Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Гран При Абу-Даби: обзор гонки от Марка Хьюза

Марк Хьюз
12 ноября 2013 в 3:48

Даже по его собственным стандартам выступление Себастьяна Феттеля в Абу-Даби получилось выдающимся. Марк Хьюз рассказывает о том, как чемпиону удалось раскрыть на трассе Яс-Марина новые грани своего дарования

Соперники пытались навязать Себастьяну борьбу, а в итоге это только увеличило его преимущество.

При старте со второй позиции гипотетически угрозой для него могли быть:

1) Марк Уэббер – с ним удалось разобраться прямо на старте. Как уже случалось ранее, Марк скверно начал движение, в итоге пропустил вперед не только напарника, но и Нико Росберга на Mercedes.

К тому моменту, как Уэбберу все же удалось вновь отыграть позицию у Росберга, Феттель уже отъехал от них на 26,5 секунды, отыгрывая в среднем по секунде с лишним за круг. Но по ходцу всех дистанции не было такого момента, когда бы Марк демонстрировал то же потрясающее сочетание скорости и аккуратной работы с резиной, что было у Себастьяна. Вне зависимости от событий на старте, победа Феттеля стала на 100% заслуженной.

2) Ромен Грожан – пилот Lotus был «темной лошадкой». Несмотря на то, что квалифицировался он только седьмым, было очевидно, что на самом деле его скорость гораздо выше. Скромный результат стал следствием технических неполадок, у пилота не было возможности быстро переключать передачи – и когда с проблемой разобрались, француз, казалось, мог ехать как минимум в темпе Уэббера.

Добавьте к этому возможность проехать на мягкой резиной больше, чем все остальные – и вполне вероятна перспектива борьбы с Red Bull Racing, как это уже было на Нюрбургринге. Главным для Ромена было не застрять на старте за Sauber Нико Хюлькенберга, чья скорость на прямых очень высока.

С этой задачей Грожан разобрался сразу же, а заодно оставил позади и Mercedes Льюиса Хэмилтона, прорвавшись на четвертую позицию. Неплохо. Но затем все пошло не по плану, так как в Lotus вынуждены были реагировать на ранний пит-стоп британца из Mercedes (у него начала гранулироваться резина) – Ромен поехал в боксы на круг позже, чем Льюис, побоявшись упустить добытую позицию. Но после этого пришлось забыть о длинном первом отрезке на мягких шинах, как изначально планировали в команде из Энстоуна.

Бросить вызов RBR в итоге не получилось, более того, Грожан оказался догоняющим в споре с Нико Росбергом. Однако темп француза в гонке красноречиво говорил, что противопоставить Феттелю ему все равно было бы нечего. Впрочем, как и всем остальным на данный момент.

«В последнее время ему удалось поднять еще выше планку собственных возможностей, – с восхищением рассказывал о своем пилоте Кристиан Хорнер. – Просто невероятно, как ему удается при столь высоком темпе так тонко чувствовать работу резины. Похоже, он в состоянии использовать их эффективнее, чем все остальные гонщики в пелотоне».

Завоевание поула стоило Уэбберу огромных усилий © LAT
Завоевание поула стоило Уэбберу огромных усилийФото: LAT

Поул достался Уэбберу благодаря невероятному волевому усилию – ему пришлось выйти далеко за пределы своей «комфортной зоны». Но долго оставаться вне ее, да еще и сражаться с тем, кто от природы легко справляется со столь сложными задачами в плане пилотажа, австралийцу было уже не под силу. Особенно на мягких сликах.

«Всякий раз, когда нам предлагают состав Soft, – размышлял Марк, – мне приходится туго. Конечно, это расстраивает, но что поделать. Если хочешь быть быстрым, надо использовать эту резину, но работать с ней очень сложно. А когда определяющим становится износ задних шин, как было здесь, то у меня возникает больше проблем, чем у Себа. Так происходило всегда – с начала 2011 года».

Старт Уэббера сложно назвать превосходным, но и провальным он тоже не был. Просто Марк начал движение хуже Феттеля, которому удалось захватить лидерство еще до первого поворота. Пара пилотов Mercedes, уходившая в бой со второго ряда, стартовала лучше представителей Red Bull Racing, что и позволило Росбергу по внешней траектории опередить Марка и выйти на вторую позицию.

Хэмилтон тоже начал быстро, но ему оставалась только внутренняя часть трассы перед первым поворотом. Оставаясь на ней, Льюис мог бы попасть под удар машины Уэббера на апексе. Ему пришлось уступить, чтобы избежать столкновения – и мимо по внешней стороне тотчас проскочил Грожан, заняв четвертую позицию.

Следом Хюлькенберг опередил Фелипе Массу в борьбе за шестое место, а чуть позже Фернандо Алонсо на второй Ferrari оставил позади McLaren Серхио Переса в медленном седьмом повороте.

Для Райкконена гонка вышла предельно короткой © LAT
Для Райкконена гонка вышла предельно короткойФото: LAT

Стартуя с последнего ряда, Кими Райкконен тотчас столкнулся с Caterham Гидо ван дер Гарде, повредив рулевую тягу своей Lotus. Дженсон Баттон на первом круге сломал переднее крыло в контакте с Force India Пола ди Ресты. Англичанину пришлось ехать в боксы, чтобы сменить носовой обтекатель – и ранний первый пит-стоп испортил ему гонку.

Когда механики Ferrari сняли перед стартом термочехлы с колес на машине Фернандо Алонсо, многих удивило то, что испанец собирается стартовать на резине Soft, хотя и не обязан делать этого, квалифицировавшись вне первой десятки.

Мягкий состав приходил в негодность в пять раз быстрее Medium, что приходилось учитывать при разработке тактики. Но у итальянцев была пара веских причин, чтобы сделать такой выбор.

Прежде всего, по ходу тренировок выяснилось, что Ferrari очень плохо работает с резиной Medium в условиях предшествующей сумеркам высокой температуры полотна. Солнце должно было зайти через 20 кругов после старта, после чего асфальт начал бы остывать, и ехать на шинах Medium пилотам Скудерии становилось бы всё легче. Во-вторых, инженеры рассчитали, что если кто-то из их пилотов продержится на Soft до 18-19 круга, то можно попробовать преодолеть оставшиеся 36-37 на одном комплекте Medium – и это притом, что большинство соперников планировали два пит-стопа.

Уэббер попробовал за счет слип-стрима оперативно обойти Росберга в конце длинной прямой перед восьмым поворотом, но немцу удалось отбиться и чуть нарастить свое преимущество. Все это играло на руку Феттелю – его отделяла от напарника более медленная машина, а Уэббер, и Росберг теряли время в борьбе друг с другом.

Уже в конце первого круга Феттелю удалось создать отрыв в 1,9 секунды, после чего немец продолжал отыгрывать у соперников как минимум по секунде на круге. При таком раскладе было совершенно неважно, что его скорость на задней прямой была примерно на 11 км/ч ниже, чем у любого из оппонентов.

На время Росбергу удалось вклиниться между пилотами Red Bull © LAT
На время Росбергу удалось вклиниться между пилотами Red BullФото: LAT

Росберг был вполне доволен поведением своей машины на стартовом комплекте резины, особых проблем у него не было, так что ситуация просто отражала реальную силу Mercedes в сравнении с Red Bull – по крайне мере, в сравнении с Red Bull Феттеля.

А вот Уэббер вскоре начал испытывать проблемы с резиной и постепенно отставать от Нико, к нему даже подобрался Грожан. Еще через пару-тройку кругов ситуация усугубилась тем, что на машине австралийца стал перегреваться KERS, и его пришлось отключить на круг, чтобы вернуть температуру в норму. Но все же Ромен не имел возможности для обгона: слишком «короткие» передачи не позволяли ему выйти вперед даже в зоне DRS.

Уэббер не единственный испытывал проблемы с шинами. У Хэмилтона темп начал падать уже через 12 кругов – задняя резина стала активно гранулироваться. Свой комплект он уже использовал во второй части квалификации, когда выехал на трассу и сразу же вернулся в боксы, а в третьей Льюис совершил на нем первую полноценную попытку.

Стартовать он планировал на других шинах, но в решающий момент субботней сессии закрутился на трассе, потому – по правилам – вынужден был начинать гонку именно на том комплекте, на котором показал быстрейшее для себя время в финале квалификации. А раз так – шины на Mercedes были как минимум на пару кругов “старше”, чем у остальных.

