Почему «олдскульный» Эдди Джордан не хотел бы управлять командой Ф1

Скотт Митчелл
8 февраля в 9:12
Фото: twitter.com/marksutton65

Бывший владелец команды Формулы 1 Эдди Джордан рассказал в интервью изданию The Race, почему не хотел бы управлять своей конюшней в Больших Призах сегодня...

72-летний ирландец с экстравагантной внешностью назвал современную Формулу 1 «совершенно другой», а также посетовал на то, что привык работать в «олдскульном стиле», чего при нынешних обстоятельствах позволить бы себе никак не смог.

Джордан закончил гоняться сам в начале 80-х, чтобы основать команду Eddie Jordan Racing, которая в итоге добилась очень приличных высот в разных гоночных категориях. На секундочку, в послужном списке коллектива, помимо прочего, есть титулы в Британской Формуле 3 и Международной Формуле 3000 с Джонни Хербертом и Жаном Алези соответственно.

Эдди объединил управление командой с запуском компании Eddie Jordan Management, которая занималась продвижением группы гонщиков и с которой стало возможно создание полноценной команды Формулы 1 под названием Jordan Grand Prix, дебютировавшей в Больших Призах в 1991 году с шасси 191, построенным под техническим руководством Гэри Андерсона.

25 лет назад. Секрет успеха Jordan 191

«Единственная причина, по которой я создал команду Jordan Grand Prix, состояла в том, что иначе я просто остался бы безработным, – сказал ирландец в интервью The Race. – Был один человек, который мог нанять меня на работу – это я сам.

Конечно, я сейчас немного сгущаю краски, но факт остается фактом – ни одним другим способом я бы не мог возглавить команду Формулы 1, даже если бы считал, что мне вполне по силам эта роль».

С Андреа де Чезарисом в одной машине и сменяющим друг друга квартетом гонщиков, включая юного Михаэля Шумахера, в другой команда Jordan Grand Prix сумела заработать невероятные 13 очков в своем дебютном сезоне и завершить чемпионат на пятом месте в командном зачете.

Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. А как Шумахер ушел от Джордана?

За свою историю коллектив Эдди Джордана одержал четыре знаковые победы в Больших Призах и один раз занял почетное третье место в Кубке конструкторов. Увы, на заре 2000-х форма команды постепенно пошла на спад – возникли финансовые затруднения, в результате которых Эдди в итоге продал акции команды компании Midland Group в 2005-м. Уже на следующий год коллектив был ожидаемо переименован.

Эдди Джордан и Льюис Хэмилтон © The Race
Эдди Джордан и Льюис ХэмилтонФото: The Race

После этого присутствие Эдди Джордана в Формуле 1 ограничивалось лишь ролью эксперта. При этом он продолжает активно заниматься бизнесом, не так давно инвестировав в глобальную систему гостиничного бронирования, которой, в частности, пользуется команда McLaren F1 для организации своих перелетов.

Эдди поведал о том, что его стиль управления делами совершенно несовместим с современными реалиями Больших Призов, и что он привык работать в более непринужденной обстановке с большими свободами.

Сверстники Джордана и соперники в 80-90-х, такие как Рон Деннис (McLaren) и Фрэнк Уильямс (Williams), тоже расстались со своими командами, которые, в свою очередь, подпали под зависимость инвестиционных компаний из Америки.

Как гонщик частной команды Jordan едва не стал чемпионом мира

Эти команды сегодня располагаются на разных фронтах списка середняков пелотона, всеми силами пытаясь сохранить независимость, тогда как бывшей Jordan, а ныне Racing Point/Aston Martin, пришлось полагаться на покровительство серьезного производителя.

На вопрос о том, какую модель ведения бизнеса он бы выбрал для своей команды сегодня, Эдди ответил: «Не хочу показаться резким, но никакую.

Этот мир стал совершенно другим. Не лучше и не хуже – просто другим. Он стал более корпоративным и законопослушным, что ли. Ему теперь нужны очень квалифицированные и всё понимающие люди.

Сейчас в паддоке нет таких фигур, как Рон Деннис, Фрэнк Уильямс или я... Кого еще можно вспомнить – Кена Тиррелла, Джеки Стюарта, Тома Уокиншоу. Это были такие парни, как там Берни [Экклстоун, многолетний босс Формулы 1] любил называть их – владельцы-гонщики. Они входили в игру целиком, со своими деньгами, им было чем рисковать.

Если Берни платил, нам было на что продолжать гоняться, если же нет – мы были в беде».

Рон Деннис и Эдди Джордан © The Race
Рон Деннис и Эдди ДжорданФото: The Race

В 80-х гоночная команда Джордана поставила перед собой новые цели, заручившись финансовой поддержкой табачного спонсора Camel, в Формулу 1 ирландец пришел с легкой руки и крупных денег 7Up, а во второй половине 90-х и начале нулевых на ярко-желтых машинах коллектива красовалось название титульного спонсора Benson & Hedges.

После своего дебютного сезона в Формуле 1 с двигателем Ford Cosworth Эдди Джордана активно побросало по моторным контрактам: год с Yamaha, два с Hart и три с Peugeot, пока, наконец, он не остепенился и не связал себя пятилетними узами отношений с Honda (в девичестве Mugen-Honda).

В 2002-м спонсорские суммы заметно оскудели, и, кроме того, по Эдди очень серьезно ударила история с судебным иском более чем на 200 млн долларов в адрес Vodafone в связи с нарушением спонсорского соглашения. Ирландец заверял, что компания в одностороннем порядке разорвала договор с его командой и перешла к Ferrari.

Суд признал претензии Джордана необоснованными. В результате он отозвал иск и вынужден был оплатить Vodafone все судебные издержки в размере более миллиона долларов. Это была, пожалуй низшая точка в истории коллектива. После этого команда просуществовала еще всего два года.

Худшая машина, когда-либо побеждавшая в гонках Формулы 1

«Вероятно, Формула 1 помогла мне стать лучше в каком-то отношении, – заметил Эдди. – Я стал больше доверять своим инстинктам и чутью, верить в свои возможности – как в плане предпринимательских амбиций, так и с точки зрения инвестиций. Я почувствовал себя более комфортно, чем раньше.

Эдди Джордан © The Race
Эдди ДжорданФото: The Race

Я бизнесмен по натуре. Обожаю стартапы, люблю разные новые идеи. Я просто дил-жокей [deal – сделка, англ.]. Это держит мою лодку на плаву.

Я трижды люблю Формулу 1, но я никогда не появился бы там, потому что не представляю, кто мог меня нанять. В свою команду я был вовлечен целиком и полностью, я держал руку на пульсе постоянно.

Не хочу во всем винить деньги, потому что тогда у нас тоже были деньги. Но мы и выступали все-таки довольно прилично.

И я наслаждался тем, что мне не нужен был никто, кто говорил бы мне, что и как делать.

Это так старомодно, правда же? Чистый олдскул. Но я верю, что я всё сделал правильно. Это был мой путь».

Откуда же в Формуле 1 взяться новым командам?!

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: the-race.com/formula-1/why-old-fashioned-jordan-wouldnt-want-to-run-f1-team-now

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle