Самые жаркие гонки в истории Формулы 1
Предстоящий Гран При Венгрии обещает пройти в условиях экстремально высоких температур. AUTOSPORT вспоминает гонки из истории Ф1, во время которых столбик термометра также покорял рекордные рубежи
Формула 1 готовится к уик-энду в самых жарких за последнее время условиях, прогноз обещает в Венгрии такую жару, которой мы не видели уже давненько.
Температура воздуха в воскресенье должна составить по меньшей мере 40 градусов, что станет дополнительной сложностью не только для гонщиков, которым предстоит выступать в крайне сложных условиях, но и для шин, нагрузка на которые в Будапеште и без того весьма солидная.
Для Формулы 1 этапы под палящим солнцем не в новинку, но все же столь сильным пекло оказывается довольно редко.
Считается, что с точки зрения физической нагрузки первое место в календаре занимает Гран При Малайзии, поскольку там к экваториальной жаре добавляется еще и высокая влажность. Однако температура, хоть и доставляя гонщикам определенные сложности, редко поднимается выше 35 градусов.
Кроме того, при составлении календаря особенности местного климата стараются всегда принимать во внимание. Скажем, дебютный Гран При в американском Остине первоначально собирались провести в жарком июле, но затем перенесли на куда более комфортный с точки зрения погоды ноябрь. И правильно сделали – в дни, отмеченные в предварительном календаре, на термометрах было больше +40.
Именно поэтому никому и в голову не приходит проводить этапы в Бахрейне или Абу-Даби в середине сезона, когда даже закаленные солнцем местные жители стараются без особой необходимости не покидать кондиционируемых помещений до наступления сумерек.
В этот раз за показаниями термометра все будут следить особенно внимательно: интересно, займет ли этап на Хунгароринге место в одном ряду с другими по-настоящему жаркими Гран При, которые помнит история Формулы 1.
1955 год, Гран При Аргентины, Буэнос-Айрес
16 января, температура воздуха +40 °С
Рассказ об этой гонке на страницах AUTOSPORT был озаглавлен 'Аргентинское пекло' – Хуан Мануэль Фанхио одержал победу в первой гонке сезона-1955 в условиях испепеляющего зноя.
В ту пору метеорологические данные определялись не столь точно, как в наши дни, потому цифра +37 градусов в тени выглядит не вполне достоверно. Асфальт же раскалился до +52.
Пилоты сменяли друг друга за рулем, из 20 стартовавших лишь двоим удалось выдержать в кокпите всю дистанцию: отличились Фанхио и Роберто Мьерес, также выступавший на Maserati.
Многим приходилось заезжать в боксы чтобы выпить воды или просто побыть в тени.
Позже в Аргентине стали заранее заготавливать воду в специальных бочках – и по ходу дистанции в заранее оговоренном месте любой пилот мог подъехать к краю трассы, сбросить скорость – и прямо на ходу получить освежающий душ из ведра!
1959 год, Гран При АКФ (Франции), Реймс
5 июля, температура воздуха +40 °С
Жаркая погода и сложная трасса – именно в таких условиях Тони Брукс принес Ferrari первую победу в чемпионате 1959 года. Это случилось на трассе в Реймсе, проложенной по обычным загородным дорогам.
Солнце в этот день не щадило ни зрителей, ни участников гонки – шутка ли, под его лучами начал плавиться асфальт дорожного полотна.
Из-за обезвоживания и тепловых ударов борьбу прекратили несколько пилотов, другие пострадали из-за проблем с покрытием трассы.
Меньше всех в тот день повезло Мастену Грегори: американцу, помимо прочих невзгод, прямо в шлем попал вылетевший из-под колеса соперника камень. У гонщика зафиксировали лёгкое сотрясение мозга.
1984 год, Гран При Далласа (США), Даллас
8 июля, температура воздуха +40 °С
Дебютный визит Формулы 1 в Даллас получил столь жаркий прием, что асфальт стал трескаться от палящих солнечных лучей. Понятно, что это не могло не привести к неразберихе.
Температура воздуха по измерениям в момент старта составляла 40 градусов, а инженерам Goodyear удалось зафиксировать рекордно высокий показатель для асфальта: ни до, ни после гонки не проходили на раскалённом до +66 покрытии.
Сочетание всех перечисленных выше условий логично привело к гонке, где главным фактором стала надежность техники и способность пилотов справиться с физической нагрузкой.
Кейо Росберг показал себя с лучшей стороны, сохранив голову холодной – в чем ему немало помогла уникальная система водяного охлаждения шлема, разработанная Williams.
Даже Айртон Сенна, который с точки зрения "физики" всегда считался одним из лучших в Ф1, в этот раз после финиша выглядел необычно утомленным – механики, чтобы помочь своему гонщику, в тренировках даже клали ему внутрь комбинезона кубики льда.
2005 год, Гран При Бахрейна, Сахир
3 апреля, температура воздуха +42 °С
Эта гонка стала, без сомнений, самой жаркой в новейшей истории. Официальные данные гласят, что по ходу всей дистанции термометр в тени ни разу не показал меньше 41,9 градуса.
Это не могло не сказаться на пилотах и технике. Инженеры, занимающиеся шинами, и их коллеги-мотористы, не один час ломали голову над тем, как снизить влияние жары на машины.
Среди всего пелотона лишь один Ник Хайдфельд выступал с тем же двигателем, что и на предыдущем этапе в Малайзии. Итог оказался закономерным: Williams-BMW немца не выдержала нагрузки и сломалась.
Но в наши дни гонщики уделяют куда больше внимания физической подготовке, потому обошлось без обмороков. В пустыне неподалёку от Манамы пилот Renault Фернандо Алонсо опередил на финише Ярно Трулли из Toyota.