Давайте отдадим Феттелю должное

Эд Стро
28 октября 2013 в 20:26

Себастьян Феттель, возможно, не самый популярный пилот среди болельщиков Формулы 1. Однако критика в адрес немца по ходу сезона далеко не всегда была оправданной, уверен Эд Стро

Можете ли вы вспомнить еще хоть одного пилота, которого так нещадно критиковали просто за то, что он превосходно выполняет свою работу?

Его уровень выступлений в течение последних четырёх лет был просто непревзойденным. В свои 26 лет, имея за плечами всего шесть с половиной сезонов в Формуле 1, он уже четырёхкратный чемпион мира. Немец встал в один ряд с такими великими пилотами, как Михаэль Шумахер, Ален Прост и Айртон Сенна, уступая только им по количеству завоёванных побед. Кроме того он третий в истории по числу завоёванных поулов. Однако и эта статистика рассказывает лишь часть истории.

Самое же ужасное прегрешение Феттеля вот в чем: имея своем в распоряжении лучшую машину, он сполна использует все её возможности. Выражаясь иначе – делает всё то же самое, что и любой другой пилот, мечтающий достичь своих целей в автоспорте.

Без сомнений, техника Red Bull Racing порой является просто непревзойдённой: так было в 2011-м году, так есть в нынешнем сезоне – хотя это стало очевидно лишь после летнего перерыва. Однако в 2010-м и в 2012-м на пути к чемпионским титулам немцу пришлось отыгрывать серьёзное отставание в общем зачёте. Было ли это простой задачей? Вряд ли.

Вспомните прошлогоднюю гонку в Бразилии. Феттель оказался в предельно затруднительном положении, когда его развернуло на первом круге после контакта с Бруно Сенной. Однако то, как он смог отыграться за рулём повреждённой машины, полностью доверившись технике, готовой отказать в любой момент, уже вошло в легенды.

Выступление Феттеля в Бразилии в 2012-м году уже стало легендарным © LAT
Выступление Феттеля в Бразилии в 2012-м году уже стало легендарнымФото: LAT

Непрекращающиеся споры о том, что важнее для успеха – пилот или машина – довольно глупое занятие. В автоспорте всегда была важна удачная комбинация этих двух факторов.

Пилот не в состоянии изменить законы физики и побеждать за рулём посредственной машины, он лишь может сполна использовать те возможности, которые получает. Великим это удается куда чаще, чем "среднестатистическому" гонщику (хотя и последние являются несомненными профессионалами).

Учитывая высокий уровень конкуренции в современной Формуле 1, просто достойный пилот за рулём сильной машины будет испытывать немалые трудности с тем, чтобы выиграть титул – и, скорее всего, потерпит неудачу.

Не стоит также недооценивать, насколько великий гонщик дополняет своими действиями хорошую машину. Только взгляните, как блестяще Феттель проходит медленные повороты.

Сенну хвалили за умение грамотно работать с педалью газа, поддерживая необходимый уровень оборотов турбины, чтобы выплеснуть всю энергию в нужный момент. Точно также и Феттель идеально управляет задней частью машины, используя энергию выхлопных газов для создания дополнительной прижимной силы как раз тогда, когда ему это нужно – не допуская ни малейшего шанса "потерять" машину. Это настоящее искусство, находящееся за пределами возможностей даже такого хорошего пилота, как Марк Уэббер.

Чтобы добиться подобного, необходимо так настроить машину, чтобы она на 100% верно отвечала на приёмы конкретного стиля пилотирования; и это лишь один из примеров того, как Феттелю удаётся постоянно удерживать технику на пределе её возможностей.

Ранее его беспричинно критиковали за неспособность обгонять соперников, но в нескольких последних Гран При Себ не раз совершал ключевые манёвры на первых кругах гонки или же после пит-стопов, что предопределяло дальнейший успех в гонке. На протяжении последних четырёх лет именно это позволяло ему диктовать свои условия на дистанции, нежели исполнять роль догоняющего.

Именно такой подход был заложен в основу философии Red Bull Racing: команда старается настроить машину с прицелом на лучшее время по итогам круга, а не на высокую максимальную скорость на прямой. Некоторые из этих обгонов по своей философии были близки к "всё или ничего", но именно они позволяли немцу победить в гонке, а не финишировать вторым или третьим.

Феттель обладает непревзойдённой трудовой этикой © LAT
Феттель обладает непревзойдённой трудовой этикойФото: LAT

Трудовая этика Феттеля также заслуживает отдельного внимания. Он, как и все спортсмены экстра-класса, камня на камне не оставляет от проблем, и даже не допускает мысли, чтобы просто обойти трудности стороной.

Он учится на своих ошибках. В прошлом году в Китае он предпочёл старую версию задней части своего автомобиля, так как ему не понравилось поведение новой.

В тот уик-энд Эдриан Ньюи сконцентрировал своё внимание на машине Уэббера, а Феттель столкнулся с трудностями. После того случая он понял, что ему нужно научиться адаптироваться – и впредь поступал только так.

Но давайте посмотрим правде в глаза - критиков интересуют не достижения Феттеля – а то, что ему не удалось. После первых успехов он так и не оказался в ситуации, когда имел бы не самую конкурентоспособную машину. Именно такая сейчас у Фернандо Алонсо, можно вспомнить и первые годы Михаэля Шумахера в Ferrari. Почему так? Потому что он до сих пор пользуется плодами своего первого успеха.

В будущем непременно наступит момент, когда Фетель окажется за рулём не столь быстрого автомобиля, как сейчас. Характер, который он не раз демонстрировал за эти четыре года, сыграет ему добрую службу, когда это произойдёт. Однако несправедливо критиковать пилота, пока еще находящегося в более или менее начальной фазе карьеры, за то, что он ещё не вступил в новый период.

Это правда – он пока ещё не выступал с по-настоящему звёздным напарником, однако Себастьян заслуживает похвалы за то, что сумел превратить достаточно сильного партнёра в лице Марка Уэббера в гонщика, выглядящего весьма средне. Но все же мы ещё не видели немца в деле против напарника-чемпиона.

Такое противостояние всегда выглядит крайне аппетитным, и любой болельщик Формулы 1 хотел бы увидеть Себа в такой ситуации. Но можете не сомневаться, такие пары образуются крайне редко. Тандем Ferrari следующего года в лице Алонсо/Кими Райкконен станет лишь шестым случаем в истории Больших Призов, когда в одной команде сойдутся два обладателя титула.

Критики часто подчеркивают тот факт, что Феттель – безусловный номер 1 в команде. Это не подлежит сомнению. Побеждать в Формуле 1 настолько сложно, что можете быть уверены – Уэббер несомненно стал бы опорной точкой Red Bull Racing, если бы превосходил напарника. Точно так же, если в следующем году Риккардо окажется быстрее Феттеля, в команде не будут жертвовать результатами, чтобы попытаться подтянуть Себастьяна.

Феттель - первый пилот Red Bull Racing, но он заслужил это право © LAT
Феттель - первый пилот Red Bull Racing, но он заслужил это правоФото: LAT

Феттелю еще предстоит столкнуться со многими трудностями. Люди спешат его критиковать не только за то, что он не сделал – но и за то, что он даже не имел возможности сделать. Проанализируйте детально, сколь грамотно и эффективно он смог распорядиться лучшей машиной в пелотоне (лучшей, но не настолько недосягаемой, какими время от времени наслаждались великие гонщики) – и вы увидите его подлинное мастерство.

Довольно справедливо было бы не спешить с оценками масштаба успехов Себастьена до тех пор, пока он не пройдёт через разнообразные условия, и его статус будет постоянно вновь и вновь держать проверку на прочность по ходу карьеры. Но допускать, что он не заслуживает этого успеха, просто бессмысленно.

Для меня, как для журналиста AUTOSPORT, большая честь освещать четыре (первых?) чемпионских сезона Феттеля. То, как он ведет себя вне трассы, его виртуозная работа за рулём, его способность демонстрировать результат тогда, когда это действительно важно, не оставляют сомнений – немец и впрямь велик, и когда он столкнётся с новым вызовом в своей карьере, то, несомненно, справится с ним.

Жаль, что люди спешат усомниться в его достижениях. Феттель – настоящий природный феномен. Он так же неустанен как Алонсо, и так же прекрасно выступает в квалификациях, как Сенна. Спустя десятилетия нам будут завидовать – ведь мы имели возможность воочию следить за его работой. В равной мере и мы можем лишь сожалеть, что слишком молоды – и потому не могли стать свидетелями успехов Джеки Стюарта или Джима Кларка.

Конечно, есть и ещё кое-что – это характер Феттеля. Честно говоря, то, как он зачастую воспринимается в мире, является чрезвычайным искажение реальности. Он всегда был неизменно вежливым, скромным и тактичным в общении. Он чрезвычайно любим в команде. Этот пилот сочетает в себе блеск на трассе и приветливость вне кокпита. Так что образ, который иногда рисуют, можно назвать обыкновенной клеветой.

Да, он допустил потрясающий просчет, когда этой весной возомнил, будто может идти против приказов команды – и обогнал Уэббера, выиграв Гран При Малайзии. Это негативным образом отразилось на его имени, но все же несправедливо брать данный эпизод как повод для осуждения всех его последующих действий.

Феттель: вежливый, скромный и любезный © LAT
Феттель: вежливый, скромный и любезныйФото: LAT

В конце концов, он никогда предумышленно не направлял машину в сторону конкурента в споре за титул, как делали некоторые из тех, кто теперь окружает немца в списке рекордсменов. Он также не стал прибегать к разного рода играм разума и психологическим манипуляциям, чтобы получить в команде особый статус – мы знаем, есть те, кто не прочь действовать так.

Без сомнений, Феттель велик – это можно утверждать, основываясь на том, как он работает, как пилотирует машину, как взаимодействует с командой. Да, была одна ошибка, но, учитывая плотность борьбы и высокий уровень конкуренции, любой может оступиться.

Финальную оценку его достижениям на фоне пантеона звезд Формулы 1 можно будет делать тогда, когда карьера гонщика будет завершена. Естественно, в следующем году, учитывая новые правила, перед лицом Феттеля окажется абсолютно новый вызов. Мы получим шанс увидеть, как он адаптируется к новому стилю пилотирования, возможно, не самой быстрой машины.

Но можете не сомневаться – он уже великий. Осталось ответить лишь на один вопрос – насколько?

Отдайте Феттелю должное
Отдайте Феттелю должное

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle