Сможет ли Масса добиться успеха в Williams?
Фелипе Масса покинул Ferrari не по собственной воле, но шанс оказаться в Williams, где он сможет избежать роли второго номера – это наверняка именно то, что ему необходимо для успеха. К такому выводу пришел Эд Стро
В прошлый раз, когда команда Williams заручилась услугами опытного бразильца, выступавшего до этого за Ferrari, такой шаг полностью себя оправдал. Рубенс Баррикелло стал лидером команды в один из её самых успешных сезонов за последнее время – в 2010 году, а его опыт и скорость стали для коллектива из Гроува ценным активом.
Правда, их сотрудничество прекратилось после двух сезонов, когда команда столкнулась с массой проблем, что неизбежно привело к осложнениям в отношениях с пилотом. Но в целом комбинация Рубенс/Williams оказалось успешной, особенно в их первом совместном сезоне. По этой причине Баррикелло даже отложил на год свой уход из Формулы 1, поскольку казалось, что его карьера покатилась вниз по наклонной после сезона-2009, который он отлично провел за Brawn.
Есть много общего между ситуациями, которые привели в Williams Баррикелло и Фелипе Массу. Но было бы глупо считать, что они полностью идентичны.
Рубенс в 2009-м выиграл два Гран При в составе Brawn, тогда как Масса не поднимался на верхнюю ступень подиума с момента его знаменитой победы в Интерлагосе в 2008 году – той самой, что едва не сделала его чемпионом мира.
Безусловно, оба бразильца провели несколько сезонов в Ferrari. И хотя каждый из них познал не самую приятную участь второго номера команды, они набрались в Скудерии опыта. Однако Рубенс покинул Маранелло при несколько иных обстоятельствах, чем Фелипе.
Баррикелло было уже 38 лет, когда он проводил свой первый сезон за Williams, тогда как Массе в апреле исполнится только 33. После восьми сезонов с Ferrari Фелипе, впрочем, считается уже ветераном автоспорта, чей уход из Формулы 1 не за горами – но если реалистично посмотреть на ситуацию, то гонщику по силам провести после Ferrari куда больше сезонов в Больших Призах, чем Баррикелло, когда он переходил в Williams четыре года назад.
Но главное различие – Баррикелло расценивался как сильное приобретение – пилот пусть и не уровня чемпиона мира, но весьма достойного уровня, все еще находящийся практически в лучшей своей форме.
К сожалению, Масса давно уже не демонстрирует таких выступлений, к которым он приучил своих поклонников до злополучной квалификации Гран При Венгрии в 2009 года, поделившей его карьеру на две части.
Сейчас никто не скажет, что Фелипе столь же феноменальный пилот, каким он был в 2008 году, пусть современные правила и характеристики нынешних автомобилей подходят ему не в такой степени, как в начале карьеры.
Если же оставить в сторону вопрос сравнения Массы до и после аварии – то какого все-таки пилота получила команда Williams?
Несмотря на то, что в целом бразилец в сезоне-2013 смотрится куда лучше, чем годом ранее, с точки зрения заработанных очков ситуация не претерпела радикальных изменений. За две гонки до завершения нынешнего чемпионата на счету Фелипе 106 баллов, тогда как в прошлом году его суммарный актив составил 122 очка.
На счету Алонсо сейчас вдвое больше, поэтому с точки зрения сухих результатов нынешний сезон вновь вышел для бразильца недостаточно хорошим . Конечно, он – второй номер команды, но у такого статуса есть весьма резонные причины.
А вот последние гонки Фелипе провел многообещающе. Этап в Индии вообще можно назвать лучшим для него в этом году, если говорить о совокупности факторов, тогда как в Абу-Даби Масса тоже выглядел довольно прилично. Решение Ferrari поставить ему шины Medium на заключительный отрезок гонки было единственно правильным. Так что любители теорий заговора, которые утверждали, что в Ferrari специально поступили так, чтобы обеспечить перевес испанскому напарнику, далеки от правды – тем более, Алонсо уже давно не претендует на титул.
Один из недостатков Массы в последние годы – недостаточная стабильность от сессии к сессии по ходу уик-энда. Периодически случалось, что по чистой скорости пилот почти не уступал лидерам – но в гонке умудрялся сам всё испортить, что стоило в итоге ему нескольких позиций в итоговом протоколе.
Давайте рассмотрим для примера Гран При Италии этого года. Если анализировать только результаты – Масса провел отличный уик-энд на домашней трассе Скудерии. Фелипе стартовал впереди Алонсо, но в гонке получил приказ пропустить напарника вперед, так что к финишу пришел только четвертым. Но если внимательно разобраться в деталях, то он сам всё испортил недостаточно высоким темпом…
Тогда бразилец оказался на более высокой стартовой позиции, поскольку сумел воспользоваться слип-стримом позади Марка Уэббера, но сам не смог как следует "разогнать" Алонсо на длинных прямых Аутодромо Национале. Стоит добавить, что это произошло не по вине Массы, поэтому в субботу он заслуженно оказался впереди Фернандо.
А вот события гонки – в особенности после того, как он пропустил Алонсо на второе место – явно продемонстрировало слабые стороны бразильца.
Под конец седьмого круга Масса отставал от Фернандо на 0,761 секунды. Уже к 23-му кругу разрыв увеличился до 5,673 секунды: можно утверждать, что на этом отрезке Фелипе в среднем проезжал круг на 0,355 секунды медленнее партнёра по Скудерии.
Проще говоря, даже если бы Масса не стал без сопротивления пропускать Алонсо вперед, результат на финише от этого бы не поменялся, разве что преимущество Себастьяна Феттеля над ближайшим преследователем оказалось бы еще более весомым. Просто Фелипе недостаточно быстро ехал с полными баками. Независимо от того, что некоторые указывают на неоспоримый факт, что Массу регулярно заставляют пропустить испанца, сам он не в состоянии поддерживать предельно высокий темп на протяжении всей дистанции, чтобы добиваться максимально возможного результата.
Кто-то аргументирует, что проблемы Массы связаны с особенностями шин Pirelli. Но если вспомнить сезон-2010, то на протяжении всего года он регулярно жаловался, что не в состоянии нормально прогреть резину Bridgestone.
Кстати, на более поздней стадии уже упомянутой гонки в Монце Масса ничем не уступал Алонсо по чистой скорости. Это лишний раз подтверждает то, что мы уже могли видеть неоднократно. Если вспомнить отдельные моменты выступлений Фелипе в нынешнем сезоне, то порой в голове возникнет образ потенциального победителя, иногда кажется, что у него нет никаких шансов, а в других случаях бразилец видится просто хорошим гонщиком. Это явно не то, что требуется от пилота, который должен добиваться максимального результата на каждом круге.
Беспокойство вызывает тот факт, что вокруг только и говорят об опыте Массы, но в этом году он допускал чуть ли не больше всех ошибок. Несколько раз Фелипе разбивал машину о защитный барьер, пусть и не всегда полностью по собственной вине, но ведь были аварии во время квалификации в Монреале и на тренировке в Сильверстоуне, которые поставили под угрозу результаты всего уик-энда.
Периодически он демонстрирует высочайший уровень мастерства – это касается и физической формы, и стартов, – но стабильности ему не хватает. И сможет ли он добиваться нужного результата из круга в круг, с понедельника по пятницу, неделю за неделей – зависит исключительно от того, сколь существенно повлияет на него смена обстановки.
Масса всегда был уверенным в своих возможностях пилотом, сомнений в этом быть не может.
Это подтверждает его прогресс в Ferrari – начиная с 2006 года, когда Фелипе стал напарником Михаэля Шумахера. Затем он провел еще один уверенный сезон, на протяжении которого был претендентом на титул вплоть до схода в Монце. А в 2008-м он продолжил свой прогресс и был близок к победе в чемпионате.
Изменилась ли для него ситуация, когда он стал "подносчиком снарядов" для напарника, который славится умением утвердиться в команде и наладить всю её работу вокруг себя? И как повлиял на него эпизод, когда руководство в приказном порядке потребовало от него отдать победу Алонсо спустя год после инцидента, который чуть было не стоил бразильцу жизни?
Возможно, смена обстановки и позволит Массе вернуться на прежний уровень, ведь он избавится от тех сдерживающих факторов, которые могли ограничить его потенциал. Нет сомнений, что в новой команде он почувствует себя более раскованно. Однако тем, кто полагает, будто информация о скорой отставке уже изменила пилота, следует повнимательней изучить его результаты.
Шестое место, девятое, десятое, четвертое и восьмое не выглядят особенно примечательным достижением даже за рулем нынешней Ferrari – их можно назвать достойными, но не впечатляющими. Что же касается его выступлений в квалификациях на фоне Алонсо, то можно вспомнить аналогичный рост скорости под конец сезона-2012. Поэтому не стоит говорить, что с момента объявления о расставании со Скудерией в выступлениях Массы что-то поменялось коренным образом.
Но в чем нет сомнений – Масса готов бороться. Тогда как многие другие пилоты на его месте согласились бы подписать долгосрочное соглашение с Ferrari на роль тест-пилота, посла компании или заводского пилота марки чемпионате GT, Фелипе проявил решимость остаться в Формуле 1. За это он заслуживает уважения – а еще за то, как он ведет себя в сложившейся ситуации.
Сейчас сложно сказать, правильное ли решение он принял. Но он проявил решимость, свойственную тем, кто однажды оказался очень близко к успеху. Преуспеет ли он на новом месте – другой вопрос, и если отталкиваться от недавней формы Массы, не стоит делать крупных ставок на его громкие достижения.
Что же касается команды Williams, то она получает опытного пилота, причем его личность позволяет успешно реализовать коммерческие проекты. Несмотря на все уверения Фелипе, что он вовсе не является рента-драйвером, частично его приглашение все же связано с наличием спонсорской поддержки и возможностью использовать имя бразильца в маркетинговых целях.
Конечно, будь у Williams возможность выбрать лучшего из доступных пилотов, она могла бы остановить свой выбор на некоторых других вариантах, в том числе и на Нико Хюлькенберге.
Но в нынешней экономической ситуации нельзя обвинять команду за то, что она учитывает финансовую составляющую вопроса, тем более послужной список Массы достаточно хорош.
Опыт бразильца явно не помешает коллективу в момент перехода на новые двигатели, также Фелипе мог бы стать ценным помощником технического директора Пэта Симондса, который всеми силами пытается изменить в лучшую сторону рабочие процессы в команде.
И пусть на трассе Масса уже не тот, каким он был раньше, выбравшись из кокпита, он может оказаться крайне полезен. К счастью, у Williams есть Валттери Боттас, чей дебютный сезон вышел куда более ярким, чем можно предположить, судя о выступлениях по одним только результатам.
Вероятнее всего, именно Боттас окажется более эффективным пилотом на трассе, но Масса сможет добавить команде опыта, с которым пока испытывает недостаток финский гонщик. Возможно, это и станет главным положительным моментом такого пилотского дуэта.
Как бы странно это не звучало, но Масса – пилот, который имеет за плечами опыт выступления в без малого двух сотнях Гран При, одержав в них 11 побед – теперь переходит в Williams, чтобы в 2014 году доказать своим критикам, что еще способен на многое.