DAS-эффект: что решение FIA значит для Mercedes и всей Формулы 1
Действующие чемпионы Формулы 1 отправили соперников в нокаут ещё до того как стартовал сезон...
Главная новость межсезонья — система регулировки схождения передних колёс, которую на тестах в Барселоне представила Mercedes. Dual-Axis Steering (или DAS — как устройство называют в самой команде) стала главной темой в паддоке. FIA выпустила отдельное заявление, подтвердив легальность системы в рамках технического регламента сезона-2020, но запретив её использование в будущем. Буквально каждый технический специалист подробно разобрал эффект от использования DAS и примерно описал механизм её действия — точное устройство системы знают только инженеры Mercedes.
Мы же разберёмся, что DAS значит для Формулы 1 в целом и какой эффект окажет на предстоящий сезон. Да, борьба за титул уже вовсю идёт, и страсти по DAS — один из её элементов.
Mercedes быстрее и умнее всех. Итоги первых тестов Формулы 1
FIA не против, но это неточно
Новинка Mercedes вызвала яростные споры. Дело не в том, что инженеры представили сколь-либо революционную идею — подруливание задней оси и манипуляции с подвеской на ходу известны инженерам давно, однако всё это строго и прямо запрещено техническим регламентом. В то же время FIA подтвердила легальность этого гаджета. Каким образом? Представители Mercedes умудрились доказать федерации, что DAS – часть рулевого управления, а не подвески, а правила не уточняют, как именно рулевое управление может управлять колесом и в каких плоскостях оно может двигаться, а в каких — нет.
Стоит, правда, оговориться: ещё остаётся небольшой шанс, что соперникам удастся оспорить законность использования DAS. Ferrari пообещала обратиться к федерации за разъяснениями, а вот Red Bull дала ясно понять, что не согласна с решением судей. Так, Хельмут Марко заявил, что в результате действия DAS меняется дорожный просвет автомобиля, что также запрещено, а Эдриан Ньюи добавил, что система также меняет аэродинамические свойства машины.
«Не понимаю, как эта система может быть не запрещена», — развёл руками британский инженер.
Формально у команд ещё есть шанс оспорить решение FIA. Кто-то может подать официальный протест после Гран При Австралии, чтобы затем попытаться доказать в рамках слушаний факт нарушения. Но перспективы такого развития событий маловероятны: Mercedes разрабатывала DAS в тесном контакте с инженерами федерации и наверняка учла любые возможные интерпретации.
«Удивительно, как легко передвигается руль». Тото Вольф лично протестировал DAS
К слову, стоит отдать FIA должное: в данном случае федерация действовала быстро, понятно и до понятной степени прозрачно. Очевидно, что технический регламент подразумевает запрет всех систем, так или иначе манипулирующими подвеской на ходу, тем не менее инженерам и юристам Mercedes удалось найти такую конструкцию и её интерпретацию, в рамках которой их система считается частью рулевого управления, а не подвески. Просто никто, кроме Mercedes, не заметил такой возможности интерпретировать правила.
И команда сможет воспользоваться своей находчивостью — система объявлена легальной в сезоне-2020, но не будучи чем-то по-настоящему инновационным она совершенно логично запрещена с 2021 года. А какой смысл командам тратить деньги и время на разработку и внедрение собственной DAS, если в итоге все получат примерно одинаковый эффект, и это не сделает гонки более интересными и непредсказуемыми?
Что немцам хорошо
Ситуация с DAS ещё до начала сезона породила необычную интригу: кто из команд чемпионата станет копировать систему, а кто решит не тратить на неё ресурсы?
«Мы занимались этой системой давно, я впервые услышал о ней почти год назад, — рассказал в Барселоне Валттери Боттас. — Скопировать её будет непросто».
Предполагается, что если заняться разработкой системы прямо сейчас, установить её на машину перед стартом гонки можно будет лишь в районе летнего перерыва.
При этом, DAS действительно немного меняет дорожный просвет и влияет на аэродинамику машины — завихрения воздуха от открытых колёс по-прежнему остаются одной из главных проблем инженеров в Формуле 1. А чтобы DAS была эффективна, шасси должно быть де-факто эффективным в двух разных режимах. Другими словами, сделать свою DAS — дорого, сложно и долго.
Себастьян Феттель: Рулевое колесо создано для того, чтобы им рулить
«Нам сначала необходимо обратиться за разъяснениями в FIA, хотя мы и не будем протестовать против их решения, — говорит руководитель Ferrari Маттиа Бинотто. — В любом случае заняться этой системой мы смогли бы только после Гран При Австралии. Сначала нужна изначальная концепция, её необходимо произвести, омологировать, пройти тесты на безопасность — и тогда, возможно, к середине сезона получится представить свой аналог».
Кроме того, прежде чем заниматься разработкой такой системы, необходимо оценить эффект от её использования на трассе. Ведь сейчас даже неизвестно её точное назначение, хотя предполагается, что с DAS меньше «уходит» резина, а автомобиль эффективнее на скоростных трассах. Тем не менее маловероятно, что Ferrari займётся созданием собственной двухосевой рулевой системы — к сезону-2020 команда изменила концепцию аэродинамики шасси, и пока не знает истинного потенциала своей машины. Возможно, с аналогом DAS SF1000 станет лишь менее стабильной и предсказуемой. По слухам, в Барселоне новая Ferrari показала себя не слишком здорово — недальновидно заниматься идеями соперников, пока не разобрался со своей машиной.
Гэри Андерсон: Аэродинамическая философия Ferrari стоит на месте
Что касается Red Bull, то концепция шасси австрийцев в принципе сильно отличается от машины Mercedes и строится вокруг продольного наклона корпуса автомобиля. Внедрить аналог DAS в машину Red Bull будет даже сложнее, чем в случае с Ferrari, поскольку в RB16 используется доработанная передняя подвеска. Создание собственной DAS вынудит Red Bull отказаться от этой подвески или сделать пару шагов назад в её конструкции.
Тотальная победа
В прошлом году Mercedes в шестой раз подряд выиграла Кубок конструкторов и сделал своего пилота чемпионом мира — такого не удавалось ещё ни одной команде в истории Формулы 1. Но беспрецедентные успехи не стали поводом почивать на лаврах и стоять на месте. Думаете, такого в Больших Призах не бывает? В той или иной степени подобное произошло с Red Bull и Renault в 2014-м — французские атмосферные моторы были одними из лучших в чемпионате, но с турбогибридами марка оказалась среди отстающих — и находится там до сих пор.
Росс Браун в книге «Тотальное сражение» (Total Competition) сказал, что команда Формулы 1, если действительно хочет победить, должна искать преимущество не только в технической, но также политической и экономической плоскостях. С этой точки зрения система DAS (а также то, как она была разработана и представлена миру) — пример тотальной победы. Судя по всему, устройство даёт преимущество в скорости (техническое преимущество); работы шли в контакте с FIA, которая согласилась с доводами и признала систему законной (политическое влияние); желание скопировать обойдётся соперникам в круглую сумму (удар по экономике соперников).
Весьма вероятно, что Mercedes победит в седьмой раз подряд. И не исключено, что победит с явным преимуществом. Это, может, быть не лучшая новость для большинства болельщиков, но глупо отрицать: «Серебряные стрелы» заслужили каждую из своих побед.