Почему Формуле 1 так важен непредсказуемый сценарий?
Сезон-2013 прошел под знаком полного превосходства Себастьяна Феттеля и Red Bull Racing. Джонатан Нобл объясняет, почему в следующем году как никогда важно, чтобы события в Формуле 1 развивались по непредсказуемому сценарию
После отъезда из Европы Формулы 1 провела шесть этапов, меняя часовые пояса, как ветреная модница перчатки: в Японии и Корее гонки стартовали куда раньше обычного, тогда как Остине – гораздо позже. Хорошо хоть в Индии и Абу-Даби все прошло по более-менее привычному для болельщиков расписанию.
Неделю назад в Бразилии разница во времени оказалась куда более значительной: она измерялась часами, месяцами и даже годами: в паддоке говорили как о событиях давно минувших дней, так и о том, что ждет нас на горизонте.
С одной стороны, разговоры были связаны с концом нынешней эпохи Формулы 1.
В Red Bull Racing устроили весьма эмоциональные проводы Марку Уэбберу, но австралиец открыто признал: если отмести все эмоции и переживания, связанные с расставанием, то его решение завершить карьеру в Формуле 1 можно было бы назвать ошибочным.
Также повышенное внимание было приковано к Фелипе Массе, который в последний раз сел за руль алой машины из Маранелло, и к единственному оставшемуся частному производителю моторов - компании Cosworth, покидающей чемпионат.
Но самое громкое "пока" было сказано в воскресенье вечером, когда Себастьян Феттель, Марк Уэббер и RBR оглушили всех финальным раскатом рёва атмосферных двигателей V8.
Перипетии сезона-2013 остались позади, потому V-образной "восьмёрке" Renault, что установлена на шасси RB9, больше не придется выходить на старт – и в попытке красиво проститься с уходящей эпохой было решено умышленно вывести мотор из строя, раскрутив его до максимума.
С двигателя сняли лимитатор оборотов и перевели контроль над педалью акселератора на дистанционный пульт управления, после чего Феттель и Уэббер поочередно старались вызвать отказ мотора. Но в реалиях нашего времени, одной из которых в Ф1 стала высочайшая надежность, все их старания оказались тщетными.
Надо честно признать, гонщики не давали двигателю пощады – из раскаленных выхлопных труб вырывались голубые языки пламени, и в боксах стало жарко, как в сауне. И все же, добиться поломки мотора так и не удалось, хотя несколько раз выхлопные трубы раскалялись до такой степени, что существовал большой риск возгорания корпуса автомобиля.
И если с верным RS27 все было ясно – он не подвел команду, даже будучи отправленным на казнь – то чего ждать от его наследников и вообще от сезона 2014, до сих пор покрыто мраком. И это не может не нервировать команды.
И хотя большая половина пелотона будущего года уже известна, нынешняя борьба за привлекательные места в группе команд-середняков стала едва ли не самой ожесточенно за всю историю гонок Гран При.
Куда бы вы не обратили свой взор в паддоке, везде кипят дискуссии: менеджеры гонщиков бегают из одних боксов в другие, пытаясь найти ответы на свои вопросы. Есть ли шанс у их подопечных? Насколько серьезно настроена команда? Какие условия кто предлагает?
Вот руководитель Lotus Эрик Булье беседует с менеджером Нико Хюлькенберга Вернером Хайнцем – не успеешь глазом моргнуть, а уже отец Пастора Мальдонадо за закрытыми дверями в глубине выделенного команде домика ведет диалог с главными боссами энстоунцев.
Затем, в преддверии пресс-конференции Mercedes, на встрече с Тото Вольфом и Россом Брауном был замечен Николя Тодт. О ком из множества своих подопечных он вел разговор: Массы, Мальдонадо – или же Джеймса Каладо?
Всякий, кто хоть как-то вовлечен в этот сумасшедший сезон переходов, отчаянно стремился выяснить, кто реально близок к соглашению, кто блефует в переговорах и в какой команде действительно остаются вакансии.
Но не все пилоты озабочены тем, чтобы выбрать из нескольких вариантов наиболее выгодный. Некоторым – как, к примеру, Полу ди Ресте – приходится работать над тем, чтобы договориться хоть с кем-нибудь в надежде не потерять вовсе места в Больших Призах.
В самих командах урегулировать кадровые вопросы рассчитывают в течение ближайших дней или же недель, так как сейчас надо как можно быстрее переключать всё внимание на новые машины: их требуется сконструировать и построить в срок.
Еще не так давно все только начинали задумывать и планировать свои проекты под новый регламент 2014 года, но сейчас вся подготовка уже превратилась в настоящую гонку со временем, которая – успеют участники чемпионата довести свои планы до конца или нет – финиширует уже через два месяца на первых предсезонных тестах.
Некоторое время назад многие без лишних волнений заверяли, что к концу января все должно быть готово, но сейчас в паддоке царят уже совсем другие настроения: все отчетливо представляют тот объем работы, который еще ждет впереди.
Поговорите с инженерами и боссами команд, при этом не ведя запись на диктофон – и они признают, насколько сложные задачи предстоит решать всем и каждому.
Тесты в Хересе будут не такими, как все привыкли за последние годы. Многие предсказывают, что то время, когда на новой машине в первый день испытаний можно было проехать более ста кругов, осталось в прошлом.
Сейчас есть опасения, что на первой зимней сессии заезды будут останавливать красными флагами несчетное количество раз, а некоторые команды проведут на трассе совсем мало времени, устраняя одну проблему за другой.
Также говорят, что первые гонки сезона-2014 также пройдут по непредсказуемому сценарию, ведь в пылу борьбы на стартовых этапах проблемы с надежностью только усугубятся.
Кто знает – может, до финиша будут доезжать всего несколько машин, а быстрейшим парням в начале года при всем желании не удастся заработать очков – тогда как ставка на надежность в ущерб скорости принесёт большую выгоду кому-то из героев второго плана.
Такие обстоятельства не обрадуют пилотов и инженеров, и, возможно, наиболее хардкорным поклонникам Формулы 1 также не понравится такой сумбурный старт сезона.
Но после рекордной серии Феттеля из девяти побед подряд, возможно, небольшая порция сюрпризов и неожиданностей – это именно то, что как воздух необходимо гонкам Гран При, чтобы вновь обрести былую зрелищность и привлекательность. Формуле 1 очень важно вернуть прежнюю харизму.
Вот почему Себастьян призывает свою команду жить сегодняшним днем и наслаждаться моментом своего безоговорочного превосходства.
Но в спорте под названием Формула 1, где скорости так велики, время тоже не стоит на месте - и редко кто живет настоящим.
И сегодня все сфокусированы на приближающихся датах: это 28 января, когда впервые загорится зеленый огонь светофора на выезде из боксов в испанском Хересе – а также 16 марта, когда гонка в Мельбурне откроет новый сезон Ф1.
Без сюрпризов он не обойдётся.