Сверхновая легенда: как Red Bull стала одной из величайших команд Формулы 1

Дмитрий Захарченко
19 апреля 2020 в 13:25
Фото: Red Bull

11 лет назад австрийская команда одержала свою первую победу в Больших Призах. За несколько следующих сезонов она стала одной из самых титулованных в истории...

19 апреля 2009 года Себастьян Феттель принёс Red Bull первую победу в Формуле 1. Тогда, правда, организаторы вместо положенного австрийского гимна почему-то поставили британский. «Ну что ж, теперь придётся победить ещё раз», — иронично заявил в тот день Дитрих Матешиц. Это могло показаться бравадой дерзких новичков, но в дальнейшем Red Bull одержала 60 с лишним побед и четыре года подряд первенствовала в обоих зачетах чемпионата.

Red Bull по сути — самый успешный стартап в Формуле 1 последних 30 лет.

В начале пути

К слову «стартап» выше могут возникнуть вопросы, ведь Red Bull, в отличие от, например, Haas, это бывшая команда Jaguar, а ранее StewartGP. Однако от Jaguar в Милтон-Кинсе не осталось ничего работающего — австрийцы выстраивали всё заново. Изначально в проекте Red Bull были лишь владелец концерна Дитрих Матешиц и его советник по автоспорту Хельмут Марко. Последний позже привлёк Кристиана Хорнера — они сражались друг с другом в Формуле 3000, управляя командами RSM Marko и Arden соответственно.

Позднее удалось договориться с Эдрианом Ньюи. Британца в Red Bull переманивали долго и терпеливо, потому что изначально были заинтересованы в его услугах. Ньюи тогда работал в McLaren, но отношения с Роном Деннисом становились всё более натянутыми. В итоге Эдриан решил присоединиться к новому проекту — здесь он стал одной из ключевых фигур, тогда как в Уокинге оставался лишь наёмным сотрудником.

Култхард на подиуме Гран При Монако-2006 © Red Bull
Култхард на подиуме Гран При Монако-2006Фото: Red Bull

В 2006 году Дэвид Култхард принёс Red Bull первый подиум — в Монако. Первая машина Ньюи для австрийской команды увидела свет лишь в 2007-м — она получилась быстрее предшественницы, но не слишком надёжной. Годом позже эту проблему удалось решить, и в начале сезона-2008 Red Bull сражалась за четвёртое место Кубка конструкторов с Renault и Toyota! Это был лишь четвёртый год Red Bull в Формуле 1, но команда уже давала бой крупнейшим мировым автопроизводителям!

Тот год, увы, завершился неудачно. Red Bull уступила соперникам в плане развития шасси, и во второй половине сезона набрала лишь несколько очков. И это в тот момент, когда юниор Toro Rosso Себастьян Феттель выиграл Гран При Италии. В следующем сезоне Себу предстояло перейти в Red Bull, и многие опасались, что австрийцы потеряют немца, если второй год подряд уступят своей младшей команде.

Когда середнячки побеждали. Единственный триумф Stewart в Формуле 1

Red Bull берётся за дело

Сезон-2009 получился сенсационным. Воссозданная на обломках Honda команда BrawnGP за счёт хитрого двойного диффузора разгромила пелотон на Гран При Австралии и завоевала дубль. У Williams и Toyota были похожие решения, однако они и близко не давали подобного эффекта. Так что с первых же гонок вчерашний аутсайдер стал фаворитом чемпионата.

У Red Bull двойного диффузора не было. Однако неожиданно именно они стали главными преследователями BrawnGP, и в дождевом Гран При Китая Феттель с Уэббером опередили Баттона и Баррикелло и завоевали победный дубль.

Уэббер и Феттель после дубля на Гран При Китая-2009 © Red Bull
Уэббер и Феттель после дубля на Гран При Китая-2009Фото: Red Bull

После трёх этапов сезона-2009 Red Bull вышла на второе место Кубка конструкторов и с тех пор больше его не уступила. По ходу сезона Red Bull выиграла ещё пять гонок, включая три заключительные, но дотянуться до BrawnGP было уже невозможно. В последних гонках машины Ньюи были явно быстрее, но команде Брауна хватило запаса очков после первых этапов.

Зато в следующем году уже Red Bull не было равных. BrawnGP превратилась в Mercedes и лишилась своего главного преимущества, а вот Red Bull только окрепла: девять побед в сезоне-2010 и чемпионский титул, выигранный в драматичном Гран При Абу-Даби.

В 2011-м преимущество Red Bull стало ещё больше, а Феттель выиграл шесть гонок из первых восьми и почти сразу снял все вопросы о чемпионстве. Секрет Red Bull заключался в диффузоре и продольном наклоне корпуса шасси. Аэродинамика обеспечивала задней оси невероятную стабильность, и с такой машиной Феттель мог делать на трассе всё, что хотел.

Соперники изо всех сил стремились догнать австрийцев, и в 2012 году McLaren удалась очень быстрая машина, способная опережать Red Bull, но она оказалась ненадёжной. Время от времени чудеса творил Фернандо Алонсо, но в целом Ferrari была далека от Red Bull. У испанца появился шанс на титул в Бразилии в 2012-м, когда Бруно Сенна развернул Феттеля в первом повороте, но Себ блестяще отыгрался и в третий раз подряд стал чемпионом.

Феттель становится трёхкратным чемпионом мира на Гран При Японии-2012 © Red Bull
Феттель становится трёхкратным чемпионом мира на Гран При Японии-2012Фото: Red Bull

Но даже тогда Red Bull не была на пике своего могущества. В сезоне-2013 Феттель поставил рекорд, который наверняка не скоро будет побит: девять побед подряд. Себ выиграл все гонки с Гран При Бельгии 29 августа по Гран При Бразилии 24 ноября. Прежний рекорд — семь побед подряд Альберто Аскари — держался 60 лет, лишь в 2004-м его смог повторить, но не превзойти Михаэль Шумахер.

Дело молодости. Какими гонщиками были нынешние руководители команд Ф1

Новейшая легенда

А потом Формула 1 перешла на турбогибридные двигатели. Одним из главных инициаторов этого перехода была Renault, которая настаивала на том, чтобы силовые установки чемпионата мира были ближе к продаваемым концерном по всему миру дорожным машинам. Иронично, но именно Renault с этим переходом справились хуже всех: Red Bull разом откатилась с вершины турнирной таблицы чуть ли не в середину пелотона. Даниэлю Риккардо, новому пилоту Red Bull, удалось выиграть три гонки, а вот Феттель, действующий чемпион, самый титулованный гонщик в пелотоне на тот момент, не победил ни разу.

Вот уже шесть лет Red Bull не удаётся включиться в борьбу за чемпионство, хотя за исключением сезона-2015 команда каждый год выигрывает пару-тройку гонок. С переходом на моторы Honda (в Renault так и не построили достойного «турбогибрида») Red Bull стала ещё на шаг ближе к лидерам. Предполагается, что в сезоне-2020, когда он наконец стартует, у Ферстаппена появится реальный шанс побороться с Хэмилтоном. Но даже если и нет, и если внезапно Дитрих Матешиц завтра же решит закрыть всю программу участия в Формуле 1, Red Bull останется среди великих.

Эдриан Ньюи © Red Bull
Эдриан НьюиФото: Red Bull

На данный момент на счету Red Bull 62 победы в Формуле 1 — это больше, чем у Renault, Benetton, Tyrrell или Alfa Romeo. По числу побед и Кубков конструкторов Red Bull занимает шестое место — и это с учётом 70 лет истории чемпионата мира! Производитель газированных напитков, для которого гонки были лишь способом рекламы, настолько заигрался в Формулу 1, что оказался одной из самых крутых команд в истории этого вида спорта.

В 2005 году, когда команда Red Bull только появилась в Формуле 1, мало кто воспринимал Дитриха Матешица всерьёз — со всеми шуточками его команды, её неформальным имиджем и плащами Суперменов на подиуме. Тогда в Больших Призах всем заправляли Ferrari, McLaren, Renault, и в какой-то момент все эти прославленные автоспортивные марки и автомобильные бренды оказались далеко позади производителя газированных напитков. Двое из них находятся там и по сей день. Мог ли тогда кто-то представить все эти чемпионские титулы и победы? Пожалуй, никто, кроме Матешица, Марко, Хорнера и Ньюи.

Red Bull стала Давидом, сразившим всех Голиафов своего времени. И уже этим заслужила место в пантеоне легенд Формулы 1.

Комментарии для сайта Cackle