«Прощай, Excel» Williams больше не будет объектом для насмешек в Формуле 1

Ушла эпоха: одна из старейших команд Ф1 отказалась от электронных таблиц и освоила новые технологии...
До начала сезона-2025 в Формуле 1 ещё целый месяц, да и официальные предсезонные тесты стартуют только через полторы недели, а команда Williams уже добилась прогресса. О скорости и времени на круге FW47 пока судить невозможно, однако то, что новая машина лучше прошлогодней — это факт. Откуда такие выводы, спросите вы? Расскажет журналист британского Autosport Алекс Калинаускас.
«Посмешище»
Помните, как Williams начала прошлый год? Машина FW46 была собрана буквально перед стартом предсезонных тестов в Бахрейне. Ни о какой предварительной обкатке и речи не шло — элементарно не оставалось времени. Потом выяснилось, что новая машина аж на 14 кг тяжелее предыдущей.
На пресс-конференции перед первой гонкой сезона глава британской команды Джеймс Ваулз объяснил причины долгой разработки болида и избыточного веса. И тогда у нас с коллегами отвисла челюсть. Оказывается, до 2024 года специалисты на базе в Оксфордшире пользовались таблицами Microsoft Excel при сборке машины!
Представьте себе, сотрудники команды одного из самых высокотехнологичных видов спорта в мире при заказе деталей и подборке готовых экземпляров ориентировались на реестр в электронной таблице. По словам инсайдеров, в отдельных файлах было до 20 000 прописанных ячеек!
«Это посмешище какое-то! Возьмём для примера переднее крыло, состоящее из 400 деталей. Как можно отследить разработку этих компонентов через Excel?» — публично возмутился тогда Ваулз, перешедший в Williams из топ-команды Mercedes, персонал которой уже давно использует современные специализированные ПО.
Эволюция пит-стопов в Формуле 1: От бесконечной 1 минуты до рекордных 1,8 секунды
Основных проблем из-за базы данных по деталям в Excel было две. Во-первых, сборка машина проводилась очень медленно. И, во-вторых, в попытке компенсировать потерю времени команда иногда использовала металл, детали из которого изготавливаются быстрее, чем из карбона, но весят больше. Отсюда, и задержка с дебютом FW46, и чрезмерный вес машины.
Одна из первоочередных задач экс-главного стратега «Серебряных стрел» на посту руководителя Williams была ясна. Сначала Ваулз добился исключения из лимита бюджетов затрат на улучшение локальной и облачной инфраструктуры на заводе, к которой относятся подобные реестры. А затем в штаб-квартире в английской деревне Гроув приступили к внедрению новых, более современных методов введения электронной базы данных.
Никаких больше электронных таблиц
Итак, прошёл год…
«Мы больше не пользуемся Excel, — с гордостью сказал руководитель Williams в интервью на презентации болида 2025 года в Сильверстоуне. — У нас наконец-то появились современные инструменты подсчёта и учёта того, на какой стадии разработки или эксплуатации находится та или другая деталь, из какого материала они сделаны и прочее.
Вся информация собрана в единых хранилищах данных: ERP (планирование, контроль ресурсов предприятия), MRP (планирование потребности в материалах), PLM (управление ресурсом изделия). Эти данные систематизированы, нашим сотрудникам из сборочного цеха больше не приходится искать детали в большом списке.
Пока система функционирует в пробном режиме, нам ещё надо отладить рабочие процессы. По полной мы задействуем наш новый инструмент в течение 2025 года».
Как пояснил один из сотрудников Williams в беседе с Autosport, отныне вместо электронной таблицы работники завода в Гроуве используют цифровую карту машины. Достаточно выбрать нужный элемент — передние или заднее антикрылья, подвеску и многое другое, и на экране появятся необходимые данные в мельчайших подробностях. Можно оперативно получить запрос на изготовление детали, узнать сведения по материалам, срок службы компонентов, установленных на болиде, и дату их замены. Каждый элемент можно визуализировать в виде 3D-модели, классифицировать по разным параметрам, и.т.д.
«Ребята в команде говорят, что по сборке новая и прошлогодняя машины отличаются как день и ночь», — рассказал новый пилот Williams Карлос Сайнс.
Форкамерно-факельное зажигание в Ф1. Как у «Волги» ГАЗ-3102...
***
Хотя Williams пока только осваивает новую методику работы с деталями, польза от высокотехнологичной альтернативы таблицам Microsoft Excel уже ощущается. В этом году команда вовремя построила новую машину, спокойно, без суеты провела обкатку в Сильверстоуне в присутствии спонсоров, прессы и болельщиков. И самое главное — FW47, в отличие от своей предшественницы, не страдает избыточным весом и весит минимально допустимые регламентом 798 кг.
Действительно, день и ночь…
Наследие Williams: сравним шасси FW14B 1992 года и гибрид FW40?