Сможет ли мир Формулы 1 простить Себастьяна Феттеля?

Джонатан Нобл
29 декабря 2013 в 16:23

Болельщикам не очень нравится, когда в гонках побеждает один и тот же пилот - а Себастьян Феттель по ходу сезона-2013 поднимался на вершину подиума слишком уж часто. Но простил ли мир Формулы 1 немца за этот 'проступок', да и за ряд других? Ответ попытался найти Джонатан Нобл

В рождественских и новогодних детских спектаклях этого года Себастьян Феттель прекрасно бы справился с ролью главного злодея Формулы 1 – немногословного бородатого разбойника с суровым взглядом.

В 2013-м немец не оставил от своих соперников камня на камне – и среди болельщиков стало модно принижать достижения чемпиона мира, теперь уже четырехкратного. Ведь избрать такую позицию проще всего.

Ведь это именно он бесчестно обошелся со своим напарником Марком Уэббером в Малайзии, ослушавшись приказов с командного мостика и украв у австралийца победу в гонке.

Это именно его так сильно невзлюбили болельщики – и яро освистывали всякий раз, когда он вновь поднимался на вершину подиума.

Это его стараниями Формула 1 превратилась в скучноватое зрелище с предрешенным итогом: немецкий гонщик стал новым рекордсменом по количеству побед подряд, выиграв девять заключительных Гран При и по ходу этой серии с огромным преимуществом завоевав очередной титул чемпиона мира.

И это именно у него в голове даже не промелькнула мысль о том, чтобы в прощальной гонке Уэббера пропустить партнёра по команде вперед, позволив тому победно завершить свои выступления в соревнованиях Гран При.

Но было бы неправильно называть влияние Феттеля на спорт сугубо отрицательным – и в равной степени говорить о том, что для самого пилота сезон-2013 стал бы чем-то иным кроме грандиозного успеха.

В уходящем году мир Формулы 1 узнал о личности Себастьяна Феттеля куда больше, чем за все предыдущие годы.

Он проявил свой истинный характер после памятного скандала "Мульти 21", выдержав всю критику в свой адрес, навязал борьбу пилотам Mercedes, блиставшим в начале сезона – и справился со свистом и выкриками во время церемоний награждения. В 2013-м Себастьян стал еще более совершенным, доказав всему миру свои исключительные способности.

В 2013-м превосходство Феттеля было подавляющим © LAT
В 2013-м превосходство Феттеля было подавляющимФото: LAT

Недавно он заявил AUTOSPORT: «Смотря на таблицу общего зачета и количество очков, которое мы заработали, люди, как правило, говорят, что добиться этих побед нам было легко. Но вы забываете о той работе, которую проделала команда.

Лично для меня этот год получился очень сложным: особенно непростым оказался старт сезона со всей этой политикой, с которой никогда не хочется иметь дело.

Также было тяжело не замечать свист в свой адрес, пусть даже я его и не заслуживал. Но зато все мы – и команда, и сам я – стали еще более зрелыми и смогли сделать качественный шаг вперед».

Образом плохого парня Феттель обзавелся во многом после событий Гран При Малайзии.

Его решение не подчиниться приказам с капитанского мостика было ошибочным: оно сыграло свою роль в том недовольстве публики, которое было адресовано немцу в последующих гонках.

Но пусть даже тем воскресным днем на Сепанге он и запятнал своё имя, спустя три недели в Шанхае Себастьян объяснил свои действия и сделал все возможное, чтобы восстановить собственную репутацию.

Попав под перекрёстный огонь со стороны мировой прессы, немец не постеснялся искренне рассказать, почему решился на этот поступок.

Напряжение в отношениях с Уэббером, которое до этого не проявлялось в открытой форме, на сей раз вылились в публичный скандал – и последние отрезки той гонки красноречиво говорят нам о невероятном стремлении Себастьяна к победам – именно оно движет им в первую очередь.

С того момента выступления Феттеля в минувшем сезоне стали практически безупречными. Он выигрывал одну гонку за другой, неизменно оставляя напарника (едва ли стоит использовать термин "товарища по команде") на второстепенных ролях – в то же время планомерно восстанавливая свою репутацию, серьезно подпорченную скандалом в Малайзии.

Себастьян обрел победную поступь и не желал останавливаться на достигнутом, но в этом нет его вины. А что еще ему оставалось делать? Не стремиться к победам в гонках?

Если что-то и не позволяет немцу создать о себе должное впечатление в мире Ф1 – это недостаточное количество возможностей проявить свои истинные качества. В результате пилот обрел образ отрицательного персонажа из детского спектакля, хотя таковым вовсе не является.

Себастьяна мы можем видеть только на экране телевизора, да и то во время Гран При, а сугубо формальные и неестественные пресс-конференции не позволяют разглядеть ту яркую индивидуальность, которой он несомненно обладает.

На отношении к Феттелю также сказался тот факт, что, по общему мнению, воспитанник Red Bull Racing имеет привилегии в команде и является безоговорочным первым номером. Хельмут Марко готов защищать любые действия своего подопечного, а вкупе с безупречными машинами, которые продолжает строить Эдриан Ньюи, легко сделать выводы, что победы Себастьяну преподносятся на блюдечке.

Болельщики предпочитают видеть победителем гонщика, который наперекор обстоятельствам прошел тернистый путь к триумфу. По определенным причинам Феттель под это описание пока никак не подпадает.

Удивительно, но превосходство гонщика на трассах Ф1 оказывает ему медвежью услугу в плане имиджа. При этом общепринятый образ немца вовсе не отражает тех трудностей, через которые ему пришлось пройти.

На вручении Премии AUTOSPORT Феттель уже не раз демонстрировал свою харизму © LAT
На вручении Премии AUTOSPORT Феттель уже не раз демонстрировал свою харизмуФото: LAT

Вот почему было так интересно слушать признания Себастьяна во время вручения Премии AUTOSPORT - где вот уже несколько лет все присутствующие имеют редкую возможность увидеть, каким в действительности человеком он является. Кстати, там же было видно, что отношения пилота с доктором Марко не всегда оказываются столь радужными.

«В Венгрии я услышал вполне отчётливый звоночек, - сказал Феттель, рассказывая о гонке на Хунгароринге (той самой, что до настоящего времени остается последней, выигранной кем-то другим). – Я думал, что проделал в субботу достойную работу. Борьба за поул с Льюисом [Хэмилтоном] была очень плотной, нас разделило всего несколько сотых секунды.

Я был в целом доволен своим финальным кругом в третьем сегменте, но знал, что поул был в зоне досягаемости, потому особенно не радовался. Я зашел в свою комнату моторхоума, стал переодеваться, и когда стоял в нижнем белье, дверь открыл Хельмут Марко и с порога прокричал: "Ты все запорол!".

Я переспросил, что он имеет ввиду.

Он ответил: "Пятый поворот, я отчетливо все видел. Если бы ты проехал его так же, как и на своем быстром круге во втором сегменте, то взял бы поул".

Многие не понимают, сколь сложным в некоторых аспектах оказался для нас этот год. Люди склонны думать, что мы с Хельмутом является закадычными друзьями. Но на самом деле тот пример, что я сейчас вам привел, демонстрирует: он никогда не стеснялся критиковать меня – и, судя по всему, в будущем в этом вопросе ничего не изменится.

Я был просто ошарашен его словами о запоротом круге. Хельмут говорил про пятый поворот и был прав, так как обсудил всё с инженерами и был в курсе дела. И хотя мой круг был не так уж плох, он сказал: "Да, но ты все равно мог взять поул".

В воскресенье мы финишировали на третьем месте, и я вновь счёл это хорошим результатом, принимая во внимание, что в гонке нам пришлось отыгрываться, прорываться сквозь трафик и так далее. Но Марко возразил: "Вот видишь, если бы вчера ты вчера взял поул, то сегодня выиграл бы. Но ты ошибся, и гонка сложилась для тебя неважно". Мне оставалось лишь поблагодарить его за сделанные выводы».

Настоящий Феттель может посмеяться над собой и любит веселиться. Он огорчается, когда остается вторым, спорит с боссами RBR, ошибается, но делает из этого правильные выводы. Он здесь, перед нами.

Просто все эти качества затерялись на фоне его эпохального превосходства в Ф1 – это потрясающе несправедливо, но что поделать – люди действительно не хотят видеть в гонках одного и того же победителя.

Может только тогда, когда победная поступь Себастьяна подойдет к концу, когда ему придется мириться с поражениями и вновь искать дорогу наверх, все поймут и оценят его по достоинству.

Парадоксально, но мир Ф1 получит шанс открыть для себя настоящего Себастьяна Феттеля, лишь когда он окажется в роли догоняющего. И тогда все его несомненно полюбят.

сезон-2013 Формулы 1
сезон-2013 Формулы 1

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle