Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Стагнация, тлен и уныние. Как прошёл Дакар-2025 без КАМАЗа и МАЗа?

Сегодня в 12:55
Фото: Dakar

Грузовой зачёт на Дакаре стагнирует всё сильнее…

Третий год подряд ралли-марафон Дакар прошёл без российской команды КАМАЗ-мастер и вот уже четвёртый год на старте не было белорусской МАЗ-СПОРТавто. Сражение двух заводских команд гарантировано украсило бы грузовой зачёт. Без них самая тяжеловесная категория напрочь лишилась интриги и оказалась, без преувеличения, самой скучной в 47-м издании.

2 часа 21 минута

© Мартин Мацик, Iveco Powerstar
Фото: Мартин Мацик, Iveco Powerstar

Если в категории автомобилей лидер несколько раз менялся до предпоследнего этапа, а в мотозачёте счёт шёл на минуты, то в грузовиках с победителем всё стало ясно уже после четвёртого дня. Действующий победитель Мартин Мацик на Iveco оторвался на 45 минут. А через день он привёз всем ещё час!

Во многом такой «чудовищный» отрыв чешского гонщика был обусловлен неудачами его основных конкурентов. Алеш Лопрайс, Митчел Ван ден Бринк и Вайдотас Зала на стартовых этапах потеряли время из-за поломок, тогда как Мацик подобных проблем избежал. На следующих этапах гонщик и глава частной команды MM Technology тоже ехал в своей лиге и забрал в общей сложности пять из 12-ти спецучастков.

Всего на трёх СУ Мацик финишировал за пределами первой тройки, причём каждый раз становился четвёртым. Как итог, уверенная победа с отрывом… 2 часа и 21 минута. Показательно, что чех оказался единственным на Дакаре-2025, кто защитил звание действующего победителя. В категориях мотоциклов, внедорожников и багги победитель сменился.

«Сказали, что арестуют нашу технику». Пресс-конференция МАЗ-СПОРТавто. Главное

Лучший Дакар для бывшего соперника КАМАЗа

Алеш Лопрайс, Iveco Powestar © Dakar
Алеш Лопрайс, Iveco PowestarФото: Dakar

Чешский гонщик Алеш Лопрайс в 19-й раз проехал Дакар в грузовом зачёте. Племянник шестикратного победителя Карела Лопрайса дебютировал ещё во времена проведения ралли-рейда в Африке. Он фактически единственный действующий участник, который конкурировал с двумя поколениями пилотов КАМАЗ-мастер — с Владимиром Чагиным, Фирдаусом Кабировым, а затем с Эдуардом Николаевым, Андреем Каргиновым, Дмитрием Сотниковым.

Несмотря на два десятилетия участия в Дакаре, Лопрайс может смело назвать прошедшую гонку лучшей в карьере в плане результативности. Впервые он выиграл пять этапов — столько же, сколько и Мартин Мацик. Мог бы Алеш потягаться с соотечественником и в генеральной классификации, если бы не проблемы с надёжностью в первой половине гонки. Из-за поломки мотора на своём Iveco новичок команды Жерара де Роя потерял два часа на пятом этапе. Ещё 40 минут ему стоила поломка на 48-часовом хроно-этапе несколькими днями ранее.

Всю оставшуюся часть ралли-рейда Лопрайс догонял молодого Митчела ван ден Бринка, которому после катастрофы на СУ5 проигрывал 20 минут. На финише в Шубайте ему не хватило пяти минут для того, чтобы отобрать у нидерландца второе место и повторить свой лучший результат на Дакаре. Этим, пожалуй, все спортивные события и борьба в категории грузовиков и ограничились.

Легенды «Дакара»: Пять самых успешных команд в истории ралли-рейда

Девять грузовиков Iveco в топ-10

Кес Кулен, Iveco Powerstar © Dakar
Кес Кулен, Iveco PowerstarФото: Dakar

Скажем, прямо с конкуренцией в грузовом зачёте без КАМАЗа и МАЗа — прямо совсем беда. Да, остались одни частники, причём на машинах самых разных марок: Iveco, Tatra, DAF, Scania, MAN, Hino. Однако качество подготовки и конкурентоспособность этой техники настолько разные, что о равной борьбе и речи не шло.

Вдуматься, участников по седьмое место разделили 12 часов. При этом первые восемь на финише заняли экипажи на Iveco, а единственной маркой в топ-10 кроме итальянской стала Tatra. Экипаж на чешском грузовики занял десятое место, проиграв победителю 23 часа! Для сравнения, последнем Дакаре с КАМАЗом в 2022 году первую и десятую строчки разделили всего 6 часов.

Владимир Чагин: КАМАЗ оградили от Дакара военным забором

Результаты Дакара-2025 в категории грузовиков

Поз.ГонщикМашинаВремя/Отст.
1 Мартин МацикIveco58:42.58
2 Митчел ван ден БринкIveco+2:21.13
3 Алеш ЛопрайсIveco+2:26.43
4 Кес КоленIveco+6.14.42
5 Вайдотас ЗалаIveco+7:17.24
6 Мартин ван ден БринкIveco+7:50.43
7 Рихард Де ГротIveco+12.05.21
8 Аня ван ЛонIveco+16:02.00
9 Томаш ВратныTatra+23:41.24
10 Уильям Де ГротIveco+29:31.27
27% финишировавших

Маурик ван ден Хёвель, Scania Lonestar © Dakar
Маурик ван ден Хёвель, Scania LonestarФото: Dakar

Разрывы в общем зачёте грузовой категории катастрофические, а количество сходов просто зашкаливающее. Маршрут в пять тысяч километров преодолели 12 машин из 44-х стартовавших. Ещё шесть грузовиков доехали марафон в зачёте Dakar Experience, в котором можно продолжить участие после схода на спецучастке и ремонта.

Понятно, что техника тяжёлая, а маршрут многодневной гонки убойный, но 27% финишировавших без сходов… Тут, скорее, вопрос к качеству подготовки участников и техники, которое, похоже, для гонки международного статуса никуда не годится.

***

Без КАМАЗа и МАЗа грузовой зачёт на Дакаре, увы, превратился в гонку любителей. Конечно, эти любители присутствовали и раньше, но две заводские команды добавляли категории статусности и заставляли ведущих частников, как Team de Rooy, Eurol Rally Sport, MM Technology, тянуться за лидерами и развиваться.

За несколько лет без камазовцев и мазовцев класс грузовиков очень сильно сдал, в том числе среди лидеров. Если в 2023-м и 2024-м была хоть какая-то борьба и интрига, то теперь разрывы исчисляются несколькими часами, а до финиша добираются всего-навсего 12 участников. К слову, это на пять экипажей больше, чем выставили бы вместе КАМАЗ-Мастер и МАЗ-СПОРТавто…

Идеальная машина: как КАМАЗ-мастер стала сильнейшей командой в мире ралли-рейдов

© Dakar
Фото: Dakar

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle