WRX: Итоги дебютного этапа в Барселоне или Карлсон вернулся!
Все лето и первый этап сентября в мире ралли-кросса прошел под полной доминантой команды Peugeot-Hansen и её пилотов Тимми Хансена и Дэви Дженни, успевших и по две победы одержать и огромный отрыв в командном зачете первенства заполучить. Доминанта эта была настолько серьезной, что даже незыблемые, казалось, позиции лидера чемпионата в личном зачете Петтера Сольберга немного пошатнулись. И все ждали, когда же эта невероятная серия подопечных 12-ти кратного чемпиона Европы Кеннета Хансена закончится.
Ведь не привыкли мы к тому, чтобы одна команда имела столь серьезный перевес надо всеми остальными. Все-таки в ралли-кроссе роль случая гораздо лучше прописана невидимым режиссером, нежели во всех остальных видах автомобильного спорта. Но нынешний сезон все больше намекает на то, что с возрастанием профессионализма и конкуренции в чемпионате, на удивление одновременно возрастает и разделение на "счастливчиков" и "неудачников".
Чем заслужил такое черное расположение фортуны Лиам Доран или Тимур Тимерзянов до сих пор остается загадкой. Но и в Барселоне англичанин в очередной раз был отправлен партнерами по заезду в бетонный отбойник, а россиянин вылетел в полуфинале.
Но сегодня речь не о них... Петтер Сольберг. Действующий чемпион мира. Все то время, когда раскрывались таланты Дэви Дженни и Тимми Хансена он мрачнел с каждым днем. Сначала просто мило улыбался, когда сходил в финале, потом молча воспринимал нотации Хансена, когда вынес его с трассы в Канаде, а потом уже обрывал корреспондентов, пытавшихся разузнать, как у него дела после полуфинала во Франции.
Последний его успех чемпиона мира датирован аж 24-м мая. Тогда он переиграл всех на родине ралли-кросса в Лидден-Хиле. А пять следующих этапов для норвежца прошли только с тратой нервных клеток. Это еще хорошо, что созданный на старте запас таял не слишком быстро.
Старт в финале с четвертой позиции вроде бы и не сулил больших дивидендов, но Сольберг собрал всех молодых и талантливых, чтобы разом дать им урок. То как он скользнул на внутренний радиус в тот момент, когда Хансен и Кристоферсон мерялись своими амбициями, постепенно съезжая наружу поворота, можно уже сейчас заносить в учебники по ралли-кроссу. И настолько чисто и правильно это было сделано, что даже осталось ощущение – все соперники просто расступились, пропуская Сольберга вперед. А уж поехав по чистым траекториям, Сольберг своего превосходства никому не отдал!
Да, получается, что в зачете чемпионата Хансен даже отыграл у Сольберга в Барселоне два очка за счет более удачных квалификации и полуфинала. Но запас в 35 баллов на оставшиеся три этапа – это очень серьезно! Чтобы опередить Сольберга, Хансену надо все оставшееся прибрать к своим рукам. Но даже этого окажется недостаточно, если норвежец будет регулярно добираться до финалов. Но самое главное даже не в этой арифметике, а в том, что Сольберг снова вернул себе спокойствие и широкую улыбку, достойную прозвища "мистер Голливуд".
И как всегда уже после того, как все свершилось, прояснились некоторые сопутствующие детали. Еще за несколько дней до гонки Сольберг с Маттиасом Экстрёмом съездили на тренировку футбольного клуба Барселона. Посмотрели, как тренируются мировые звезды, пообщались с ними, из рук Андреаса Иньесты получили футболки Барселоны со своими фамилиями. В этот момент выяснилось, что сын Петтера Оливер – большой фанат именно Барселоны и старается не пропустить ни одного телевизионного показа матча любимой команды.
Потом на финал Сольберг одел перчатки все в той же сине-гранатовой расцветке, заикнувшись еще в интервью перед финалом, что надеется на принесенную ими удачу. А когда всходил на пьедестал, поведал миру, что в этот же день его сын одержал одну из самых важных побед в своей жизни. И как он успел проследить за тем, как сын выиграл гонку в Швеции?!
Но давно уже известно, что для Петтера сын, идущий по его стопам, едва ли не важнее всего остального мира. Хорошо еще, что выходя на финал, чемпион мира не просит поставить ему в кокпит смартфон, на котором будет идти прямая трансляция заезда его сына!
Так что эти две недели, прошедшие с этапа во Франции, когда Сольберг не ездил домой, а работал с командой вплоть до победного финиша в Барселоне, не прошли даром! Петтер приедет к Оливеру с подарками – и с Кубком за победу, и с футболкой Барсы с фамилией Сольберг на спине. Там ведь инициалов не ставили!
Не прошли даром они и для всего мира ралли-кросса. Во-первых, еще несколько шагов по расширению мира ралли-кросса сделали. Дебютировал в Барселоне Тимо Шайдер, двукратный как Маттиас Экстрём, чемпион ДТМ. И снова только восторженные слова довелось услышать из его уст и в адрес автомобиля, которым он управлял, и в адрес соревнований.
В младшем классе тем временем дебютировали первый в ралли-кроссе африканец 17-летний представитель Кении Техас Хирани и величайшая мотогонщица современности из Каталонии Лайя Санс. Так что и местным зрителям было за кого поболеть!
А во-вторых Барселона доказала, что ралли-кросс вполне совместим со стационарными трассами, на которых мы привыкли видеть Формулу 1 или Мoto GP. Опыт Хоккейнхайма весной был неплохим, но не самым удачным. Там все немного испортил дождь, из-за которого мощные машины ралли-кросса быстро разметали по углам гравийный отрезок трассы.
В Барселоне поступили расчетливее. Они еще в конце августа пригласили к себе пилотов на первую рекогносцировку. А потом ходили за ними с блокнотиками и записывали все их пожелания. Большую часть из них удалось воплотить в реальность уже к концу сентября. Рейнис Нитишс честно признался, что прежде испытывал скептицизм в отношении трасс, сооруженных специально. Но Барселона заставила его это отношение переменить. Переменить кардинально. В итоге все остались довольны.
И даже не самые привычные для ралли-кросса высокие отбойники и ретардеры, о которые было оторвано немало бамперов и крыльев, о которые было разбито немало подвесок, не стали поводом для отрицательных эмоций. Все с удовольствием восприняли эти правила игры, прекрасно понимая, к чему это может привести.
Конечно, такие места как британский Лидден Хилл, как норвежский Хелл или французский Лоэак навсегда останутся историей ралли-кросса. И всегда будут собирать десятки тысяч зрителей на этапы чемпионата мира. Но с точки зрения маркетинга, с точки зрения дальнейшего развития ралли-кросса, с точки зрения завоевания им мировой известности проще использовать намоленные у любителей автоспорта места.
И в таком случае трассы Формулы 1, которые знают уже во всем мире, подходят как нельзя лучше. Барселона доказала, что сделать все возможное для успешного проведения этапа чемпионата мира по ралли-кроссу вполне реально. И это пример для всего мира!
Игорь Швецов специально для AUTOSPORT.com.ru
Итоговые результаты
Поз. | Пилот | Команда | Машина | Круги | Время/Отст. |
---|---|---|---|---|---|
1. | Петтер Сольберг | SDRX | Citroen | 6 | 4.51,051 |
2. | Йохан Кристофферсон | Volkswagen Team Sweden | Volkswagen | 6 | +2,673 |
3. | Тимми Хансен | Team Peugeot-Hansen | Peugeot | 6 | +2,858 |
4. | Дэви Дженни | Team Peugeot-Hansen | Peugeot | 6 | +5,744 |
5. | Таннер Фауст | Marklund Motorsport | Volkswagen | 6 | +5,959 |
6. | Робин Ларссон | Audi | 0 | -6 кругов |