Возвращение Короля. Ключевые вопросы перед возобновлением карьеры Марка Маркеса
На предстоящем ГП Португалии шестикратный чемпион MotoGP впервые за 265 дней выйдет на трассу. Чего ожидать от лучшего мотогонщика современности?
В какой форме вернется испанский чемпион?
История MotoGP знает немало печальных примеров, когда травма стоила карьеры весьма успешным гонщикам. Чемпион 1976 и 1977 годов Барри Шин вернулся через семь с половиной месяцев после переломов запястья и обоих колен в Сильверстоуне-1982 и не выиграл больше ни одной гонки. Такая же участь постигла и чемпиона 1982 года Франко Унчини после травмы головы в Ассене-1983. Триумфатор чемпионата 1993 года Кевин Шванц не оправился после перелома запястья: выиграл одну гонку после возвращения и завершил карьеру.
Конечно, очень хочется надеяться, что Марк Маркес не окажется в этом грустном списке после своего падения на Гран При Испании 19 июля 2020 года. В «хронику» травма правой руки вроде бы перерасти не должна: по словам врачей, с нервами руки все в порядке, а сломанная плечевая кость срослась правильно. И если бы восстановление шло по плану, то Марк еще в прошлом году вернулся бы в строй. Но поспешное возвращение и повышенная физическая нагрузка привели к повреждению фиксирующей титановой пластины и повторному перелому. После второй операции перегруженная операциями плечевая кость настолько плохо срасталась, что хирургам пришлось прибегнуть к пересадке костной ткани с кости таза. В плане результата операция получилась успешной, но по ходу процесса была занесена инфекция, потребовалось еще одна операция. Десять дней Маркес провел на лечении антибиотиками, а процесс восстановления затянулся еще больше. В общем, сама по себе травма оказалась не такой уж и страшной. Опять же, проблема была именно в последствиях, спровоцированных поспешным и безуспешным возвращением Маркеса на гоночную трассу через шесть дней после перелома.
Марк Маркес обвинил врачей в том, что усугубил травму плеча
Хуже всего для Маркеса сейчас то, что полгода его правая рука была обездвижена и потеряла за это время мышечную массу. Да и в целом вся программа физической подготовки испанского спортсмена была подорвана. За прошедшие девять месяцев Марк более-менее нормально тренировался всего три месяца. Учитывая физические нагрузки в седле спортпрототипа MotoGP, это, конечно, огромный минус. Добавьте к этому отсутствие гоночной практики на протяжении девяти месяцев и тот факт, что предстоящая гонка в Портимане будет всего третьей для Маркеса за последние полтора года! Сезон-2019 закончился в ноябре в Валенсии, а сезон-2020 из-за пандемии коронавируса стартовал в Хересе в июле. Сразу поехать быстро после такого пробела в карьере, наверное, не под силу даже многократному чемпиону мира.
Будет ли Марк Маркес рисковать в первых гонках после возвращения?
Вероятнее всего, первый этап после возвращения Марк Маркес проедет в тестовом режиме и постарается минимизировать риск. Он никогда не гонялся на трассе в Портимане и свои единственные тесты там провел в феврале за рулем серийного спортивного мотоцикла. Ехать «с открытым забралом» на незнакомой для себя трассе в боевых условиях, рисковать приложиться об асфальт и получить новую травму после столь долгого и тяжелого восстановления было бы верхом глупости.
Врач: Ещё одна операция, и Марк Маркес пропустит сезон-2021
Так что не удивляйтесь, если весь уик-энд шестикратный чемпион мира будет находиться где-нибудь в районе 20-й позиции. Ни физически, ни психологически Маркес пока не готов претендовать на высокие позиции. Плюс, есть еще один немаловажный фактор…
Подружится ли гонщик Honda с обновленным мотоциклом?
Не секрет, что в последние годы Honda строила мотоцикл под Марка Маркеса и пожелания остальных гонщиков, как заводской Repsol, так и сателлитной LCR, ставила на второй план. Потому потеря лидера, конечно, громко аукнулась компании в сезоне-2020. Впервые с 1982 года HRC не выиграла ни одной гонки, а в зачете производителей заняла предпоследнее место, опередив только Aprilia. После двух первых гонок сезона-2021 Honda и вовсе последняя среди шести производителей.
«У байка превосходный потенциал». Пол Эспаргаро успокоил Марка Маркеса
Но одним отсутствием Маркеса такой провал не объяснить. У Honda было очень много проблем в 2020 году: концерн долгое время не мог заставить работать новую заднюю шину Michelin, на выходе из поворотов мотоциклу не хватало эффективности разгона, а на прямых – максимальной скорости. И судя по результатам в начале сезона-2021, байк RC213V по-прежнему далек от победной формы.
Возвращение лидера, безусловно, должно помочь Honda, но насколько? Это большой вопрос. Ведь в отсутствие Маркеса концерн не стоял на месте в техническом плане и дорабатывал мотоцикл. Понятно, что Марк участвовал в брифингах и был в курсе всех новинок. В прошлом сезоне он специально приехал в Барселону, чтобы взглянуть на обновления, но опробовать в деле технические решения не мог. Так что в Портимане шестикратный чемпион мира MotoGP фактически выедет на трассу на незнакомом для себя мотоцикле: с новой рамой, новым аэродинамическим обвесом, новыми тормозами и обновленной подвеской. Получится ли у Маркеса сходу поехать быстро на этом мотоцикле? Не факт. Возможно, потребуется какое-то время на адаптацию.
У шестикратного чемпиона мира нет шансов на титул в сезоне-2021?
Наверное, последнее, что должно волновать Марка Маркеса и его болельщиков – это борьба за чемпионство в 2021 году. Ведь именно жадность до очков и титула привела к таким далеко идущим последствиям после травмы на старте прошлого сезона. Хотя, как оказалось, смысла форсировать возвращение не было. Подождал бы Маркес до третьей-четвертой гонки и, глядишь, стал бы чемпионом даже при таком раскладе, учитывая, как непредсказуемо развивались события по ходу того чемпионата.
«Они ошибались и улыбались». Кейси Стоунер раскритиковал фаворитов сезона-2020
Если и в нынешнем сезоне на титул будут претендовать семь или восемь гонщиков, которые будут отбирать друг у друга очки, рисковать и ошибаться, то всё возможно. Главное, чтобы возвращение Марка складывалось благополучно.
Сейчас гонщик Repsol Honda отстает от лидера чемпионата Жоана Зарко на 40 очков. Для сравнения, два года назад он привез всем по итогам сезона 151 балл. Запас в три-четыре гонки у шестикратного чемпиона еще есть. Если к лету – за этапы в Портимане, Хересе, Ле-Мане и Муджелло – он раскатится, то теоретически должен включиться в спор за титул. Это была бы очень красивая история, которая, наверное, понравилась бы даже не фанатам испанского гонщика…