«Один из проектов календаря удивит всех». Глава РСКГ – о рекорде, популярности серии и сравнениях с WTCR
Чем «кузова» интереснее формул? Насколько изменилась Российская серия кольцевых гонок за последние десять лет? И как привлечь новых зрителей? В эксклюзивном интервью нашему сайту рассказал руководитель СМП РСКГ Олег Петриков.
Завершился сезон СМП РСКГ-2021. Серия не столь популярна у болельщиков, как мировые кольцевые соревнования, однако некоторые считают, что СМП РСКГ даже интереснее Формулы 1. Почему стоит смотреть русские гонки?
Олег Петриков: У нас свыше сотни участников из трех десятков городов, плотное расписание уик-энда, которое включает от восьми до 12-ти гонок, семь технических классов (два из которых международные).
У нас кузовные гонки – а значит, контактов здесь куда больше, чем в хрупких формулах, и борьба идет на всех эшелонах пелотона. При этом автомобили построены на базе серийных и узнаваемы. Присутствуют разные марки, как привычные по обычной жизни – так и дрим-кары. Наконец, у нас до последнего этапа сохраняется интрига в распределении титулов и призовых мест – всё решается в финале.
Кто сомневается – может посмотреть любую гонку на нашем Youtube-канале и убедиться: СМП РСКГ – это действительно интересное зрелище.
Чем запомнился прошедший сезон?
Олег Петриков: Несмотря на ковидные ограничения, мы провели нормальный сезон – хотя согласовывали каждый этап с региональными властями. И на четыре смогли пригласить болельщиков.
Семь этапов прошли по плану на семи автодромах в разных регионах страны, в том числе на двух трассах Формулы 1 – на действующей, в Сочи, и на будущей, под Питером.
Мы установили очередной рекорд по числу участников. Максимум на этапе – 112 пилотов, в сезоне отметились почти 140 человек. Наконец, приятным открытием стало появление новых молодых звезд.
О каких звездах речь?
Олег Петриков: В первую очередь речь о классе Туринг, или TCR Russia, где обострилась борьба поколений. Тут есть признанные гранды – например, Ладыгин или Брагин, у которых на двоих, наверное, титулов тридцать – причем как российских, так и европейских.
А теперь молодежь показывает им зубы. Вчерашний юниор Егор Фокин выиграл гонку на первом же этапе, Егор Оруджев регулярно брал поулы и подиумы, братья Слуцкие стали просто открытием сезона. При этом прошлые заслуги не играют роли. В Туринге поехали Айдар Нуриев и Матвей Фуражкин, тоже молодые парни, чемпионы Европы по ралли-кроссу и автокроссу – но у них не задалось. Хотя, надеюсь, они смогут проявить себя в следующих сезонах.
Равно как и чемпион BaTCC, прибалтийского турнира TCR, который выступал на нашем финале в Сочи – он оценил уровень русских гонок, но конкурировать на равных с нашими пилотами сходу не смог. Кстати, помимо него из иностранцев в сезоне отметился чемпион Казахстана Александр Артемьев – мы удовольствием встречаем зарубежных пилотов.
Часть звезд все же уходит из СМП РСКГ? Например, это первый за многие годы сезон без Алексея Дудукало..
Олег Петриков: Это выбор команды, которая решила, что опыт Алексея будет более востребован на позиции тренера и инженера, но которая не исключает его возвращения за руль. Ещё из потерь в сравнении в 2020-м – Клим Гаврилов, который пошел на повышение и провел дебютный сезон в Кубке Европы FIA ETCR и выиграл там финальную гонку. Остальные все при деле, пусть и в разных классах.
Туринг всё же просел по участникам по сравнению, например, с 2018-м. Чем это вызвано?
Олег Петриков: Переходный период. В следующем сезоне мы не ждем скачка, но планируем сохранить число участников на уровне 12-15 человек. Уже сейчас к топ-классу СМП РСКГ присматриваются бывшие юниоры и пилоты из других дисциплин. Трансфер в Европу наверняка будет – тот же Захар Слуцкий может поехать в FIA ETCR, но будут и новые открытия. Т.е. мы остаемся трамплином для сильных пилотов, даем хорошую школу – и их пример привлекает новых участников.
Есть развитие в других классах?
Олег Петриков: Хорошо проявил себя зачет SMP GT4 Russia, который мы в прошлом году запустили в соответствии с техтребованиям международного промоутера GT-классов, компании SRO. Это было очень правильным решением: в сезоне-2021 появились новые пилоты, новые машины: к Mercedes-AMG, Porsche Cayman и KTM X-Bow добавился BMW M4. Джентльмен-драйверы тренируются больше, чем профессиональные пилоты, их уровень за этот год очень вырос. Сейчас наша главная задача – не превратить класс в гонку тренировок, чтобы не отпугнуть новых любителей.
Ещё одно удачное начинание – класс спортпрототипов?
Олег Петриков: Да, этот зачет мы ввели также в 2020-м, а сейчас в нем выступали уже 29 пилотов. Среди них тоже встречаются звезды – например, победитель немецкого чемпионата VLN Александр Акименков. В этом классе выступают разные по скорости машины, и бороться за победу в абсолюте можно только при кворуме. Шорткаты – «русские «Лотусы» – опять были самыми популярными, но я надеюсь, что это станет примером для остальных: у Легенд и Митджетов есть потенциал.
Что нужно, чтобы развить популярность у зрителей?
Олег Петриков: Если говорить про прошедший сезон, то видно, что о нас знают. Число зрителей на этапах, которые смогли провести с болельщиками, не превышало пять тысяч человек – но мы ограничивали количество билетов, соблюдая рекомендации Роспотребнадзора.
А если говорить в целом… Во-первых, серия должна быть узнаваемой. Мы над этим работаем не первый год: трансляции на телеканалах смотрят миллионы, там выходят обзоры и авторские программы в прайм-тайм. Спросите любого нашего пилота – даже те, кто в СМП РСКГ недавно, вспомнят хотя бы один случай, когда их узнавали в обычной жизни именно как гонщиков.
Во-вторых, каждый этап для болельщиков должен быть праздником. С нашей географией мы приезжаем в разные регионы раз в год, и люди должны ждать нас – и не пропустить этот момент. Для этого мы превратили этапы в «Фестивали скорости» – семейные праздники, где каждый может найти себе занятие помимо просмотра заездов профессиональных пилотов. Это тюнинг-шоу, гонки на симуляторах и радиомоделях, викторины, розыгрыши ценных призов, детские зоны и фуд-корты. Все это позволяет зрителям провести на автодроме полноценные выходные, как в парке развлечений.
В третьих, важен элемент вовлеченности. Как правило, болеют за «своих»: земляков, людей, выступающих на той же модели автомобиля, за выпускников твоего института… Главное – найти точку пересечения. И в соцсетях, в телетрансляциях мы стараемся показать пилотов живыми людьми, а не абстрактными фигурами.
Вот пример из этого сезона. Автоблогер Стас Асафьев дружен с нашим пилотом Ефимом Гантмахером и решил не только сам поболеть за него, но и привлек десятки тысяч своих подписчиков. Мы только рады такому сотрудничеству – поэтому пригласили Стаса комментатором на финальный этап. Если есть мостик, который связывает болельщика с происходящим на трассе – смотреть на соревнования всегда интереснее.
Есть ли прогресс у российских кольцевых гонок?
Олег Петриков: Есть, и в этом заслуга промоутера, SMP Racing, который объединил чемпионат и Кубок России в 2014 году. До этого серия называлась RTCC и RRC, их промоутеры Сергей Крылов и Рубен Шумеев сделали много для развития – однако им было в каком-то смысле труднее. Сначала не было стационарных трасс, гонки проводились на временно перекрытых городских улицах. С одной стороны, зрители всегда были, с другой – спортсменам неуютно и небезопасно в окружении бордюров, столбов и деревьев. И у них не было достаточно времени для планомерного развития.
Затем 2013-й показал, что можно по инерции провести сезон без промоутера, но без финансовой поддержки и централизованного руководства было много вопросов к уровню соревнований.
А потом пришла наша команда, которая, правда, тоже сталкивается с форс-мажорами едва не каждый год. В самом начале был обвал курса рубля, в последние два года коронавирус поставил под угрозу проведение гонок. Однако в 2020-м мы, хоть и начав в середине лета, провели за три месяца все семь запланированных этапов, запустили два новых класса и поставили рекорд по числу участников. А в 2021-м побили этот рекорд.
В конце ноября на Сочи Автодроме прошел финал Кубка мира FIA WTCR, и некоторые отмечают, что уровень СМП РСКГ ещё не дотягивает до международного…
Олег Петриков: Не очень понятно, почему национальный чемпионат сравнивают с мировым. Давайте посмотрим на серии TCR в других странах – да, сейчас мы уступаем Италии и Германии по числу участников (хотя есть сезоны, когда мы шли с ними вровень), но не по уровню пилотов. Наши спортсмены достойно выступали на этапах того же итальянского TCR: Лев Толкачев, Ибрагим Ахмадов и Денис Григорьев набирали очки, а Клим Гаврилов и вовсе выигрывал заезды.
Что до сравнения с FIA WTCR – не очень понятно, чем мы хуже. Организаторы не носят стартовые наклейки в каждый бокс? Так извините – у них на этапе 22 пилота, а у нас 112. Не выносим гигантскую декоративную арку на стартовую прямую перед гонками? Так в Кубке мира две гонки, а у нас 12 – расписание уик-энда СМП РСКГ расписано с точностью до секунды, на каждый старт арку не вынесешь. Хотя, если общественность просит, можем об этом подумать.
Почему чемпион и призер российского Туринга не смогли блеснуть на этапе Кубка мира?
Олег Петриков: Lada Sport стала единственной командой, которая заявилась на российский этап FIA WTCR. Это смелое решение: машины в нашем Туринге такие же, как в мировом, но новичкам положен балласт. Вдобавок им пришлось за две короткие тренировки искать настройки для шин Goodyear, тогда как в СМП РСКГ все ездят на шинах Yokohama. И то, что Кирилл Ладыгин и Михаил Митяев финишировали в заключительной гонке FIA WTCR на 13-м и 14-м местах, когда семь пилотов Мирового Туринга сошли – уже достижение.
Какие планы на будущий сезон СМП РСКГ?
Олег Петриков: Есть несколько проектов календарей: традиционный и такой, который сможет всех удивить. Мы постарались учесть расписание мировых чемпионатов, чтобы поклонникам автоспорта было удобнее следить за русскими гонками. И, надеюсь, на этот раз никакие форс-мажоры не помешают провести сезон на высочайшем уровне.