Пиастри и не снилось. Как Дженсон Баттон чуть не убежал из BAR, а потом сбежал от Williams

Иван Беликов
9 августа 2022 в 16:27
Фото: The-Race

По следам истории между Alpine и McLaren вспомнинаем главный трансферный скандал в Формуле 1 в 2000-х...

Перспективный Оскар Пиастри и его именитый менеджер Марк Уэббер наделали немало шуму в Формуле 1 на прошлой неделе, отказавшись от контракта с Alpine в пользу перехода в McLaren. Бывали ли в Формуле 1 сопоставимые скандалы? Да, причём ещё более невероятные, как с Дженсоном Баттоном в середине 2000-х. Будущий чемпион мира два лета подряд оказывался в центре трансферных разборок – один раз он рвался изо всех сил из BAR в Williams, а во второй, наоборот, категорически отказался присоединяться к коллективу Фрэнка Уильямса. Вспоминаем эту сумасшедшую историю.

Казалось бы, от добра добра не ищут. В 2004-м, на свой пятый год участия, Дженсон Баттон проводил свой лучший на тот момент сезон в Формуле 1. Англичанин регулярно финишировал на подиуме, боролся даже за второе место в чемпионате с Рубенсом Баррикелло из непобедимой на тот момент Ferrari. На Гран При Германии в Хоккенхайме, последнем этапе перед летними каникулами, Дженсон совершил впечатляющий прорыв с 13-го места на стартовой решётке на второе на финише. О чём ещё мог мечтать молодой пилот, который за предыдущие четыре сезона ни разу не поднялся на подиум? Но не всё было так радужно, как можно было подумать, глядя со стороны.

Дженсон Баттон и Михаэль Шумахер на подиуме Гран При Германии-2004 © The-Race
Дженсон Баттон и Михаэль Шумахер на подиуме Гран При Германии-2004Фото: The-Race

«Я чувствовал, что что-то намечается», – вспоминает экс-руководитель BAR Дэвид Ричардс и одно из главных действующих лиц той контрактной истории.

И действительно через пять дней грянул трансферный скандал, который в дальнейшем назвали «Баттонгейт». В первых числах августа Баттон объявил о возвращении в Williams в 2005 году. Дженсон вместе со своим менеджментом заверил Фрэнка Уильямса и его команду, что он свободный агент на следующий сезон. В Гроуве оперативно провели консультации с юристами и подписали соглашение. В конце концов, в команде на следующий сезон было сразу два свободных места: Хуан-Пабло Монтойя уходил в McLaren, а Ральф Шумахер решил перебраться в Toyota. Поэтому грех было отказываться от такой кандидатуры.

Вот только Дженс был не так уж и свободен. 31 июля закончился его опцион в контракте с BAR, знакомая дата, не правда ли? Но ещё 20 июля совет директоров команды одобрил опцион на продление, и за несколько дней до крайнего срока, 27 числа, менеджмент пилота был об этом уведомлен. Почему тогда Баттон и его агенты решили, что они могут уйти?

«Не помню точную формулировку из контракта Дженсона, но там был прописан пункт о наличии у нас соглашения на поставку заводского мотора. И они посчитали, что Honda не является нашим официальным поставщиком. Хотя я, как и наши юристы, был полностью уверен в том, что соглашение с японской компанией полностью соответствует этим требованиям. В общем, они зацепились за этот юридический пункт и посчитали, что вправе уйти», – рассказывает Ричардс.

Логика в решении Баттона в принципе была понятна. Honda в то время была просто поставщиком моторов для BAR – только через два года японцы выкупят активы в Брэкли и сделают команду заводской. А вот тандем Williams-BMW он считал как раз заводским проектом, да и просто верил, что у коллектива Фрэнка Уильямса больше ресурсов и возможностей для борьбы за победы и титулы, несмотря на то, что в том году команда его дебюта была медленнее BAR.

«Я верил, что с Williams сделаю следующий шаг в карьере и стану чемпионом», – объясняет англичанин.

На следующий день после того как Баттон объявил об уходе в Гроув, Ричардс заявил в прессе, что никуда не отпустит своего подопечного и будет биться за него до последнего:

«Некоторые конфликты лучше решать осторожно и за кулисами, но как только проблема становится достоянием общественности, вы должны встать плечом к плечу со своей командой и отстаивать общие интересы.

Мы были уверены в своей правоте, у нас на руках был подписанный контракт, и я прямо сказал Дженсону и Фрэнку, что не отступлю».

Фрэнк Уильямс © The-Race
Фрэнк УильямсФото: The-Race

Баттон, естественно, был не в восторге от такой настойчивости и в целом сложившейся ситуации, ведь дошло до того, что BAR и Williams обратилась в совет по соблюдению контрактов.

«Мне совсем не нравится вся эта ситуация, – сказал британский гонщик на пресс-конференции в Лондоне в сентябре. – Не хотелось всё так усложнять и влезать в такой скандал».

Руководитель BAR, в свою очередь, жёстко раскритиковал пилота и за попытку разорвать контракт, и за то, что он не посоветовался с ним лично. Досталось от Ричардса и менеджерам англичанина.

«Я недолюбливаю менеджеров пилотов. Понятно, что эти люди таким образом зарабатывают на жизнь, но иногда они приносят больше вреда, чем пользы», – заявил тогда глава команды.

Дженсон Баттон и Дэвид Ричардс © The-Race
Дженсон Баттон и Дэвид РичардсФото: The-Race

В конце концов комиссия по контролю за соблюдением контрактов запретила Баттону трансфер в Williams. Он публично заявил, что расстроен и не отказывается от планов вернуться в Гроув. И на самом деле вскоре британец подписал ещё один контракт с коллективом Сэра Фрэнка, но на только на 2006-й! Однако следующим летом всё перевернулось с ног на голову.

По ходу первой половины сезона-2005 Honda приобрела BAR, а BMW объявила о прекращении сотрудничества с Williams в конце года. Приоритеты британского пилота резко сменились, и он, наоборот, решил отказаться от контракта!

«Подписывая соглашение с Williams, я не знал, что у Honda такие грандиозные планы по команде в Формуле 1», – объяснил англичанин.

Дженсон Баттон на Гран При Бахрейна-2005 © The Race
Дженсон Баттон на Гран При Бахрейна-2005Фото: The Race

Самое интересное, что на этот раз Дженсон мог легко уйти, поскольку BAR провалила сезон, и на фоне слабых результатов можно было на законных основаниях сменить команду.

«Ирония в том, что Баттон остался бы, если бы команда построила конкурентоспособную машину. Но он захотел остаться в BAR и без хорошей команды», – усмехается Ричардс, ушедший из Брэкли в конце 2004-го.

Уильямс был непреклонен, и Дженсону стоило немалых денег, чтобы откупиться от контракта с конюшей, в которую он больше не хотел идти. Неустойка обошлась в 18 млн долларов! Но оно того стоило, ибо возвращение в Williams стало бы ошибкой.

Кто знает, как бы сложилась дальнейшая карьера Баттона, выбери он тогда команду Фрэнка Уильямса, которая как раз в 2006-м начала своё затяжное падение. Да, сезоны в 2007-м и 2008-м получились ужасными, но что была дальше дальше мы с вами прекрасно знаем. С построенной на остатках закрытого проекта Honda командой BrawnGP Дженсон стал чемпионом мира в 2009-м. Williams за те годы не выиграла ни одной гонки, считанные разы финишировала на подиуме и плотно застряла в рядах аутсайдеров.

В конце концов Дженсон всё-таки вернулся Williams – уже после завершения гоночной карьеры в качестве консультанта. Хотя, конечно, вряд ли команда вернёт ему те немалые деньги, заплаченные за расторжение контракта на 2006-й…

По материалам https://the-race.com/formula-1/the-bizarre-tale-of-buttons-two-aborted-williams-returns/

Дженсон Баттон на Гран При Бельгии-2004 © The-Race
Дженсон Баттон на Гран При Бельгии-2004Фото: The-Race

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle