Эволюция пит-стопов в Формуле 1: От бесконечной 1 минуты до рекордных 1,8 секунды
Команда McLaren установила на Гран При Катара рекорд, сменив шины за 1,8 секунды. Однако не всегда пит-стопы в Ф1 были быстрым и нужным делом. Заглянем в историю...
50-е: Заезд на техническое обслуживание
В первые годы проведения чемпионата мира Формулы 1 пит-стопы были далеки от той великолепной хореографии, которую механики исполняют в наше время. Замена шин, дозаправка и ремонт машины были опасными, медленными и нескоординированными. Впрочем, выбора у команд не было: проехать без остановок всю дистанцию физически было невозможно. Что уж говорить про скорость – пит-стоп длинной в минуту был нормой.
Поначалу обслуживанием автомобиля занимались только два механика, затем – четыре. Оборудование пит-бригады оставляло желать лучшего. Ударных гайковертов не было, и механики сбивали колесные гайки молотком!. О шлемах и огнеупорных комбинезонах вообще речи не шло, а на пит-лейне элементарно не было ограничения скорости!
10 интересных фактов о первой в истории гонке Формулы 1
60-е и 70-е: Пит-стоп? Нет, спасибо!
В 60-х пит-стопы в Формуле 1 кардинально изменились, но быстрее не стали. А поскольку шины были всепогодными, останавливаться в боксах не было необходимости. Так что участники по возможности старались проезжать гонку без остановок, и в большинстве случаев визит на пит-лейн означал конец всем надеждам на высокий результат.
Да и в 70-х пит-стопы всё ещё были далеки от современных стандартов, занимали в среднем полуминуты и оставались нежелательными по ходу гоночной дистанции. Однако для дождевых гонок наконец-то появился отдельный тип резины, а механики стали использовать ударные гайковерты, что облегчило замену колес.
Одна голова хорошо, а в шлеме лучше. История и эволюция шлема. Часть 1
Одна голова хорошо, а в шлеме лучше. История и эволюция шлема. Часть 2
80-е: Пит-стоп как элемент стратегии
Первая большая революция в сфере пит-стопов в Формуле 1 произошла в 80-е, когда команда Brabham с подачи своего главного конструктора Гордона Марри сделала пит-стопы частью стратегии на гонку. Первым шагом стало решение не заливать бак под завязку на старте – машина была легче и, следовательно быстрее, а шины изнашивались меньше. При быстрой замене резины и дозаправке – около 26 секунд – можно было получить серьезное преимущество.
Сопровождался такой инновационный подход, правда, множеством нюансом. На пит-стопе нужно было быстро долить топливо, требовалась новая конструкция колесных гаек для более быстрой замены колес, на пит-стопе следовало избегать перегрева машины, а после возвращения на трек гонщик должен был как можно скорее прогреть холодные шины.
Пылесос на трассе! История создания легендарного шасси BT46B из первых уст
Марри и его команда преодолели все эти препятствия, однако новая технология пит-стопов не принесла особых преимуществ в 1982 году. Из-за ненадежного двигателя BMW машины Brabham редко доезжали до пит-стопа в том сезоне. Лишь год спустя команда добилась-таки ощутимой пользы и задала в Формуле 1 тактический тренд.
Даже после того как в конце 1983-го FIA по соображениям безопасности запретила дозаправки, пит-стопы в тактических целях никуда не делись. Наоборот, на свежих шинах машины ехали настолько быстрее, чем на изношенных, что игнорировать этот аспект было просто невозможно. Так что на четвертый десяток существования Формулы 1 пит-стопы стали нечто большим, чем заезд на пит-лейн для ремонта машины. И да, у механиков наконец-то появилась специальная экипировка: шлемы и огнеупорные комбинезоны.
90-е и 00-е: Быстро и снова медленно
В 90-е замена шин в Формуле 1 не была обязательной, в отличие от наших времен, и некоторые команды проезжали гонки без пит-стопов. Среднее время замены колес тогда составляло 5 секунд, а рекорд – 3,2 секунды – установила Benetton на Гран При Бельгии-1993. Правда, со следующего скорость проведения пит-стопа значительно упала, так как снова разрешили дозаправки. Как показал пожар Йоса Ферстаппена в Германии-1994, идея была не самая безопасная.
Ещё к слову о безопасности. В 1994-м в Ф1 впервые ограничили скорость машин при заезде и выезде с пит-стопа. Кроме того, было регламентировано количество людей на пит-лейне.
В 2000-е скорость пит-стопа по-прежнему зависела от времени дозаправки машины – механики обычно меняли шины ещё задолго до завершения заправки. Как результат, время остановки варьировалось в пределах 6-12 секунд. Новая эра в истории пит-стопов в Ф1 наступила с началом следующего десятилетия.
«У тебя есть 19 кругов, чтобы…» 25 лет гениальной победе Михаэля Шумахера на Хунгароринге
2010-е и 2020-е: В погоне за совершенством
В 2010 году дозаправки в Формуле 1 опять запретили, но стала обязательной замена шин – как минимум один раз за гонку. С упрощением процедуры среди команд началась настоящая борьба за самые быстрые пит-стопы. Было усовершенствовано оборудование, введена система светофоров, а тренировки на пит-стопах стали частью ежедневной программы подготовки механиков.
Стоит ли возвращать дозаправки в Большие Призы?
В 2012-м на пит-стопы уходило менее трех секунд, а в 2013-м команды пробили отметку в две секунды. Дальше-больше: в 2019-м Red Bull Racing установила рекорд – 1,82 секунды. Предполагалось, что это достижение останется непокоренным ещё много-много лет.
В 2022-м шины стали больше и тяжелее, и, следовательно, скорость их замены упала. Но, как говорится, куда там... Команды продолжили совершенствовать процедуру пит-стопа и выжимать сотые доли из каждой остановки. И вот результат: 1,8 секунды в исполнении McLaren на Гран При Катара-2023. Как долго продержится этот рекорд?
Источник: motorsport-magazin.com/formel1/news-285764-formel-1-boxenstopps-die-evolution-von-1950-bis-heute