Анализ: почему передние антикрылья Red Bull признали нелегальными
Исключение пилотов Red Bull Racing из протокола квалификации за нарушение технического регламента породило новые споры о допустимой гибкости элементов кузова машин Формулы 1.
В FIA постановили, что при приложении нагрузки передние антикрылья команды прогибались сильнее, чем допустимо правилами, но в детали проведенной проверки представители федерации вдаваться не стали.
Правда, FIA сообщила, что вопросы у них вызвали задние несущие плоскости антикрыла – это элементы (на рисунке), расположение которых обычно можно изменять.
Команды регулируют угол атаки этих элементов с помощью резьбовых приспособлений, но любое их перемещение вследствие контакта с воздушным потоком запрещено.
Есть еще пара требований, касающихся передних антикрыльев.
Статья 3.15 гласит, что кузов должен быть жестким и неподвижным по отношению к другим элементам машины.
100%-ную жесткость гарантировать нельзя, так что последующие пункты регламента определяют проверки, которые могут быть применены к определенным областям шасси.
Статья 3.17 в деталях описывает различные тесты на изгиб, но в их число входит лишь одно испытание переднего антикрыла, которое, к тому же, не затрагивает несущие плоскости.
Для контроля за соблюдением пункта 3.15 в регламенте есть статья 3.17.8, согласно которой FIA разрешено проводить любые нагрузочные тесты в любой части кузова, когда есть веские основания полагать, что они движутся, когда машина находится в движении.
Если указанные плоскости переднего антикрыла прогибаются на высоких скоростях, то самое очевидное – это приложить центр нагрузки к задней части этих элементов.
Такая гибкость может достигаться несколькими способами. Во-первых, углепластиковые элементы кузова сами по себе являются гибкими.
Поэтому во время тестов на изгиб, которые проводят FIA, все показатели находятся в допустимых границах, но при более высоких нагрузках элементы кузова могут деформироваться сильнее, чем это позволено регламентом.
Во-вторых, в конструкции переднего антикрыла может использоваться, например, пружина, которая во время испытаний на гибкость при заданных величинах позволяет пройти тесты FIA, но при больших нагрузках ситуация меняется.
В Red Bull Racing согласились с выводами FIA, но указали, что все соперники интерпретируют правила аналогичным образом, намекая, что не только они заслуживают наказания.
Анализировать поведение элементов шасси во время работы машины на трассе – непростое занятие. Немного облегчают задачу записи с бортовых камер, но часть переднего антикрыла скрывается за колесами и рычагами подвески.
Куда лучший ракурс получается с камеры, которая установлена в нижней части носового обтекателя, как это было на машине Williams Валттери Боттаса в Абу-Даби. Создалось впечатление, что открылки на переднем антикрыле финна также изгибались, но в FIA не нашли нарушений Технического регламента со стороны коллектива из Гроува.
Во время трансляции квалификации нередко можно было увидеть, как передние антикрылья серьезно изгибались при атаке поребриков. Порой появлялись и красивые снопы искр, когда антикрыло задевало асфальт.
Такая гибкость переднего антикрыла неизбежна и вовсе не является доказательством, что команда получает за счет этого преимущество.
Фотографии некоторых автомобилей в конце длинных прямой перед зоной резкого торможения выглядят так, будто их передние антикрылья прогибаются относительно рычагов подвески. Но такие снимки редко сделаны под правильным углом, поэтому наклон переднего антикрыла может ввести зрителя в заблуждение.
В любом случае, команде Red Bull Racing предстоит заменить или доработать свои антикрылья перед финальной гонкой сезона.