Трибунал FIA: главные откровения
Международный трибунал FIA вынес свой вердикт. Джонатан Нобл наблюдал в Париже за ходом всех заседаний суда и проанализировал прозвучавшие в ходе процесса откровения сторон
Глава команды Mercedes Росс Браун пообещал за неделю до начала процесса, что даст ответы на все вопросы относительно обстоятельств шинных тестов на заседании Международного трибунала FIA, который начал свою работу в минувший четверг.
Однако после семичасового обсуждения, проходившего в штаб-квартире главного руководящего органа автоспорта, все еще оставалось немало моментов, в которых пятерым судьям еще предстояло разобраться, прежде чем они смогли вынести окончательное решение.
Когда же в пятницу вердикт был озвучен, наказание для Mercedes оказалось не слишком суровым: порицание и исключение из трехдневных молодежных тестов, которые должны пройти в Сильверстоуне.
AUTOSPORT рассматривает основные вопросы, обсуждавшиеся в день заседания Трибунала – а также ответы, которые мы наконец-то впервые услышали.
КТО ЖЕ ДАЛ MERCEDES РАЗРЕШЕНИЕ ПРОВЕСТИ ТЕСТЫ?
В соответствии со свидетельскими показаниями, озвученными на заседании, руководитель гонок Формулы 1 Чарли Уайтинг сначала получил телефонный звонок от управляющего командой Mercedes Рона Мидоуса. Было это 2 мая, и Мидоус озвучил вопрос относительно возможности участия в тестах Pirelli с машиной 2013 года.
Позже в тот же день с Уайтингом общался руководитель команды Mercedes Росс Браун.
3 мая Уайтинг отправил письменный запрос директору FIA по юридическим вопросам Себастьену Бернару – в нем уточнялась возможность использования машины текущего сезона в тестах Pirelli.
Одним из ключевых факторов было желание FIA и Pirelli провести тесты, которые могли бы помочь решить проблему с расслоением резины, с которой столкнулись в первых гонках сезона сразу нескольких команд.
Стало очевидно, что вопрос с расслоением вызывал беспокойство у многих – во время заседания Трибунала выяснилось, что Ассоциация пилотов формулы 1 (GPDA) в начале июня также письменно обращалась к FIA, выражая свою озабоченность тем, что Pirelli не было позволено изменить резину, чтобы решить проблему.
Именно из-за обеспокоенности вопросами безопасности и возникла идея об использовании в тестах «соответствующей машины», а не старой техники 2011 года, которая, к примеру, уже применялась Ferrari в этом году в ходе другой сессии совместных с Pirelli заездов.
Уайтинг писал юристу FIA: «С моей точки зрения, подобные тесты не должны проводиться участниками чемпионата, но ведь можно заявить, что испытания проводятся Pirelli. Можем ли мы занять такую позицию?»
По итогам переписки Уайтинга с Бернардом Mercedes получила такой ответ: теоретически возможно использование «соответствующей машины» – только при этом Pirelli должна пригласить все команды на эти тесты и проинформировать, что именно является целью сессии.
В Mercedes сочли, что подобное заявление в достаточной мере служит разрешением – с учетом того, что Pirelli еще в марте 2012 года приглашали другие команды на тесты. Однако у FIA была иная позиция: по мнению федерации, в данном случае вопрос о разрешении тестов не входил в полномочия Уайтинга.
Использовать машину 2013 года можно было бы только в случае изменения спортивного регламента, для чего должен был бы собраться Всемирный совет по автоспорту.
ВОПРОС ПРОЗРАЧНОСТИ
В Mercedes всегда утверждали, что тесты в Барселоне были не тайными – а всего лишь частными.
Команда настаивала: хотя Pirelli и не приглашала другие команды на тесты в промежутке между 2-м мая [дата запроса в FIA ] и 15-17-м мая [даты фактического проведения сессии], а также не информировала их о предстоящих заездах, ранее всем командам предоставлялась возможность участия в испытаниях.
Более того, команды вновь были приглашены на аналогичные тесты в письме, разосланном после ГП Монако, а также по электронной почте накануне слушаний.
Первое подобное предложение было сделано участникам Ф1 еще в марте 2012 года – и ответила на него только Ferrari. Команда из Маранелло использовала машину 2010 года в шинных тестах (о которых до слушаний вообще не было известно) весной 2012-го. Уже в этом сезоне накануне ГП Испании прошла еще одна сессия – туда Скудерия привезла автомобиль сезона-2011.
В Mercedes заявили, что раз уж они нарушили правила – значит, Ferrari также не соблюла регламент, так как итальянцы использовали такую же процедуру получения одобрения на тесты, а машина позапрошлого сезона, теоретически, также в значительной степени соответствует действующему регламенту.
FIA же утверждала, что использование техники двухлетней давности разрешено – а тесты Mercedes не были должным образом согласованы, так как другие команды не были приглашены к участию в них и даже не знали о их проведении.
В Mercedes согласились, что, действительно, в некоторых аспектах шинные испытания можно было бы организовать лучше – это касается, к примеру, использования Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом черных шлемов, что было сделано, чтобы их не могли узнать болельщики.
«Мы сожалеем о решении использовать черные шлемы… сожалеем и приносим извинения», – заявил адвокат Mercedes Пол Харрис.
«На то у нас были свои причины – недостаток телохранителей и персонала, отвечающего за безопасность. Мы признаем, что этот момент организации выглядит подозрительно, и сожалеем об этом» – добавил он.
ЧТО ВАЖНЕЕ – КОНТРАКТ ИЛИ РЕГЛАМЕНТ?
