Почему Формулу 1 может ждать нехватка качественных кадров
Командам Ф1 надо искать решение сейчас, пока не стало слишком поздно, призывает Эд Стро. По его мнению, уже весьма явственно просматриваются первые признаки грядущих проблем, которые сулят гонкам Гран При очень серьезные неприятности
Бывает так, что лишь спустя какое-то время становятся понятны все плюсы и минусы сделанного когда-то давно шага. В настоящий момент Формула 1 начинает ощущать на себе первые последствия решения, принятого четырьмя годами ранее: и весьма явственно проступают признаки грядущих неприятностей.
Несмотря на сотни миллионов, которые команды ежегодно тратят на создание, развитие и эксплуатацию техники Гран При, гонщики остаются фундаментально важным компонентом. Пилот не может выиграть без хорошей машины, но и достойная техника будет менее эффективна в руках не самого лучшего гонщика – в данном случае налицо симбиоз.
И хотя разница между самым обычным среднестатистическим спортсменом и первоклассным гонщиком, способным бороться за титул, не так велика, именно она позволяет одним проводить просто достойный сезон, а другим - демонстрировать выдающиеся выступления. Настоящие звезды способны регулярно бороться за самые высокие позиции. Чего стоит только целеустремлённость Фернандо Алонсо или же Себастьяна Феттеля, которые – что бы ни случилось – всегда будут бороться за максимально возможный в данной ситуации результат.
Но главное здесь в том, что в составе топ-команды обязательно должен выступать топ-пилот. И не просто хороший гонщик, а действительно превосходный. Таких не так уж и много – спросите об этом хотя бы Мартина Уитмарша.
В сезоне-2013 McLaren задает тон лишь в средней группе пелотона, но с точки зрения размеров, ресурсов, потенциала и амбиций - это, нет сомнений, топ-команда. В ее составе выступает чемпион мира Дженсон Баттон, очень сильный гонщик - хотя все же справедливо будет заметить, что добиваться успеха он может лишь при наличии некоторых условий. Временами британец демонстрирует искусный пилотаж, также он едва ли не лучше всех справляется с машиной, когда нужно ехать на сликах по сырой трассе - но его стабильность все же не назвать выдающейся.
Дженсона с удовольствием возьмёт к себе любая топ-команда, но их дуэт с Льюисом Хэмилтоном в 2010-12 годах работал просто идеально. Отчасти поэтому пара Баттона и Серхио Переса вызывает в McLaren известную озабоченность. Несомненно, в Уокинге продолжат сотрудничество с Дженсоном, но вот выступления его напарника – неплохие, но зачастую все же не слишком примечательные – побуждают боссов команды к раздумьям.
Правда, если McLaren захочет заменить мексиканца, найти альтернативу будет не так легко. В не столь отдаленном будущем реалистичной целью для команды может стать Фернандо Алонсо, но если с ним не получится договориться, кого можно взять в 2015-м? На этот вопрос сложно ответить.
Таким образом, мы вернулись туда, откуда пришли. Ф1 ждет нехватка качественных пилотских кадров в долгосрочной перспективе.
Сейчас этот вопрос стоит еще не слишком остро, но пройдут годы – и если ничего не изменится, проблема станет более насущной. Причем это вовсе не значит, что сейчас нет перспективных юных талантов – как раз-таки они есть, что является еще одним тревожным звонком.
Многие производители, инвестировавшие большие деньги в молодежные программы, сейчас покинули мир Больших Призов - что, конечно, не прошло бесследно. Но решение о запрете тестов, начиная с сезона-2009, стало в этом вопросе более значимым фактором - даже несмотря на то, что многим командам пришлось в силу объективных причин брать пилотов со спонсорской поддержкой.
Запрет на тесты по ходу сезона стал вынужденной мерой. Формуле 1 пришлось приспосабливаться к жизни без регулярных тестовых сессий, которые и до того понемногу шли на убыль - но по экономическим соображением пришлось окончательно поставить на них крест.
И одним из побочных последствий этого решения стало то, что начинающие гонщики оказались в безвыходной ситуации.
Все команды признают наличие проблемы, но организация трехдневных молодежных тестов стала не более чем простой формальностью - это, фактически, признание существования проблемы, но едва ли её решение. Ведь были и другие способы решить этот вопрос, причем позволяющие избежать огромного тестового километража в паузах между Гран При.
За исключением Red Bull Racing, которая располагает превосходной кузницей кадров в лице Toro Rosso, топ-команды в основном теперь вынуждены полагаются на своих соперников рангом пониже, которые волей-неволей готовят им новых звезд. В 2007-м McLaren смогла сразу посадить за руль своего давнего протеже Льюиса Хэмилтона, но британец имел в активе внушительное количество тестовых километров. Сейчас же ситуация коренным образом изменилась.
В McLaren все еще занимаются подготовкой юных пилотов, первым из них на очереди стоит Кевин Магнуссен, только что ставший чемпионом Мировой серии Renault.
Датчанин произвел впечатление на McLaren во время коротких молодежных тестов, но он не может сделать качественный шаг вперед, исходя из того километража, который наработал за один день испытаний. Как верно подметил Уитмарш в самом начале сезона, если вы предлагаете небольшой команде посадить за руль своего талантливого протеже, первый вопрос, который возникает, касается денег.
Если даже McLaren не способна должным образом готовить своих будущих звезд, на что же молодым гонщикам остается надеяться? В конечном счете, только на везение. В частности, на то, что небольшие команды будут привлекать талантливых пилотов, способных прогрессировать. И хотя это достаточно эффективный метод, в нем также есть немалая доля риска.
Но какое решение примут в Уокинге, если сочтут, что Перес недостаточно хорошо справляется со своей работой и не может сравнительно быстро достигнуть уровня Алонсо? В команде вполне могут посчитать, что Магнуссен подойдет на эту роль лучше, но бросать датчанина в бой на будущий год без серьезного опыта за рулем машины Ф1 будет очень рискованно.
Более того, у McLaren даже нет возможности собрать всех претендентов и провести им одновременную сравнительную сессию – потому как она тоже запрещена правилами. Таким образом, команда больше не может гарантировать, что сможет получить лучший ключевой компонент: гонщика.
Все эти доводы можно интерпретировать как аргумент за возвращение неограниченного количества тестов, но такой шаг стал бы недальновидным. Несмотря на то, что по ходу следующего чемпионата вернутся "внутрисезонные" тестовые сессии – их будет четыре по два дня каждая, – большая часть времени за рулем машин все равно достанется призовым гонщикам команд и опытным пилотам-испытателям, так что это не выход. Все, кто считают, что такое решение позволит коренным образом изменить программу подготовки молодых талантов – сильно ошибаются.
McLaren сейчас столкнулась с тем, что впоследствии может иметь колоссальные последствия. Но подопечные Мартина Уитмарша оказались не одиноки в подобной ситуации. Ferrari активно продвигала перспективного Жюля Бьянки, но тот факт, что француз оказался-таки в нынешнем сезоне в кокпите Marussia, стал по большому счету везением – если бы спонсоры Луиса Разии вовремя перевели деньги на счета российской команды, Бьянки в лучшем случае ездил бы за Force India в пятничных тренировках.
В Mercedes также могут гордиться свое молодежной программой: в команде добились, чтобы их протеже Даниэль Хункаделья поехал за Williams на июльских молодежных тестах в Сильверстоуне [так как самих подопечных Росса Брауна от тех заездов отстранила FIA]. Помимо этого, штутгартцы также помогли Сэму Бёрду – еще одному гонщику с солидным послужным списком, который пока так и не смог пробиться в гонки Гран При – получить дополнительный опыт за рулем машины Ф1.
Но как только их ставленники оказывается на пороге Больших Призов, многие команды уже не в силах помочь им чем-то, кроме, разве что, отдельных возможностей поработать за рулем техники Ф1 прошлых лет.
Потому, даже когда молодые пилоты добираются до заветной стартовой решетки, им требуется провести два-три сезона, прежде чем они добьются того прогресса, которого бы легко достигли за год при разрешенных тестах в прошлом десятилетии.
В итоге, когда эти гонщики готовы занять место в топ-команде - как, например, Нико Хюлькенберг - люди по-прежнему сомневаются в них, ведь по-прежнему неизвестно, на что молодежь способна за рулем быстрой техники – даже несмотря на то, что в менее крупных командах их талант заметен невооруженным взглядом (хотя для McLaren в случае с Хюлькенбергом беспокойство также могут вызывать его рост и вес).
Итак, предполагая, что крупные команды Ф1 не хотят и не имеют возможности идти дорогой Red Bull и создавать свои собственные кузницы кадров на примере Toro Rosso, какой же выход можно избрать в сложившейся ситуации?
Выдавать командам на первые полчаса утренней пятничной тренировки Гран При дополнительный комплект шин, чтобы новички смогли поработать, а после их сменят за рулем основные пилоты команды – весьма неплохой вариант. Но это лишь малый шаг для развития юных талантов.
Другие предпочитают более радикальный подход и предлагают отдать все тестовые сессии по ходу сезона молодым пилотам. При всем уважении к Гэри Паффету, в этом случае стоит ввести ограничения по возрасту и количеству пройденной за рулем машины Ф1 дистанции, чтобы оставить в стороне опытных "профессиональных" тест-пилотов. Но сейчас уже поздно говорить об этом, тем более, что такое предложение все равно бы не нашло поддержки.
Но в то же время, дополнительные заезды для новичков должны появиться – в такой форме, чтобы команды стремились использовать их по назначению: возможно, им следует выдавать дополнительные комплекты резины или же нечто подобное. Тогда это будет полезно не только пилоту, но и гоночному коллективу с прицелом на уик-энд.
В конечном счете, главное – чтобы команды коллективно искали решение этой проблемы. Сейчас многие боссы стали отчасти винить самих себя в том, что не смогли прийти к единому знаменателю, когда им представилась уникальная возможность самостоятельно определить вектор развития спорта. К сожалению, даже публичное признание ошибок уже ничего не изменит.
Если они не смогут прямо сейчас единогласно выработать толковое решение наиболее насущных проблем с сокращением расходов, то вопросы куда более долгосрочные, вроде подготовки молодых пилотов, едва ли возникнут на повестке дня.
Но в конце концов этот вопрос все равно назреет. Нынешним лидерам уготована долгая карьера, однако они не способны выступать до бесконечности.
Если найти способ готовить молодых гонщиков, это станет благом для всех и позволит в будущем избежать повторения неопределенной ситуации, в которой сейчас оказалась McLaren.
Ведь если команды станут выбирать свой главный актив, полагаясь только на собственное чутье, ничего хорошего из этого точно не выйдет.