Ралли Марокко: экватор гонки и множество аварий на третьем этапе
Третий этап стал экватором Ралли Марокко и включал в себя три спецучастка протяженностью 80, 211 и 72 км. Также это был самый длинный гоночный день, ведь протяженность общего маршрута составила 541 км. Главная нагрузка на этапе была на штурманов, ведь организаторы отошли от привычного сценария раздачи дорожных книг накануне, чтобы за ночь можно было подготовиться к гонке, и выдали роадбуки за пять минут до старта на спецучастке. Это должно было уравнять шансы на победу у всех, но в итоге что-то пошло не так.
Уже на первой гоночной секции многие пилоты из первой десятки генеральной классификации разбили свои машины: сначала в непрописанную в дорожной книге яму на 75 км нырнула Toyota Hilux Бернарда тен Бринке, затем в этом же месте повредил подвеску своей Toyota двукратный чемпион Формулы 1 Фернандо Алонсо и перевернулся поляк Арон Домзала, выступающий в категории Т3 на Can-Am Maverick X3. Немногим позже на похожем по степени опасности участке попали в аварию ещё два экипажа – голландец Эрик ван Лон оторвал на своей Toyote Hilux Overdrive передний рычаг, а чех Мартин Прокоп и вовсе разбил свой автомобиль, помимо этого его штурмана Яна Томанека эвакуировали на вертолете.
Все пять российских экипажей доехали до финиша, но и они отметили, что дорожная книга содержала много ошибок и была причиной большого количества аварий на трассе. Виктор Хорошавцев и Антон Николаев только по счастливой случайности избежали участи коллег, хотя и сами тоже чуть не перевернулись на трассе, угодив в неотмеченную в «легенде» промоину, сломав передний рычаг и пробив два колеса.
«По навигации спецучасток был более-менее понятный, но сама дорожная книга была некорректно написана: неверно были отмечены позиции, иногда не было указано курса, не прописаны места, особо опасные для автомобиля и даже жизни экипажа, – прокомментировал Антон Николаев. – Мы старались ехать аккуратно, один раз немного «поблудили» в поисках точки. Издалека видели по пыли как перевернулся наш товарищ по команде Эрик ван Лон. Там не было ни одного знака, предупреждающего об опасности. Он оторвал передний рычаг своего автомобиля, а до этого мы видели разбитую машину Мартина Прокопа на похожем не отмеченном участке.
Неприятность с нами случилась в зоне ограничения скорости, где мы пытались обогнать «кибитку», но поймали правым колесом промоину и чудом не перевернулись. Потеряли на ремонте колес и рычага 40 минут и помчали дальше. Выдача дорожных книг прямо перед стартом держит в нервном напряжении, но в принципе ничего страшного в этом нет, потому как такой способ уравнивает шансы всех штурманов и делает борьбу честной. Главное, чтобы сам роадбук был корректный».
Остальные российские экипажи справились со всеми задачами, но технические неприятности настигли и их Только Сергей Карякин и Антон Власюк избежали поломок и без проблем проехали весь маршрут третьего дня.
Фёдор Воробьёв и Кирилл Шубин лидировали в Т3 на первых двух секциях несмотря на то, что накануне на втором спецучастке они сломали передний рычаг и задние две тяги, однако на третьем отрезке, корректируя курс на точку, из-за верблюжьей травы влетели на большой бугор. Благодаря напарнику по команде – оманцу Абдулле Аль-Заиру экипаж Фёдора Воробьёва смог выбраться из коварной ловушки и финишировал шестым.
На Can-Am Maverick X3 Александра Доросинского и Олега Уперенко уже в начале первого спецучастка порвался пыльник привода, потом сломался и сам привод. Какое-то время они ехали на заднем, но пыльник заднего привода также не выдержал, поэтому гонщикам оставалось только как-нибудь добраться до финиша и уложиться в норматив, что они и сделали. В подобной ситуации были их земляки Алексей Шмотьев и Андрей Рудницкий, которые финишировали за девять минут до окончания нормы времени. Причиной такой большой потери времени были три пробитые колеса, сломанная рулевая тяга и задний поперечный рычаг. Почти все штурманы российских экипажей отметили плохое качество написания дорожной книги и несоответствие её с реалиями трассы.
«Проблема не в выдаче дорожной книги перед самим стартом, можно быстро проверить наличие всех страниц и правильного порядка позиций, но с учетом того, что творилось, я считаю, что верить нельзя даже правильно стоящим страницам, – прокомментировал Андрей Рудницкий. – Именно по вине роадбука оказалась полностью уничтожена одна машина, а две – повреждено. Лидер зачета Т3 Арон Домзала там оставил всю свою борьбу и машину. Весь вопрос не в том, когда выдается книга, а в том, как она пишется».
По итогам дня лучшим из россиян стал экипаж Сергея Карякина и Антона Власюка, показавший 15-е время в абсолюте и третье в категории Т3. Федор Воробьёв с Кириллом Шубиным заняли 17-е в место общем зачете и 6-е в своей категории. Александр Доросинский и Олег Уперенко стали 7-ми в Т3 и 20-ми в абсолюте. Виктор Хорошавцев и Антон Николаев на 23-й строчке протокола третьего этапа. А Алексей Шмотьев и Андрей Рудницкий добрались до финиша только 26-ми и стали 10-ми в категории Т3.
«Первый доп мы проехали очень хорошо и стали нагонять Остина Джонса, отыграв у него 40 секунд, – рассказал Алексей Шмотьев. – Потом была зона нейтрализации с лиазоном. На втором допе у нас начались проблемы. Мы прокололи два колеса с разницей в десять минут, из-за чего потеряли время и своё преимущество. На этом допе участники поплутали, но мы быстро справились с навигацией и финишировали. На третьем допе мы прокололи ещё одно колесо и финальные 40 км ехали на пробитом колесе на минимальной скорости, но смогли финишировать за 11 минут до закрытия финиша».
После трёх этапов Сергей Карякин идёт на 10-м месте абсолюта и на 3-м в T3. Алексанр Доросинский – 11-й в общем зачете и 4-й в классе, Виктор Хорошавцев занимает 15-ю строчку общего зачета. А Алексей Шмотьев и Фёдор Воробьёв теперь на 17-й и 21-й позициях соответственно, на 6-м и 9-м месте в Т3.
Четвертый день Ралли Марокко снова пройдёт вблизи города Эрфуд. Участники проедут один спецучасток, но его длина составит 409 км, а общий маршрут дня и вовсе будет равен 508 км. Эксперимент выдачи дорожных книг перед стартом продолжается, времени отыграть потерянное время становится всё меньше, а каменистая трасса становится просто непредсказуемой.