск поверил в себя, возмужал, готов теперь одолеть кого угодно и не намерен мириться с поражением. Одна его фраза «Какого черта?» после проигрыша позиции напарнику говорит о многом. Просто вдумайтесь: 21-летний гонщик с 35 Гран При за спиной был разгневан тем, что его опередил четырехкратный чемпион мира.
Но после успеха в Сингапуре до этого морально подавленный Феттель должен воспрянуть духом. Поэтому если машина SF90 будет конкурентоспособна и дальше, то внутрикомандное столкновение в Ferrari неизбежно. Тем более на кону третье место в личном зачете, в борьбе за которое напарников по Ferrari разделяют шесть очков. Вопрос в том, кто переступит черту первым и начнет войну за лидерство в команде…
Хороший день для…
Перед стартом в воскресенье у Макса Ферстаппена было не так много шансов продлить серию подиумов Red Bull в Сингапуре до десяти с 2010 года. Да, от голландца и австрийской команды изначально многого ждали, но скорости на фоне Ferrari и Mercedes не хватало ни в пятницу, ни в субботу.
«Весь уик-энд у нас проблемы со сцеплением с трассой», – сетовал Макс после четвертого места в квалификации.
Однако за счёт своевременного пит-стопа на 19-м круге гонки Макс вышел на третье место и удержал его до самого финиша, несмотря на три рестарта. Причём в борьбе с кем? С тем, с кем ему прочили сражение за победу до начала уик-энда, а именно с Льюисом Хэмилтоном. Если бы ещё Ferrari не была так быстра, можно было замахнуться и на большее, чем третье место. Но и просто возвращение на подиум после схода на первом круге в Спа и неудавшегося прорыва в Монце стало весьма неплохим результатом для лидера Red Bull Racing.
Плохой день для…
В Сингапур команда Mercedes приехала в качестве главного фаворита. Городская трасса Марина-Бэй с большим количеством 90-градусных поворотов в теории идеально подходила машине W10 с большим уровнем прижимной силы, чем у Ferrari SF90 и Red Bull RB15. И пятничные свободные заезды подтвердили этот прогноз – всем, за исключением Макса Ферстаппена, Льюис Хэмилтон привез 0,8 секунды и больше. Но вот дальше что-то пошло не так.
В квалификации, как чёртик из табакерки, выскочила Ferrari, которая вообще, согласно прогнозам, должна была оказаться нигде в Сингапуре. Возможно, такой неожиданный рывок Скудерии и сбил с толку действующих чемпионов, а вместе с ними и наблюдателей.
«Я не думаю, что Леклер удержит Хэмилтона. В пятницу Mercedes была на полсекунды быстрее Ferrari на длинной серии кругов», – поделился мнением Нико Росберг в эфире Sky Sports F1.
Плюс первый отрезок дистанции гонки лидирующая группа проехала в таком низком темпе в попытке сберечь шины, что никто не получил точного понимания реального расклада сил. И вот тут «Серебряные стрелы» вновь оказались в заблуждении и поступили слишком консервативно в плане тактики. Во-первых, они не учли скорость Ferrari на свежих жестких шинах. А во-вторых, не учли, как легко соперники разберутся с трафиком. Удивительный и редкий просчет тактического штаба Mercedes. Пит-стоп на семь кругов позже остановок Феттеля и Ферстаппена и на шесть позже Леклера выбил Хэмилтона из борьбы за подиум. А скорости наверстать упущенные позиции не хватило. Второй пилот «Серебряных стрел» Валттери Боттас традиционно для себя был далек от сражения за призовые места в Сингапуре и максимум, что сделал, – сдержал Алекса Албона и помог таким образом напарнику не потерять больше позиций после пит-стопа. Как результат, впервые с прошлогоднего этапа в Мексике Mercedes финишировала обеими машинами за пределами топ-3 на сухой трассе.
В контексте чемпионата это, конечно, не катастрофа, учитывая отрыв Льюис Хэмилтона в 96 очков от Шарля Леклера на третьем месте и 133 очка преимущества Mercedes над Ferrari. Но наверняка этот провал станет напоминанием подопечным Тото Вольфа о том, что недооценивать соперников не стоит.
Что ещё интересного произошло?
Абсолютные дебютанты Сингапура Алекс Албон, Ландо Норрис и Антонио Джовинацци достойно завершили одну из самых сложных гонок в физическом плане. Таец финишировал шестым, британец стал седьмым, а итальянец занял десятое место. Никогда прежде столько новичков не финишировало в топ-10 на Гран При Сингапура.
Благодаря оттянутому по максимуму пит-стопу Антонио Джовинацци стал первым итальянцем, полидировавшим в гонке Формулы 1, после Джанкарло Физикеллы на Гран При Бельгии-2009. Для марки Alfa Romeo эти круги лидирования и вовсе стали первыми аж за 36 лет, с Гран При Бельгии-1983, когда гонщик Alfa Андреа де Чезарис провёл во главе пелотона 18 кругов. Джовинацци пролидировал четыре круга.
Второй год подряд на Гран При Сингапура лучший круг сенсационно показал гонщик Haas Кевин Магнуссен. Но датчанин не заработал бонусный балл, поскольку финишировал на последнем, 17-м месте. Таким образом, впервые в сезоне очко за лучший круг оказалось неразыгранным.
Джордж Рассел не повторит достижение Макса Чилтона, в 2013-м ставшего первым в истории Формулы 1 новичком, который добрался до финиша во всех гонках дебютного сезона. Из-за аварии с Роменом Грожаном на 34-м круге британец впервые в карьере сошёл с дистанции.
Гонка в Сингапуре получилась богатой не только на столкновения, проколотые колеса и сломанные передние антикрылья, но и на обгоны. За одну гонку на трассе Марина-Бэй пилоты совершили 46 обгонов. За три предыдущих Гран При Сингапура было всего 40 обменов позициями – 5 в 2018-м, 11 в 2017-м и 24 в 2016-м.
Цитата дня
«Не мой день. Когда гонка складывается таким образом, нужно признавать собственные ошибки и двигаться дальше. У меня был шанс заработать очки, но я его упустил его, застряв за соперниками и продемонстрировав не лучший пилотаж», – Даниил Квят критикует себя после финиша на 15-м месте.
Любопытный факт
За последние десять лет Ferrari выиграла 28 гонок. Но ни разу с 2009 года победная серия легендарной итальянской команды не длилась больше двух гонок. Да и двух подряд побед, надо сказать, было раз-два и обчёлся – Италия-Сингапур в 2010-м, Австралия-Бахрейн в 2018-м и Бельгия-Италия в 2019-м. О хет-триках в Маранелло вообще забыли. Ведь в последний раз три гонки кряду «Красные» выигрывали в начале сезона-2008 – в Малайзии Бахрейне и Испании ещё с Фелипе Массой и Кими Райкконеном. И вот в Сингапуре в минувшее воскресенье они наконец-то, впервые за 11,5 лет, повторили эту серию. Теперь болельщикам Ferrari можно и помечтать о четвертой победе подряд, которая в последний раз, кстати, тоже была в 2008-м, в качестве продолжения как раз той серии в начале сезона…