В результате решение просто показаться на трассе во втором сегменте как снежный ком повлекло за собой массу проблем, и уже в конце седьмого круга гонки Льюису пришлось отправился на пит-стоп за резиной Medium. Стало понятно, что у него точно будет две остановки в боксах.

Проблемы Хэмилтона, как уже говорилось, отразились и на Грожане. В отличие от Индии, на этот раз в Lotus отнюдь не были уверены, что хотят пройти всю дистанцию с одним пит-стопом. Не то, чтобы это было физически невозможно, просто по расчетам получалось, что эта тактика не самая выигрышная по времени.

Потому, исходя из варианта с двумя остановками для своего единственного продолжающего гонку пилота, в Lotus были вынуждены менять ему шины на круг позже британца, чтобы Ромен не потерял позицию относительно Льюиса. Пит-стоп Грожана состоялся как минимум на пару кругов раньше, чем планировалось, и в итоге он потерял время относительно Росберга. Но, по крайней мере, отставание француза от Уэббера вроде бы не должно было увеличиться: Марк остановился на том же круге. До заезда в боксы между ними было примерно полсекунды.

Механики Red Bull Racing сработали на четыре десятых быстрее, чем их коллеги у гаража Lotus, так что преимущество австралийца выросло, причем настолько, что едва выехав из боксов, он смог при помощи DRS опередить Sauber Эстебана Гутьерреса. К тому моменту, как Грожан смог в свою очередь обойти мексиканца, Уэббер отъехал от него уже на три секунды. На резине Medium Марк начал лучше чувствовать баланс машины, и дела у него наконец-то пошли в гору.

Преимущество Росберга над Уэббером до пит-стопов было таким, что немец смог остановиться в боксах на два круга позднее соперника и при этом удержаться впереди него. Но, в отличие от Марка, он ощутил, что Mercedes на резине Medium едет хуже.

Феттель проводил безупречную гонку в полном одиночестве© LAT
Феттель проводил безупречную гонку в полном одиночествеФото: LAT

А Феттель всё еще продолжал оставаться на трассе. Даже после того, как все пилоты, планировавшие останавливаться два раза, уже побывали в боксах, он все равно на своем изношенном комплекте Soft был быстрее, чем любой из них на новом Medium. Немец по-прежнему чувствовал себя прекрасно, поддерживал идеальный ритм и все так же аккуратно работал с резиной.

«Временами у меня было ощущение, что машина просто летит», – рассказывал позже чемпион. В тот день он был особенно хорош. Себ остановился в конце 14-го круга и вернулся на трассу, продолжая лидировать: он не уступил даже тем, кто пытался пройти гонку с одним пит-стопом (в частности, Массе, Алонсо и Полу ди Ресте на Force India, которые в этой фазе поднялись на вторую, третью и четвертую позицию соответственно). Росберг – единственный, кто еще мог представлять хоть какую-то угрозу для Себа – отставал от него уже на 17 секунд.

Между Нико и Уэббером затесался Адриан Сутиль, как и ди Реста планировавший останавливаться в боксах один раз. Пока Марк обгонял его, Росберг уехал еще на пару секунд. Сам он в этот момент собирался опередить Toro Rosso Жана-Эрика Верня – тот также надеялся провести единственный пит-стоп.

Затем черед обгонять пилотов Force India и Toro Rosso настал для Грожана. Но как только главные преследователи Феттеля выбрались на оперативный простор, их трио окончательно распалось. Грожан начал отставать, и ему пришлось стараться изо всех сил, чтобы уж совсем не упустить из вида своих принципиальных соперников.

Слики Soft на машине Алонсо начали сдавать на 16-м круге, и испанец также был вынужден поехать в боксы. Казалось, про вариант с одним пит-стопом на этом можно забыть, но Масса продержался еще два «витка», что позволило ему опередить Хюлькенберга. Алонсо же еще на пару кругов застрял позади Переса, и лишь затем смог разобраться с мексиканцем, который провел свой пит-стоп еще на шестом круге, так как настроек на малую прижимную силу задняя резина на его McLaren сносилась очень быстро.

К 19-му кругу Уэббер (по-прежнему довольный поведением своей машины на более жесткой резине) догнал Росберга (недовольного своей). Кругом позже Марк при помощи DRS обогнал Нико перед десятым поворотом и тотчас начал уходить в отрыв. На командном мостике Red Bull Racing уже чувствовали приближение третьего в сезоне и второго подряд дубля.

Сутиль ни в какую не хотел пропускать Хэмилтона © LAT
Сутиль ни в какую не хотел пропускать ХэмилтонаФото: LAT

Росберг же теперь был вынужден сосредоточить свое внимание на Грожане, который отставал от него не так и сильно – всего на две секунды. Сутиль все еще шел пятым, немец единственным из участников гонки еще не был в боксах, сохраняя стартовый комплект Medium. Его напарник Пол ди Реста уже избавился от своих шин Soft и теперь собирался ехать до финиша без остановок.

Безуспешно пытающийся догнать квартет лидером Хэмилтон накрепко застрял за Force India неуступчивого немца, в то время как Грожан, с которым он боролся в начале дистанции, уезжал всё дальше вперед. Как Льюис ни старался, он никак не мог обогнать Адриана в зоне DRS, и проблема была не в скорости в конце прямой – по этому показателю дуэлянты были близки друг к другу. Просто Mercedes отличалась крайне нестабильным поведением в кильватере другой машины. Именно поэтому Льюис не мог подъехать к сопернику достаточно близко, чтобы провести результативную атаку.

«Нам нужно с этим разобраться, – качал головой Росс Браун, – какой смысл в быстрой машине, если она не дает возможность обгонять соперников на трассе?»

Жизнь Хэмилтону продолжали портить отголоски пресловутого решения во втором сегменте квалификации…

Вскоре к этой паре подъехал и Масса, тут же предпринявший двойную атаку. На отсечке скорости перед восьмым поворотом Ferrari бразильца была быстрее машин соперников, и на 25-м круге Фелипе сполна воспользовался своим преимуществом.

Хэмилтон, открыв крыло, в который раз попробовал пройти Сутиля. Тот контратаковал на следующей прямой перед десятым поворотом, но поскольку Льюис был вынужден сместиться с траектории, Масса был тут как тут и прошел его, сместившись на внутреннюю сторону.

Масса был настроен на борьбу и прошел Хэмилтона отличным манёвном © LAT
Масса был настроен на борьбу и прошел Хэмилтона отличным манёвномФото: LAT

На следующем круге пилот Ferrari легко обогнал Сутиля, задействовав DRS перед восьмым поворотом. Льюис еще пару кругов промучился с бывшим хорошим другом, и как только в свою очередь прошел его, Адриан наконец-то поехал в боксы!

За круг до этого туда же отправились замыкавшие первую десятку Хюлькенберг и Перес. Пит-стоп Sauber немного затянулся, и механики выпустили своего пилота, когда мимо уже проезжал соперник из McLaren. Не сказать, что эпизод был таким уж опасным, но Нико за промах команды все же наказали проездом по пит-лейну. Это отбросило его далеко назад и лишило надежд на попадание в десятку, что было довольно обидно после столь блестящей квалификации в исполнении немца.

Хэмилтон остановился во второй раз на 29-м круге. Располагавшимся на трассе впереди него Грожану и Массе не было нужды реагировать мгновенно – оба имели достаточный запас по времени. Пит-стоп Льюиса позволил выйти вперед Алонсо, а вскоре испанец нагнал своего напарника, так как шины у него были в гораздо лучшем состоянии.

Несмотря на то, что в Ferrari не могли теперь осуществить тактический план с одной остановкой, у команды оставался в запасе весьма интересный вариант. Если бы пилоты продержались на втором отрезке достаточно долго, то потом, получив шины Soft на финальные круги, вполне могли бы отыграть несколько позиций у тех, кто рано останавливался в первый раз.

Несмотря на то, что мягкие слики приходили в негодность быстрее, они изначально позволяли проходить круги на 1,5 секунды быстрее и сравнивались по скорости с Medium только через 10 кругов.

Уэббер и Росберг остановились вместе на 33-м круге, друг от друга их отделяло четыре секунды, так что на трассу они вернулись в прежнем порядке. Феттель побывал в боксах еще через пять кругов и вновь сменил шины, не потеряв лидерства.

Отстававший на 40 секунд Грожан провел второй пит-стоп на том же круге. Его возвращение на трассу получилось весьма эффектным – француз выехал из тоннеля между третьим и четвертым поворотами как раз в тот момент, когда к этому месту стремительно приближались Ferrari Массы и Алонсо. Ромен сохранил присутствие духа и остался на своей траектории в твердой решимости не уступить Фелипе. Тот факт, что выезд из боксов, где пилоты успевают основательно разогнаться, вливается в быструю секцию трассы, добавил ситуации драматизма.

На этот разГрожан смог добыть лишь четвертое место © LAT
На этот разГрожан смог добыть лишь четвертое местоФото: LAT

Масса остановился в конце того же круга и был немало удивлен, когда ему вновь поставили Medium. Однако предыдущий комплект более жесткой резины пришел у него в негодность довольно быстро, и были опасения, что если перевести его на Soft, то в конце гонки бразилец на сможет сопротивляться атакам соперников. На дистанцию Фелипе вернулся позади Хэмилтона.

Алонсо продолжал ехать довольно быстро, всего на пять секунд отставая от Грожана. Испанец остановился на 44-м круге, до финиша оставалось всего девять кругов, так что ему команда решилась-таки поставить Soft. Возвращение Фернандо в гонку получилось еще более драматичным, чем у Грожана.

Благодаря пит-стопу гонщика Скудерии на пятую позицию поднялся Пол ди Реста, проводивший гонку с одним заездом в боксы. Шотландец всего на несколько секунд опережал Хэмилтона, которого, в свою очередь преследовал Вернь, также выбравший тактику с одим пит-стопом. Возвращаясь на трассу, Алонсо оказался бок о бок с гонщиком Toro Rosso.

«Я просто не понял, что он там», – объяснял Вернь, описывая свой маневр, в результате которого Фернандо вынужден был на высокой скорости заезжать на бордюр. Испанец испытал перегрузки в 25 g, ему пришлось после гонки отправиться в медицинский центр для обязательного в таком случае обследования. Но все же он оказался впереди.

Вернь сместился с траектории, как только осознал, что происходит, но затем вернулся обратно как раз к точке торможения перед четвёртым поворотом – заставив Массу срезать по объездной дорожке.

«Я не пытался пройти его там, – пояснял Алонсо. – Сразу за этим местом расположена точка замера отрыва системы DRS, потому я просто хотел подобраться достаточно близко, чтобы затем обогнать его с открытым крылом».

Вскоре после этого резина на машине бедняги Верня окончательно не сдюжила, и он начал одну за одной терять позиции, в итоге финишировав лишь 18-м и уступив своему напарнику Даниэлю Риккардо, у которого в гонке было два пит-стопа.

У ди Ресты подобных проблем не возникало, и он отлично справлялся со своей работой, при этом сдерживая Хэмилтона, что позволило Алонсо вскоре подъехать к ним. Свежий Soft на машине испанца позволил ему за пять кругов до финиша поравняться с соперником в первой зоне DRS, а затем окончательно обойти его во второй – перед десятым поворотом.

Вернь заставил поклонников Алонсо понервничать © LAT
Вернь заставил поклонников Алонсо понервничатьФото: LAT

Кругом позже пилот Ferrari смог опередить в восьмом повороте и шотландца из Force India – и, что не менее важно, сохранить позицию в десятом. Дело было сделано. Масса тем временем тоже подобрался к паре ди Реста/Хэмилтон, но никак не мог начать полноценную атаку.

Финишную черту Феттель пересек на полминуты с лишним раньше Уэббера. Немец одержал седьмую подряд победу, повториВ абсолютный рекорд Ф1. Его напарник достаточно искренне признал, что «по сравнению со всеми нами Себ сегодня смотрелся пришельцем с другой планеты».

Росберг добился максимально возможного для Mercedes результата, оставив позади Грожана, который под финиш подобрался к нему уже на расстояние вытянутой руки.

Алонсо отстал еще на полминуты, он также сделал все возможное с учетом слабого сцепления Ferrari с трассой. Пол ди Реста смог-таки провести гонку с одним пит-стопом и принес команде отличное шестое место, несмотря на бесконечное давление со стороны Хэмилтона и Массы.

Перес финишировал девятым, красиво обогнав на последнем круге Сутиля.

В чем же был секрет потрясающей комбинации скорости Феттеля и его аккуратной работы с резиной? «У меня же есть система контроля тяги!», – пошутил четырехкратный. Ну как можно не любить этого парня?

ГП Абу-Даби: обзор гонки от Марка Хьюза
ГП Абу-Даби: обзор гонки от Марка Хьюза

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle