Анализ: каковы последствия частичного запрета на радиопереговоры
![](https://autosport.com.ru/files/styles/896x504/public/news/2014/09/11/1410447033.jpg?itok=yrQtPnha)
Решение Международной автомобильной федерации частично запретить радиопереговоры в Формулы 1 обрело как своих сторонников, так и противников.
С одной стороны, есть люди вроде Берни Экклстоуна, которые считают, что постоянный инструктаж с командного мостика превратил гонщиков в "домашних любимцев".
С другой – некоторые предполагают, что Ф1 всегда опиралась на две составляющие, команды и пилотов – и многочисленным болельщикам нравится следить за их взаимным общением.
Но независимо от этих полярных мнений, директор гонок FIA Чарли Уайтинг разослал всем командам сообщение, которое запрещает им в будущем сообщать пилотам информацию об их собственном темпе и скорости соперников в любой форме. И это нововведение явно будет иметь немаловажные последствия.
НА ПЛЕЧИ ПИЛОТОВ ЛЯЖЕТ БОЛЬШЕ РАБОТЫ
Командам придется изменить свои принципы взаимосвязи с пилотами, которые теперь будут вынуждены решать куда больше задач – что и являлось главной целью этого нововведения.
Отныне будет запрещено информировать гонщиков об их темпе в сравнении с соперниками и подсказывать, в каких местах трассы можно прибавить: сделать все это можно будет только при заезде на пит-стоп.
Такое изменение должно сыграть на руку тем, кто постоянно пилотируют на пределе, а не ориентируется на данные телеметрии, которая подсказывает, где можно отыграть время.
Также теперь гонщикам предстоит активнее отслеживать информацию с небольшого дисплея на руле автомобиля, что поможет тем, кто способен одновременно выполнять множество функций в кокпите машины.
Интересно, что не все команды оснастили рули своих машины дисплеями большого размера, хотя в этом сезоне такая возможность была впервые предоставлена им.
Таким образом, командам вроде Red Bull Racing, Williams и Lotus, которые используют небольшой дисплей, придется либо пересматривать конструкцию руля и срочно готовить новое решение, либо оставлять своих пилотов без важной информации.
Глава гоночной бригады Lotus Алан Пермейн сказал: «Я подозреваю, что не только у нас одних маленький дисплей на руле, но в результате наша команда вновь оказалась в проигрышной ситуации».
С одной стороны, инженеры могут использовать кодовые слова, чтобы обойти этот запрет на радиопереговоры. Именно так было в то время, когда FIA признала нелегальной командную тактику.
Говоря об этом, гоночный директор McLaren Эрик Булье заявил: «Конечно, такое возможно. И я не сомневаюсь, что выражения вроде "на небе ясно" будет специальным кодом».
Пока неизвестно, станет ли считать FIA такие специальные кодовые слова нарушением регламента.
КАК ЗАПРЕТ СКАЖЕТСЯ НА СКОРОСТИ ПИЛОТОВ?
Серьезных изменений в скорости гонщиков ожидать не стоит, хотя от этого запрета и проиграют те, кто привык полагаться на информацию, получаемую из боксов. Однако Пермейн подчеркнул, что далеко не каждому пилоту нравится такой способ взаимодействия с инженерами.
«Некоторые находят это очень эффективным, но другие вообще не хотят ничего слышать, - сказал он. – Я бы сказал, что наши пилоты [Ромен Грожан и Пастор Мальдонадо] относятся к этому нейтрально, им больше нравится работать с телеметрией, находясь в боксах.
Я знаю, что на круге заезда в боксы в Mercedes предпочитают говорить своим пилотам, в каких местах они проигрывают. Конечно, этот частичный запрет обрадует далеко не всех, но не думаю, что картина серьезно изменится».
Но даже если расстановка сил останется более-менее прежней, эти изменения должны пойти на пользу имиджу Формулы 1.
Как сказал Булье, многие проблемы Больших Призов в этом сезоне связаны с восприятием чемпионата общественностью – к примеру, ходит распространенное мнение, что нынешние машины стали легче в управлении. Поэтому француз считает, что если нововведения изменят отношение к пилотам, то их уже можно считать позитивными.
«Если считать, что гонщики потеряли свой звездный статус, когда радиопереговоры стали доступны для зрителей, то об этом нужно задуматься, - сказал гоночный директор McLaren. – Но в действительности это не так. Формула 1 остаётся Формулой 1. Здесь пилоты по-прежнему развивают скорости в 350 км/ч.
Им всё так же приходится пилотировать машины на пределе. Конечно, с точки зрения физической нагрузки автомобили можно сделать более сложными в управлении, но дело здесь просто в восприятии. Нам нужно его изменить».
И сейчас отношение к гонщикам начнёт меняться в буквальном смысле. Произойдёт это уже в СИнгапуре.