Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Как Грожан стал угрозой для Райкконена

Джонатан Нобл
13 октября 2013 в 11:33

Лишь год назад Ромен Грожан находился под шквалом критики со стороны соперников за многочисленные инциденты на трассе. Теперь же он оказывает давление на своего именитого партнёра по команде, а его будущее в Формуле 1 ещё никогда не было таким радужным. Джонатан Нобл разбирается в произошедшем

Один год – очень долгий период в Формуле 1.

Двенадцать месяцев назад Ромен Грожан покидал Сузуку с поджатым хвостом и горящими ушами, что было немудрено после той взбучки, что устроил Марк Уэббер в гостевом домике Lotus из-за столкновения через два поворота после старта.

В этот уик-энд Грожан приехал на Гран При Японии, не только оставив позади невзрачный старт сезона, но и превратившись в серьезную угрозу дли лидера команды Кими Райкконена.

Француз шёл к этому очень долго. В этом году даже были случаи – как, например, в Монако, – когда менеджмент команды Lotus всерьёз задумывался о профпригодности Ромена.

Но у него получилось. На последнем этапе в Корее Грожан выступил очень здорово, и только лишь из-за досадного невезения, выразившегося в появлении на трассе машины безопасности, его огромное, добытое тяжёлым трудом преимущество над Кими Райкконеном было сведено на нет, в результате чего финн оказался достаточно близко, чтобы воспользоваться ошибкой своего напарника.

Невезение Ромена продолжилось, так как он не смог контратаковать Кими из-за жёлтых флагов в конце следующей прямой – по правилам в этом случае пилоты лишены возможности задействовать систему DRS.

Но факт проигрыша напарнику в борьбе за второе место вовсе не говорит о том, что Грожан еще должен много чего сделать, прежде чем докажет готовность вести команду за собой. На самом деле, он уже готов.

После Гран При Германии некоторые представители команды в частных разговорах предполагали, что в голове Грожана словно сработал какой-то переключатель. Так или иначе, но в шести гонках, начиная как раз с Нюрбургринга, француз являл собой грозную силу.

Он четыре раза оказывался быстрее Райкконена в квалификации и доказал, что в состоянии вести борьбу за самые высокие места с любым из соперников в пелотоне.

Гоночный директор Lotus Алан Пермейн работал с пилотами в Энстоуне – британец также хвалит последние успехи Грожана. Он не сомневается, что Ромен сильно изменился по сравнению с прошлым годом.

В Корее Грожан был не в восторге после потери второй позиции © LAT
В Корее Грожан был не в восторге после потери второй позицииФото: LAT

«Просто до неузнаваемости, - говорит Пермейн о переменах, произошедших с гонщиком. – Он завершал прошлый сезон в более-менее неплохой форме, но на Сузуке [2012] в очередной раз уcтроил аварию на первом же круге - на этот раз с Марком. Поэтому Ромен довольно осторожно доезжал прошлый сезон - и точно так же осторожно начал текущий чемпионат.

Затем был этап в Монако, ставший для него настоящей катастрофой. Он был быстр, чрезвычайно быстр - но не сумел собраться, продолжая раз за разом разбивать свою машину, а квалификацию провел просто ужасно.

После чего команда провела несколько довольно посредственных Гран При, но в Нюрбургринге в нём что-то изменилось».

В наши дни быть успешным гонщиком значит куда больше, чем просто показывать хорошую скорость за рулём машины. Необходим особенный ментальный подход к работе, включающий в себя усилия, направленные на самоусовершенствование и развитие команды – а также правильный выбор приоритетов для достижения максимальных результатов.

По мнению Пермейна, Ромен сумел сфокусировать своё внимание на главном, не распыляясь на детали, что и стало главной причиной выхода на качественно новый уровень.

«Его отношение к делу изменилось, - говорит Пермейн. - Вне кокпита он стал намного более спокойным, научился концентрироваться на главном и не паниковать – от него больше не услышишь эмоциональных возгласов вроде 'Сцепления нет!' или 'тормоза ни к чёрту!'.

В любом случае, когда пилотируешь одну из этих машин, всегда есть трудности. Что-то обязательно будет не так, потому что от такой техники невозможно добиться стопроцентного послушания.

Прежде он слишком много внимания уделял разным мелочам, что неизбежно сказывалось негативно на общей картине. Теперь же он говорит нам 'вот этот компонент не работает' – и мы отложим проблему в сторону и будем работать над сотней других вещей, о которых действительно стоит беспокоиться. А когда всё главное сделано, мы можем вернуться и уладить тот вопрос».

Возможно, появление на свет первенца тоже сыграло свою роль.

Пермейн добавил: «У Ромена произошло очень важное событие – родился ребёнок. И пусть пополнение в семье произошло не точно в дни Гран При на Нюрбургринге, но вскоре после этого [гонка прошла 9 июля, а крохотный Саша появился на свет 29-го].

Похоже, рождение ребёнка заставило его переосмыслить ценности и понять, что есть кое-что гораздо более важное, чем работа тормозов в первом повороте. Возможно, он стал более спокойным. Я точно не знаю, как бы то ни было, Ромен изменился к лучшему – и становится всё сильнее и сильнее».

Кроме того, прогрессу Грожана сыграли на руку некоторые факторы технического характера.

«Он очень любит настраивать тормоза таким образом, чтобы они определяли для него прохождение всего поворота, – пояснил Пермайн. – Меняя параметры KERS, вы забираете от задних тормозов больше или меньше энергии, что непосредственно сказывается на тормозном балансе. Поэтому мы можем влиять на ситуацию путём изменения картографии двигателя.

Пермейн и Грожан © LAT
Пермейн и ГрожанФото: LAT

Нам потребовалось некоторое время, чтобы настроить всё по его вкусу. Теперь он полностью доволен – таким образом, мы сэкономили много времени пятничных тренировках. Теперь он сразу начинает уик-энд на более высоком уровне, фокусируя своё внимание на других вопросах».

На последних Гран При с капитанского мостика Lotus на француза оказывался немалый прессинг: он должен был выходить из первого квалификационного сегмента, не прибегая к помощи более мягкого состава резины – и это явный признак, что команда верит в своего пилота.

Когда в силу вступает принцип "сделай или умри", это однозначно говорит – боссы уверены в силе своих подопечных и знают, что они ничего не испортят.

«Во время квалификации в Корее и Сингапуре мы оказывали на него огромное давление, - вспоминает Пермейн. – Мы говорили ему: "Ты можешь провести первый сегмент на жестком составе, но нет никакого смысла сразу выезжать на нем, поскольку характеристики асфальта сильно меняются, потому попытку надо совершать на последних минутах.

Разумеется, если ты сделаешь что-то не так, у тебя уже не будет времени переобуться в более мягкий состав. А если совершать первую попытку с таким расчетом, чтобы иметь возможность провести еще одну на другой резине, то ты не получишь преимущества от улучшения уровня сцепления трассы и не сможешь проехать достаточно быстро".

Он ответил: "Давайте попробуем". Мы пробовали – и он демонстрировал результат. Это серьёзный вызов. Ранее он провалился бы, но сейчас у него получается».

Пермейн убеждён, что команде очень важно иметь в своем составе пилота, который может так выступать в квалификации – компоненте, в котором, несмотря на все свои плюсы в гонках, так и не сумел преуспеть Райкконен.

«Я не хочу отзываться плохо о Кими, поскольку он проделывает для нас фантастическую работу, – отметил гоночный директор. – В последних гонках он квалифицировался не лучшим образом, но умудрялся приезжать на подиум.

Но это не может длиться вечно. Пилоту необходимо быть в состоянии хорошо выступать как в квалификации, так и в гонке. К сожалению, в субботу Кими явно не хватает темпа, и если в следующем сезоне резина станет более жёсткой, то проблемы Райкконена могут стать даже серьёзнее».

Еще недавно все сотрудники Lotus хотели сохранить Кими, однако стремительно прибавляющий Грожан дал команде повод чувствовать уверенность в будущем. Это чувство ещё окрепнет, если энстоунцам удастся заполучить Нико Хюлькенберга.

Райкконен, Алонсо, Феттель и Хэмилтон – большие имена в Формуле 1. Но результаты Гран При Кореи – и в еще большей степени Гран При Японии – дали всем понять, что прежних лидеров всё активнее теснит новое поколение пилотов.

Как Грожан стал угрозой для Райкконена
Как Грожан стал угрозой для Райкконена

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle