Каким же получился старый-новый Зандворт? Прокатимся с Ферстаппеном...

Мэтт Бир
11 марта в 8:24
Фото: Dutch GP

Возвращение Формулы 1 на историческую голландскую трассу является, пожалуй, главной интригой сезона-2020. Пока машины Больших Призов не выедут на асфальт обновленного Зандворта, никто не сможет наверняка сказать, насколько эта трасса в ее новом облике подходит современной Формуле 1...

В последний раз в истории прибрежный автодром в Нижних землях принимал Формулу 1 в далеком уже 1985 году, то есть более трети века назад, и тогда эта непростая трасса покорилась Ники Лауде за рулем машины McLaren.

Что нас ждет в первых числах мая? Добавится ли к очарованию от долгожданного ренессанса голландского Зандворта приставка «раз»? И готов ли автодром к проведению гонок высочайшего уровня?

Вряд ли демонстрационные заезды Макса Ферстаппена, недавно проведенные на этой трассе, смогли ответить на многочисленные вопросы, а у кого-то после этой пробы пера вопросов только добавилось.

К тому же вы наверняка слышали о том, какой эпичной аварией завершился первый официальный заезд, прошедший на Зандворте за три месяца до Гран При. Так чего же нам ждать от предстоящего этапа Формулы 1 на берегу Северного моря?

После триумфального дебюта Макса Ферстаппена в Больших Призах несколько лет назад и с учетом огромной армии поклонников, неутомимо следующих за своим кумиром в самые отдаленные уголки земного шара, возвращение Формулы 1 в Нидерланды было лишь вопросом времени. Но поначалу даже в самых смелых фантазиях невозможно было себе представить, что узкий, извилистый и далеко не самый безопасный автодром в 30 км от Амстердама может принять гонки современных машин Формулы 1. Трасса в Ассене, традиционно принимающая этапы MotoGP, на которой когда-то также соревновались машины Champ Car, представлялась гораздо более вероятным вариантом.

Новость о том, что Нидерланды в Ф1 будет представлять именно Зандворт, была для всех огромным шоком. И все с нетерпением ждали, когда же звук моторов Больших Призов вновь зазвучит над этой исторической трассой.

После демонстрационных заездов Ферстаппена за рулем машины Red Bull восьмилетней давности многое стало понятно, а какие-то моменты, наоборот, вызвали еще больше вопросов.

Итак…

Бэнкинг

Бэнкинг © the-race.com
БэнкингФото: the-race.com

Главным изменением трассы по сравнению со своим историческим аналогом стал подъем внешней кромки последнего правого поворота с образованием 18-градусного бэнкинга, непривычного для Формулы 1, и увеличение наклона трассы в третьем левом вираже Hugenholtz до 19 градусов. Это сопоставимо с традиционными американскими овалами, тогда как Большие Призы не ездили на трассах с бэнкингом с 2007 года в Индианаполисе.

Для Pirelli новость о таких неожиданных изменениях была не самой приятной – итальянской компании в спешном режиме пришлось проводить собственные исследования этих изменений и готовить специальные шины большей жесткости на случай, если стандартная резина не справится с повышенными нагрузками, как это было в Инди.

При этом аргументы в пользу установки бэнкинга в обоих поворотах у организаторов Гран При были разные. Наклон трассы в третьем вираже должен осложнить гонщикам идеальное прохождение этого участка. А сам основатель компании Dromo, занимавшейся реконструкцией Зандворта, Ярно Дзаффели прокомментировал это так: «...горизонт перед тобой склоняется, ощущения меняются, ты чувствуешь, что зажат в тиски. Это похоже на штопор, и все зависит от траектории, которую ты выберешь...»

По тому, как преодолел этот поворот Ферстаппен, было понятно, что цель достигнута – на протяжении всего первого сектора трассы угол наклона дорожного полотна меняется то туда, то сюда, и из кокпита это выглядит просто устрашающе. Онборды в современной Формуле 1 редко бывают такими зрелищными. Визуально же виражи с бэнкингом выглядят просто потрясающе, причем как из кокпита, так и извне.

Что касается последнего поворота, то здесь наклон трассы сделан исключительно с целью повысить вероятность обгонов за счет виртуального удлинения стартовой прямой и процента времени, который гонщики едут с "тапкой в пол".

Обгоны

Зандворт © the-race.com
ЗандвортФото: the-race.com

Во время своего демонстрационного заезда Макс Ферстаппен около 12 секунд не снимал ногу с газа начиная с бэнкинга последнего виража и до точки торможения перед первым поворотом. По сравнению с современными трассами Формулы 1 это не ахти какая дистанция.

По сути, здесь все будет зависеть от специфики установки зоны DRS. Вполне вероятно, что гонщики смогут открывать крыло, еще находясь на бэнкинге (очень интересно будет на это посмотреть!), чтобы уже в середине стартовой прямой попытаться поравняться с соперником, идущим впереди.

Если зона DRS будет слишком длинной, гонщики смогут просто обходить друг друга на прямой как стоячих, и большого смысла в таком обмене позициями не будет. Необходимо рассчитать точки детекции и активации так, чтобы к зоне торможения преследующий пилот имел возможность едва поравняться с соперником и попытаться в первом вираже оставить его позади. Это было бы очень интересно. Но проблема здесь еще и в том, что в первом повороте есть только одна идеальная траектория – придумать здесь что-то новое будет трудно. Посмотрим…

Также проезд Макса по трассе лишний раз напомнил нам о том, насколько она узкая. И не забывайте, что голландец пилотировал не современную машину, а образец 2012 года. Двум шасси, построенным по регламенту нынешнего года, идущим по трассе бок о бок, потребует на целых 40 сантиметров больше места, а это очень много!

Сложность трассы

Зандворт © the-race.com
ЗандвортФото: the-race.com

С чем с чем, а с этим у трассы в Зандворте всё в полном порядке. Да, на современной версии автодрома не будет некоторых затяжных виражей по сравнению с историческим аналогом, но вся первая половина трассы усеяна достаточно быстрыми поворотами, где очень важно поймать ритм, а дальше начинаются секции с более медленными виражами.

Но главное, что даже на видео хорошо заметно, насколько сложно гонщику дается прохождение всех этих поворотов с отрицательным уклоном и гребней в непосредственной близости от песчаных ловушек по обе стороны. Это будет очень необычное и привлекательное соседство современной ультратехнологичной Формулы 1 с олдскульными намёками от старого доброго Зандворта.

Безопасность

Зон вылета на голландской трассе не так много, что вносит определенные коррективы в ее восприятие гонщиками. Барьеры безопасности, включая SAFER, конечно, будут установлены везде, где это необходимо, но в очной борьбе с соперниками гонщику достаточно будет допустить малейшую ошибку, чтобы оказаться в стене.

В этом отношении Зандворт мало чем отличается от Баку, Монако и Сингапура. И здесь практически каждый инцидент на трассе может вызывать появление машины безопасности.

Надеемся, что высокая гоночная культура в Нидерландах позволит маршалам отрабатывать все инциденты с минимальной потерей времени.

Оправдано ли возвращение Зандворта в Формулу 1?

Зандворт © Time24 News
ЗандвортФото: Time24 News

Глядя на демонстрационные заезды Ферстаппена по домашнему автодрому, я не раз вспомнил об эпичном проведении этапа Champ Car в 2003 году на трассе Брэндс-Хэтч.

Это была дань историческому автодрому, внесшему весомый вклад в развитие автоспорта в мире. Но смотреть на то, как Пол Трейси сотоварищи круг за кругом закидывают свои Lola-Ford в поворот Paddock Hill без малейшей возможности обгона было просто больно. В результате гонка превратилась в битву стратегий пит-стопов.

Но, во-первых, в Зандворте делаются определенные попытки увеличить количество обгонов на трассе – и хорошо, что люди там об этом думают. А во-вторых, постоянное напряжение в гонке, даже без самих обгонов, иногда бывает более захватывающим, чем пролеты друг мимо друга с DRS. Так что если на Гран При будет не так много обгонов, это еще не будет автоматически означать, что этап не удался.

Ну а об атмосфере на трибунах можно даже не переживать – оранжевое море болельщиков Ферстаппена всё сделает, чтобы Гран При Нидерландов запомнился абсолютно всем.

И ждать осталось совсем недолго...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://the-race.com/formula-1/what-we-learned-from-f1s-first-laps-of-new-zandvoort/

Зандворт © RacingNews365
ЗандвортФото: RacingNews365

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle