Лучшие пилоты Формулы Renault 3.5 в сезоне 2013 года
В минувшем сезоне многие пилоты Формулы Renault 3.5 смотрелись очень здорово, но один заметно выделялся на фоне всех остальных. Глен Фриман проанализировал прошедшие гонки, выделив лучших из лучших – а Иван Бударин оценил результаты россиян
Вышло так, что 2013-м борьба за титул сильнейшего гонщика Формулы Renault 3.5 развернулась между протеже команд Ф1. Победу в этом сражении одержала молодежь McLaren, оба пилота которой опередили соперников во главе с представителем школы Red Bull.
Антониу Феликс да Кошта, феноменально смотревшийся во второй половине 2012-го, перед стартом сезона считался главным фаворитом, но уже на зимних тестах Кевин Магнуссен и звездный дебютант ФR3.5 Стоффель Вандорн явно обозначили, что не намерены отдавать титул без боя.
На первых кругах воскресной гонки стартового этапа сезона в Монце между этой троицей развернулось захватывающее сражение, но в дальнейшем вся борьба почти сразу свелась к противостоянию Магнуссена и Вандорна, которые сменяли друг друга на вершине подиума и во главе общего зачета. Так продолжалось какое-то время, но к финальным гонкам датчанин набрал такой ход, что его итоговая победа стала лишь вопросом времени.
И даже дисквалификация в победной для Кевина субботней гонке предпоследнего этапа не помешала пилоту и его команде DAMS завоевать в итоге абсолютно заслуженный титул. Это достижение стало одним из весомых аргументов, позволивших 21-летнему Магнуссену пробиться в Ф1 подписав контракт с McLaren.
1. Кевин Магнуссен
Команда: DAMS
Позиция в личном зачете: 1-й (274 очка)
Побед: 5
Поулов: 8
Лучших кругов: 3
Цифры говорят сами за себя: в 17-и стартах Магнуссен 15 раз приезжал в очковой десятке (16, если не считать уже упомянутую дисквалификацию) и завоевал 13 призовых кубков. В среднем он занимал на финише третью позицию.
Гонщик и прежде демонстрировал хорошую скорость, а в 2013-м ему важно было добавить к ней столь же высокую стабильность. Приведённые цифры служат наглядной демонстрацией успешного выполнения поставленной задачи. Соперникам Магнуссена пришлось признать поражение: чемпионат со столь сильным составом участников никогда не выиграть за счет единичных взлетов – победить мог только тот, кто регулярно показывал стабильно высокие результаты.
Готов ли Кевин Магнуссен к переходу в Формулу 1?
Датчанин редко терпел поражения в этом сезоне, но действовал разумно, зная, когда надо отступить, а когда – поднажать. Правда, нельзя не отметить и характер юного таланта: к примеру, в проливной дождь в Венгрии он прорвался с 16-й на вторую строчку. Нет сомнений, титул явно помог убедить McLaren в том, что молодой протеже готов к переходу в Формулу 1.
2. Стоффель Вандорн
Команда: Fortec Motorsport
Позиция в личном зачете: 2-й (214 очков)
Побед: 4
Поулов: 3
Лучших кругов: 2
Второй год подряд действующий чемпион Еврокубка Формулы Renault 2.0 творил в "старшем" классе Мировой серии форменные чудеса, не только выиграв зачет новичков, но и участвуя в споре за звание сильнейшего с более опытными соперниками. Правда, в отличие от Робина Фрейнса в 2012-м, Вандорн все же не смог взять титул.
Однако бельгиец выиграл первую же гонку в ФR3.5 и долгое время держался практически вровень с Магнуссеном, пока не столкнулся с чередой проблем в середине сезона. Их проявлением стал уик-энд в австрийском Шпильберге, не принесший Стоффелю ни единого очка.
На последних этапах будущий чемпион и его команда DAMS вышли на новый уровень, и только поэтому итоговая разница в очкам между двумя молодыми пилотами оказалась столь ощутимой.
3. Антониу Феликс да Кошта
Команда: Arden Caterham
Позиция в личном зачете: 3-й (172 очка)
Побед: 3
Поулов: 1
Лучших кругов: 2
Благодаря четырем победам в пяти финальных гонках сезона-2012, да Кошта в преддверии нынешнего чемпионата считался главным фаворитом. Но повторить прошлые успехи в любом случае было непросто – в самом начале года португалец говорил откровенно: «Вряд ли я буду побеждать в каждой гонке». И все же надо признать, на старте сезона пилот и его команда Arden Caterham были в прекрасной форме.
Правда, из-за прокола да Кошта недосчитался важных очков на дебютном этапе в Монце, а после квалификации второго уик-энда в Арагоне в баках его машины не оказалось достаточного количества топлива, что привело к перестановке на последнюю позицию решетки. Из-за этого Антониу с самого начала оказался в роли догоняющего. Он также признал, что допустил несколько серьезных ошибок – в особенности дорого ему обошлись квалификационные осечки в Спа и Шпильберге. Да и в команде говорили, что некоторые приёмы, отлично сработавшие в конце 2012-го, в этом сезоне не принесли должного результата.
Так или иначе, все это дорого обошлось да Коште, который проиграл самую главную борьбу – за место в кокпите Toro Rosso – чемпиону GP3 2013 года Даниилу Квяту (на фото – слева).
4. Нико Мюллер
Команда: International Draco Racing
Позиция в личном зачете: 5-й (143 очка)
Побед: 2
Поулов: 1
Лучших кругов: 0
И прежде по ходу карьеры Мюллер слишком часто оказывался за рулем машин, не позволявших бороться за победы. Тенденция продолжилась в 2013-м, но если уж уик-энд складывался для Draco без неприятностей, швейцарец выжимал максимум из того арсенала, которым располагал.
Он в прекрасном стиле выиграл в Монако, стартовав с поула, а триумф с огромным превосходством под проливным дождем в Венгрии доказал неслучайность успехов Нико.
Было бы очень интересно посмотреть за этим гонщиком, если бы в прошедшем сезоне в его распоряжении оказалась действительно быстрая машина. Но вновь не сложилось…
5. Уилл Стивенс
Команда: P1 by Strakka Racing
Позиция в личном зачете: 4-й (148 очков)
Побед: 0 (л.р. – 2-й)
Поулов: 0 (л.р. – 2-й)
Лучших кругов: 2
К середине сезона Стивенс по праву считался незримым участником чемпионской гонки. Британец последовательно, раз за разом, финишировал на высоких позициях, собрал неплохую коллекцию призовых кубков, хотя так до самого конца чемпионата и не смог выиграть гонку.
Все могло сложиться иначе, используй Стивенс свой шанс на стартовом этапе первенства в Монце. Там гонщик был одним из быстрейших в пелотоне по ходу всего уик-энда, но из-за различных проблем и инцидентов не смог побороться за самые высокие позиции.
Осенним днем в Барселоне, когда Магнуссен обеспечил себе титул, Уилл оказался единственным, кто смог навязать борьбу датчанину: гонщик из молодёжной программы Caterham так активно наседал на соперника, что тот даже ошибся на финальных кругах дистанции. Даже один этот факт можно считать поводом для гордости, принимая во внимания ту форму, которую набрал Магнуссен в концовке первенства.
6. Найджел Мелькер
Команда: Tech 1 Racing
Позиция в личном зачете: 6-й (136 очков)
Побед: 0 (л.р. – 2-й)
Поулов: 0 (л.р. – 2-й)
Лучших кругов: 2
Мелькеру потребовалось некоторое время, чтобы сработаться с чемпионской командой Tech 1, но как только он комфортно почувствовал себя за рулем, тотчас выдал отличную серию гонок, которая в какой-то момент даже вывела его на третью строчку в общем зачете.
Пару сходов несколько омрачили для голландца концовку сезона, но впечатляющие результаты на летних этапах, когда Найджел всего раз в восьми гонках не смог финишировать в шестёрке сильнейших (зато четырежды поднимался на подиум), закрепили за Мелькером звание одного из сильнейших пилотов чемпионата.
Ни он, ни его команда не отличались достаточной стабильностью, чтобы реально претендовать на титул, но в 2013-м пилот смог обратить свою карьеру в нужное русло после провальной прошлогодней кампании в GP2.
7. Марко Соренсен
Команда: Lotus (Gravity-Charouz)
Позиция в личном зачете: 7-й (113 очков)
Побед: 2
Поулов: 2
Лучших кругов: 1
Сильно дебютировав в ФR3.5 годом ранее, перед стартом нынешнего сезона Соренсен считался одним из потенциальных претендентов на звание сильнейшего. Но фактически рослый датчанин, пользующийся поддержкой Lotus, выбыл из борьбы за титул еще в самом начале 2013-го из-за загадочных проблем с двигателем, который странным образом раз за разом терял мощность.
Приехав на подиум в Монако, Марко выправил ситуацию, а превосходный австрийский уик-энд, когда пилот дважды стартовал с поула и приходил к финишу первым, показал, на что он способен, когда все элементы мозаики складываются воедино.
С того момента Соренсен стал выступать стабильнее, но все же его машина на одном быстром круге по-прежнему смотрелась сильнее, чем на длинной дистанции.
Что до проблем с двигателем в начале года, то в спортивном подразделении Renault испытали мотора на динамометрическом стенде и не обнаружили никаких неполадок – но Марко все равно выделили новый агрегат.
8. Уилл Буллер
Команда: Zeta Corse
Позиция в личном зачете: 11-й (46 очков)
Побед: 0 (л.р. – 5-й)
Поулов: 0 (л.р. – 3-й)
Лучших кругов: 0
В начале сезона итальянская команда Zeta Corse никак не могла найти себе постоянных гонщиков и в итоге решила сделать выбор в пользу тех, кто отличается талантом, а не размером спонсорской поддержки – рассчитывая при этом добиться более высоких результатов.
Буллер начал свои выступления за Zeta Corse с московского этапа первенства, где сходу финишировал пятым, и по итогам десяти проведенных гонок оставил добротное впечатление.
Североирландец отлично смотрелся как в квалификациях, так и в гонках, когда Zeta Corse предоставляла ему конкурентоспособный автомобиль. Уилл эффектно боролся с соперниками, в распоряжении которых была более чуть более предсказуемая техника. Он доказал, что заслуживал в нынешнем сезоне полноценной программы в хорошей команд.
9. Карлос Сайнс-младший
Команда: Zeta Corse
Позиция в личном зачете: 19-й (22 очка)
Побед: 0 (л.р. – 6-й)
Поулов: 0 (л.р. – 5-й)
Быстрых кругов: 1
Со стороны может показаться, что Буллер провел свои пол-сезона лучше, чем Сайнс-младший – но когда сам испанец не совершал ошибок, а его машина ехала надежно, он как минимум не отставал от своего британского напарника и регулярно боролся в десятке сильнейших.
А тот факт, что в дебютной гонке ФR3.5 на самом сложном этапе сезона в Монако молодой протеже Red Bull пришел к финишу шестым, является поистине впечатляющим достижением.
Его легендарный отец Эль Матадор был твердо убежден, что юному Карлосу стоит как можно активнее получать опыт за рулем более мощных машин, не ограничиваясь в нынешнем сезоне лишь выступлениями в GP3. Так что свою задачу на этот год Сайнсы вполне могут считать выполненной – если, конечно, не принимать во внимание контракт Даниила Квята, который до того шел вровень с испанским пилотом, на выступления в Ф1.
10. Сергей Сироткин
Команда: ISR
Позиция в личном зачете: 9-й (61 очко)
Побед: 0 (л.р. – 2-й)
Поулов: 0 (л.р. – 2-й)
Быстрых кругов: 0
Британские коллеги поставили самого юного пилота серии на десятую строчку, но если бы рейтинг составлялся после двух первых этапов, Сергей оказался бы намного выше. В Монце и Арагоне москвич четырежды квалифицировался в квартете сильнейших, уже второй уик-энд принес ему дебютный призовой кубок.
Но затем свой непростой характер показала новичку трасса в Монако, открывшая серию из нескольких неважных квалификационных выступлений, из-за которых в гонках Сироткин не мог побороться за места в зачетной десятке.
Черная полоса молодого пилота завершилась в тот самый момент, когда Sauber объявила о планах усадить его в кокпит в следующем сезоне Формулы 1. Это вдохнуло в москвича новые силы, он во второй раз приехал на подиум в Венгрии и провел оставшиеся гонки на подъеме.
