Всё, что не убивает, делает сильнее, или Как гонщики Формулы 1 превозмогали плохое самочувствие

Иван Беликов
25 июля 2021 в 10:33
Фото: CC BY-NC-ND 2.0 / Creative Commons

Тошнота, соринка в глазу, температура – по следам истории с аллергией Даниэля Риккардо в Сильверстоуне вспоминаем случаи, когда пилоты ехали вопреки проблемам со здоровьем...

В гонке в Сильверстоуне у Даниэля Риккардо случился приступ аллергии

Пилотаж в Монако с соринкой в глазу

Каждый из нас знает, каково это, когда в глаза попадает соринка. Неприятная мелочь, которая создает много дискомфорта. А теперь представьте, насколько несвоевременна эта проблема для гонщика, причем не просто на скоростях за 200 км/ч, но и ещё на самой сложной трассе в мире, в Монако, где секундная потеря концентрации чревата аварией. Именно такая неприятность произошла с Льюисом Хэмилтоном на Гран При Монако-2014.

В начале заключительной четверти дистанции гонщик Mercedes резко отстал от лидировавшего напарника по команде Нико Росберга и около десяти кругов фактически пилотировал с одним глазом. За это время Льюис не допустил ни одной ошибки. «Что-то попало мне в глаз, осколок или песчинка – хотя казалось бы, с закрытом забралом это невозможно! В медленных поворотах я пытался вытащить из глаза посторонний предмет, но стало только хуже. К счастью, за пять кругов до финиша все стало нормально само собой», – рассказал Хэмилтон на пресс-конференции после финиша.

Произведения чемпиона: 10 лучших побед сэра Льюиса Хэмилтона

С температурой в «сауне»

Гран При Малайзии на трассе Сепанг всегда был тяжелым испытанием для пилотов. Сочетание жары под 40°C и влажности в 80% превращало эту гонку в поход в сауну, такие параллели зачастую проводили сами участники. Спасала разве что питьевая вода, да и то ненадолго, поскольку по ходу гонки емкость в кокпите нагревалась. После 80-90 минут в таких экстремальных условиях в шлеме, перчатках и комбинезоне пилоты обычно были выжаты как лимон. Но Фернандо Алонсо в 2003 году пришлось вдвойне, а то и втройне тяжелее.

Свой первый в карьере старт с поула будущий двукратный чемпион мира начал с температурой 38,5°C! Были даже подозрения, что Фернандо подхватил атипичную пневмонию, в феврале 2003-го перекинувшуюся из Китая в другие страны. Это в наше пандемийное время заболевшего участника изолируют, а тогда никто толком не понимал, что происходит, никакой пандемии ВОЗ не объявлял, хотя ситуация была похожей. Так что пилот Renault вышел на старт и, несмотря на плохое самочувствие и ужасные климатические условия, финишировал третьим и завоевал свой первый подиум в Формуле 1. «Конечно, я ощущал высокую температуру. Последние 20-25 кругов чувствовал себя очень плохо, но сохранял концентрацию и атаковал изо всех сил. 46 кругов я проехал в квалификационном темпе», – рассказал Алонсо журналистам после финиша.

Перейти нельзя остаться. Десять к (не)счастью неудавшихся трансферов в Формуле 1

Стошнило в гонке

Помните возвращение Формулы 1 на трассу в Фудзи в 2007 году? Из-за экстремально сильного дождя и тумана пилоты провели первые 19 кругов за машиной безопасности. Даже после рестарта условия оставляли желать лучшего: видимость была плохой, а асфальт был скользким как каток. Сложно в тот день было всем пилотам, но тяжелее всех пришлось Марку Уэбберу. Австралийца тошнило, причем в прямом смысле этого слова. Накануне гонки он неудачно отведал японскую кухню, и его вырвало прямо по ходу заезда, о чем сообщил команде.

Уэббер: «Я хочу сойти. Меня стошнило… Стошнило. Я не могу пилотировать».
Гоночный инженер: «Понял, давай в боксы».
Уэббер: «Попробую остаться на трассе… я, я. Мне плохо, но посмотрим, как буду чувствовать себя дальше».

Марк не просто остался на трассе, а вышел на второе место, что по меркам Red Bull Racing образца середины 2000-х было очень даже неплохо. Во время волны пит-стопов австралиец полидировал пять кругов. Но борьба со своим организмом, сложными условиями на трассе и не самой конкурентоспособной машиной – всё это оказалось зря. За 22 круга до финиша, когда на трассе находился сейфти-кар, его на торможении выбил новичок Формулы 1 из младшей команды Red Bull Себастьян Феттель. «Ну, разве это не дети?! Вы хорошо делаете свою работу, а потом они всё к чёрту портят!» – сказал умывшийся и пришедший в себя Уэббер на пресс-подходе.

«Я просто был недостаточно быстр». Карьера Марка Уэббера в цитатах

Перегрелся на солнце

Тепловой удар, а проще говоря перегрев организма – достаточно распространенная проблема в серии NASCAR, где гонки длятся по 3-4 часа, а кабина автомобиля практически не продувается. Так, после финиша прошлогоднего этапа в Атланте, прошедшего при 30-градусной жаре, медицинская помощь потребовалась сразу нескольким пилотам. В современной Формуле 1 такой проблемы не было даже в тропиках Малайзии и Сингапура: всё-таки в Ф1 и подготовка пилотов более совершенная, и гонки не такие долгие изнурительные, а кокпит продувается. Можно вспомнить только Гран При Германии-2003.

Минута славы. 10 пилотов Формулы 1, которые запомнились одним моментом

В тот день на Хоккенхаймринге пилоту Renault Ярно Трулли не здоровилось: второй день подряд у него была высокая температура. Вдобавок к этому и гонка выдалась жаркой в прямом и переносном смысле: столбик термометра достиг отметки в 32С, а Ярно пришлось всю гонку с кем-то бороться – с Дэвидом Култхардом, Михаэлем Шумахером, Фернандо Алонсо. На адреналине он доехал гонку, причем третьим, но после финиша был настолько обессилен, что организаторы даже на несколько минут отложили церемонию подиума, чтобы привести его в чувство. «Я ждал этого момента несколько лет и не собираюсь его пропустить из-за того, что у меня кружится голова», – сказал Ярно, завоевавший тогда свой второй в карьере подиум после дождевого Нюрбургринга-1999. На подиум он вышел, но ТВ-часть послегоночной пресс-конференции пропустил.

Стоит отметь, что почему-то Трулли неизменно тяжело давались жаркие гонки. На подиумах в Бахрейне, Малайзии он всегда с трудом стоял на ногах, а перед в интервью перед началом этих этапов часто подчеркивал, что готовился к жарким условиям по специальном программе.

Последствия авиакатастрофы

Конечно, Ландо Норрис попал в неприятную историю во время визита на финальный матч Евро-2020. Но знаете, британская пресса уж слишком раздула последствия этой истории: «Невозможно представить, через что он прошел!»; «Он не получил травм, но шокирован». По крайней через то, что 21 год назад прошел другой британский гонщик McLaren, ограбление Ландо не идет ни в какое сравнение.

2 мая 2000 года чартерный самолет, на котором Дэвид Култхард летел из Англии домой в Монако вместе со своей девушкой и личным тренером, потерпел авиакатастрофу в центральной Франции, неподалеку от Лиона. При падении самолет ударился носовой частью о землю и развалился на две части. Оба пилота погибли, а пассажиры через пролом в носовой части самостоятельно покинули самолет. После медицинского обследования все троих отпустили домой, а уже через три дня Култхард вышел на старт гоночного уик-энда Формулы 1 в Барселоне, несмотря на психологическое потрясение и сильную боль в ребрах.

На свободных заездах и в квалификации, по словам самого Дэвида, он чувствовал себя нормально. «Ушибы мне не мешают», – сказал шотландец по ходу этапа. Однако гонку он проехал, превозмогая боль в ребрах, которая становилась сильнее с каждым кругом. После финиша Култхард был чернее тучи, настолько его доконали эти болезненные ощущения. «Каждый день я чувствовал себя все хуже и хуже», – сказал пилот McLaren на пресс-конференции после финиша. А спустя несколько дней он прошел дополнительное медицинское обследование, которое выявило перелом трех ребер. С такой травмой Дэвид финишировал в Барселоне ни много ни мало вторым.

"Быстрые и яростные". Когда злость и жажда мести берут верх

Сломанная нога победе не помеха

В современной истории MotoGP есть достаточно примеров, когда травмированные гонщики возвращались в строй ещё до полного восстановления и героически финишировали на подиуме. Можно вспомнить, как в Ле-Мане-2008 Хорхе Лоренсо с трещинами костей обеих ног финишировал вторым. В Формуле 1 таких героических выступлений почти не бывает, поскольку, к счастью, травм очень мало. Однако есть один очень похожий случай.

В Монреале-1999 за четыре круга до финиша Хайнц-Харальд Френтцен из-за отказа тормозов попал в аварию и при столкновении с ограждением ударился правой ногой о переборку в кокпите. С ушибами немецкий гонщик был госпитализирован, и в больнице выяснилось, что одними синяками он не отделался: рентген показал трещину в коленной чашечке и перелом одного из суставов правой ноги. Но двойная травма не помешала Хайнцу-Харальду выйти на старт следующего этапа во французском Маньи-Куре и выиграть дождевую гонку, пусть и во многом за счет удачной тактики пит-стопов.

Как гонщик частной команды Jordan едва не стал чемпионом мира

«Это была очень болезненная травма. Ночами я спать не мог, если одеяло задевало мою правую ногу. Но пилотировать мне это практически не мешало, было больно только нажимать педаль газа в пол, но под дождем, при котором такой необходимости не было, ничего не болело», – вспоминает Френтцен, вышедший в тот день на подиуме, прихрамывая на травмированную ногу.

Рекорды наоборот. 7 любопытных антидостижений в Формуле 1

Комментарии для сайта Cackle