С того момента, как о спорных тестах стало известно в паддоке, много разговор было и о том, что Mercedes позволили использовать машину нынешнего сезона потому, что контракт Pirelli разрешает 1000-километровые частные испытания шин.
Детали этого вопроса на заседании изучались очень пристально, при этом во внимание принимался раздел 4 контракта Pirelli, в котором как раз говорится о тестах.
Хотя сам контракт не был предан огласке, выдержки из него зачитывались адвокатами. С их слов основополагающие моменты заключаются в следующем:
4.1 – Для того, чтобы способствовать участию в тестах для соревнующихся в чемпионате команд, Исполнитель (Pirelli) проведет за свой счет не более 20 испытательных дней, назначенных FIA, предоставляя необходимый персонал и оборудование для монтажа и обслуживания шин.
4.2 – Каждый из участников чемпионата предшествующего года по запросу Исполнителя может быть приглашен для проведения заездов общей протяженностью до 1000 км, необходимых для исследований и разработки составов резины. Каждая подобная сессия должна отдельно согласовываться с FIA.
Исполнитель обязуется равнозначно сотрудничать со всеми командами в отношении всех аспектов, которые могут сказаться на поведении машин.
Пункт 4.1. относится к предсезонным тестам, которые проходят в соответствии с правилами FIA. Mercedes при этом утверждает, что заезды, проводимые Pirelli согласно пункту 4.2, не попадают под действие регламентирующих документов федерации.
Мнение самой FIA по этому вопросу отличается – они считают, что участники чемпионата могут проводить тесты только тогда, когда позволяет статья 22 регламента: то есть не по ходу чемпионата и не используя машину данного сезона.
Mercedes же настаивает, что проводившиеся в Барселоне тесты не попадают под действие статьи 22, так как это были тесты Pirelli.
Адвокат Mercedes Пол Харрис заявил: «Эта сессия проводилась не Mercedes. В статье 22 ключевыми словами являются как раз «тесты, проводимые участником чемпионата».
ПОЛУЧИЛА ЛИ MERCEDES ПРЕИМУЩЕСТВО?
Хотя во время заседания Трибунала в основном обсуждалась легальность использования на тестах машины 2013 года, много разговоров было также о том, какое преимущество теоретически могли получить в Mercedes благодаря этим заездам.
Причиной тому стала обозначенная FIA позиция: если команда из Брэкли могла за счет тестов выиграть относительно соперников, то это является нарушением интересов других участников чемпионата, а значит – также нарушает Международный спортивный кодекс FIA.
Представители федерации говорили о том, что во время тестов Mercedes собирала показания телеметрии, которые хранились на секретном сервере команды. Доступ к ним был открыт только после начала дисциплинарного расследования.
Даже если очевидного преимущества не было, в FIA считают, что сам факт работы машины на трассе приносит выгоду.
Команда могла собрать данные о надежности машины и продолжительности срока работы узлов, даже если по ходу испытаний не было обнаружено механических дефектов.
Адвокат FIA Мак Ховард заявил: «Использование машины на протяжении трех дней, по крайней мере, дало Mercedes информацию о том, что именно можно не менять в конструкции существующей машины. Это само по себе является ценной информацией».
ВОПРОСЫ ЮРИСДИКЦИИ PIRELLI
До начала процесса было непонятно, почему Pirelli вообще привлекли к нему.
Шинная компания не является участником чемпионата, а потому считает, что нормы дисциплинарного воздействия FIA не могут применяться к ней.
Итальянская компания считает, что если FIA усматривает в её действиях факт нарушения условий контракта, то дело должно рассматриваться в гражданском суде.
Однако адвокат FIA Марк Ховард утверждает, что по условиям контракта Pirelli обязана соблюдать требования регламентирующих документов федерации.
Он заявил, что в разделе 6 контракта между FIA и Pirelli прямо сказано, что поставщик шин «должен соблюдать Международный спортивный кодекс и Спортивный регламент».
Поэтому FIA и считает, что допустив использование машины Mercedes текущего сезона, Pirelli не только участвовала в нарушении правил, но и действовала против интересов других участников соревнований, что является нарушением статьи 151с Спортивного регламента.
Интересным был ответ со стороны Pirelli – если из-за положений статьи 22 регламента статья 4.2 контракта с FIA не позволяет использование машины текущего сезона – что необходимо, по мнению поставщика шин, – то в таком случае первый из документов более важен, ограничивая применение последнего.
Адвокат Pirelli Доминик Дюма заметил: «FIA дала нам право, которое мы не можем применить».
ДОБРЫЕ НАМЕРЕНИЯ ИЛИ МОШЕННИЧЕСТВО?
В чем единодушно согласились и представители FIA и Mercedes, так это в том, что использование машины 2013 года на тестах не было вопиющим мошенничеством.
Напротив, возможное нарушение правил вызвано в большей степени ошибкой, которая произошла в силу отсутствия прописанных норм проведения шинных тестов.
В Mercedes считают, что им вообще должны выразить благодарность, так как они участвовали в тестах, чтобы повысить безопасность всех участников Ф1. Это, конечно, все-таки перебор, но все же ясно, что команда предпринимала шаги для того, чтобы выяснить, можно ли им использовать машину нынешнего сезона.
Харрис высказался так: «Мы сделали все, что сочли целесообразным и что было в наших силах, чтобы получить необходимое разрешение. Мы считали, что получили его».
Похоже, что демонстрация Mercedes добрых намерений в своих действиях и позволила минимизировать вынесенное команде наказание.