Его результаты по-прежнему не отличались стабильностью, но в этом было бы неправильно винить одного только Сергея, на голову которого свалились все возможные неприятности – от поломок машины до собственных ошибок, приведших к сходам. Он даже был вынужден пожертвовать одним этапом ради демонстрационных заездов в Сочи, но в итоге сам заявил, интенсивная программа подготовки к дебюту в Ф1 принесла ему очень большую пользу.
Михаил Алешин
Команда: Tech 1 Racing
Позиция в личном зачете: 12-й (33 очка)
Побед: 0 (л.р. – 5-й)
Поулов: 0 (л.р. – 3-й)
Лучших кругов: 0
После не самого удачного возвращения в ФR3.5 в 2012-м Алешин в этом сезоне рассчитывал вновь побороться за титул, подписав контракт с одной из сильнейший команд первенства – Tech 1. Но по статистике 2013-й сложился для москвича даже хуже: высшим результатом Михаила стало лишь пятое место, добытое, правда, на глазах своих болельщиков в Подмосковье.
На протяжении всего года показатели Алешина оставались крайне нестабильными, и если его напарник Найджел Мелькер смог после пары этапов поехать весьма уверенно, то россиянин был далёк от чемпионской формы 2010 года по ходу всего сезона. И если в отдельных случаях это можно объяснить техническими проблемами на машине россиянина, то ошибки самого пилота едва ли можно как-то оправдать.
На таком фоне решение Михаила перебраться в следующем сезоне за океан и попробовать свои силы в IndyCar выглядит вполне логичным. Когда-то он первым из наших пилотов прокладывал себе путь в гоночных чемпионатах по эту сторону Атлантики, а теперь попробует закрепиться на другой.
Даниил Мове
Команда: SMP by Comtec
Позиция в личном зачете: 12-й (33 очка)
Побед: 0 (л.р. – 8-й)
Поулов: 0 (л.р. – 5-й)
Лучших кругов: 0
Нынешний сезон ФR3.5 стал для москвича рекордным, седьмым по счету. Правда, несмотря на все старания покорить Олимп Мировой серии Renault, пока ему так и не удалось приблизиться к этой цели.
В сравнении с прошлым годом в 2013-м состав участников первенства стал менее грозным, потому Мове был вправе рассчитывать на многое - но на деле все пошло далеко не так, как он рассчитывал. Блестящее пятое место в дождевой субботней квалификации стартового этапа в Монце так и осталось для Даниила едва ли не самым ярким событием всего сезона.
Если все складывалось благополучно, россиянин боролся за места в десятке сильнейших, но все равно выше восьмой строчки Мове подняться в этом году было не суждено. На домашнем этапе он рискнул, преднамеренно допустив фальстарт, и ярко провел гонку, но неизбежный штраф отбросил гонщика назад. Все говорит о том, что пути Даниила и ФR3.5 расходятся навсегда.
Николай Марценко
Команда: Pons Racing
Позиция в личном зачете: 20-й (20 очков)
Побед: 0 (л.р. – 6-й)
Поулов: 0 (л.р. – 6-й)
Лучших кругов: 0
В своем втором сезоне в ФR3.5 молодой красноярец по большей части боролся с одной единственной проблемой: неважной скоростью на одном быстром круге. Если на длинной дистанции Марценко смотрелся весьма неплохо, то в квалификационных попытках ему никак не удавалось заставить шины работать максимально эффективно.
Стартуя из глубины пелотона, Николай раз за разом вынужден был прорываться наверх, стараясь при этом избегать различного рода неприятностей. Время от времени пилот отлично справлялся с этой непростой задачей и добирался до очковой десятки – достаточно вспомнить феноменальные первые круги на Moscow Raceway, когда россиянин обошел десяток соперников, включая и да Кошту, – но в ряде гонок также были и ошибки, которые приводили к сходам с дистанции.
Лучшим результатом в сезоне для Марценко стало шестое место на бельгийском этапе. Пилот имел все необходимое, чтобы регулярно претендовать на места в зачетной десятке, но регулярные квалификационные осечки стали для него сдерживающим фактором.